О Клубах

Родительский клуб, как способ развития родительского потенциала.

Соколова Татьяна Владимировна, директор МБУ ДО “ЦППМС “Семья”.

Динамичное развитие общества, новые социально-экономические условия, к сожалению, привели не только к положительным, но и отрицательным явлениям. Одним из них является деформация системы семейного воспитания: роль родительства, качество воспитательного процесса противопоставляются сегодня внешнему благополучию. Родители нередко проявляют халатность и неграмотность в воспитании собственных детей.

На наш взгляд, причинами семейных проблем являются следующие факторы:

  • нарушение традиций семейного воспитания, доминирование на протяжении продолжительного времени идеи о приоритете «коллективного» воспитания над семейным;
  • трансляция, тиражирование насилия и жестокости в средствах массовой информации, которые планомерно вытесняют традиции семейного воспитания из процесса личностного становления детей и подростков, ставя под сомнение авторитет старшего поколения – родителей, педагогов;
  • социальное, экономическое  неблагополучие – не менее важный фактор, отягчающий ситуацию семей «зоны риска».

В Центре “Семья” работа с семьей находится в зоне особого внимания. Она представляет собой сложный и разноплановый вид деятельности многих специалистов: социальных педагогов, педагогов-психологов, юриста, врача психоневролога. В практике работы, направленной на повышение родительского потенциала и психолого-педагогической культуры родителей используются индивидуальные беседы и консультации, лекции и выступления на родительских собраниях, распространение информационных буклетов. Одной из эффективных форм работы специалисты центра считают организацию клубной деятельности с родителями. Данная форма работы проводится на протяжении 10 лет и позволяет решить задачи направленные на:

  • повышение психологической культуры родителей;
  • упрочнение внутрисемейных связей;
  • обучение ненасильственным методам воспитания;
  • повышение самооценки и отработка навыков родительства.

На сегодняшний день на базе Центра “Семья” работают «Клуб для пап и мам», клуб для замещающих семей «Теремок», этнопсихологический клуб для детей и родителей «Вечера».

На ежемесячных встречах в «Клубе для мам и пап», которые проводятся в форме групповой беседы или мини тренинга обсуждаются темы: «Возрастные особенности детей», «Как подготовить ребенка к сдаче экзаменов», «О вредных привычках», «Жить в ладу с собой и ребенком», «Как научить детей правильно обращаться с финансами», «Роль семьи в развитии детской тревожности: психосоматический аспект», «Ребенок после травмы и заботящийся взрослый: от утраты к полноценной защите», «Влияние стиля семейного воспитания на характер отношений подростков с родителями и сверстниками».

Основными участниками клубных встреч являются представители семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, так называемых семей «группы риска». Многие из них имеют низкий уровень социальной адаптации и психологической культуры. Несмотря на это родители данной категории с интересом слушают специалистов, участвуют в дискуссиях, играх и упражнениях на развитие личностного и родительского потенциала, навыков коммуникации и самопознания.

Клуб для замещающих семей «Теремок» работает четвертый год. За это время в его работе приняли участие более шестидесяти семей. Клубные встречи позволяют родителям, взявшим на воспитание детей, в процессе конструктивного общения обсудить проблемы воспитания приемных детей, получить информацию по вопросам возрастной психологии, детско-родительских отношений, сохранения здоровья и самосбережения. Наиболее ценным в работе этого клуба является то, что замещающие родители имеют возможность общаться с людьми, имеющими такой же статус и схожие проблемы как у них, почувствовать поддержку единомышленников.

Этнопсихологические занятия клуба «Вечера» основываются на музыкальной организации, идеях этнопедагогики и современных разработках в области работы с семьей. На занятиях используется материал из работы Каримова А.Р. «Видеть, слышать, понимать», русские традиционные игры, фольклор. Целью работы является возрождение традиционных семейных ценностей.

Занятия выстраиваются с привлечением к активному участию, как детей, так и взрослых. Важной частью работы является использование «живых тренажеров», то есть работа с телом, практическое и непосредственное взаимодействие. В качестве ритмической основы для выполнения упражнений на занятиях применяются народные инструменты – балалайка, баян, гитара. Опыт поколений по отработке гендерных и социальных ролей легко и с удовольствием воспринимается участниками через игру. Именно игра и пляс являются основным видом деятельности в занятиях клуба.

Совершенно ясно, что сопровождение семьи сегодня требует поиска новых форм и направлений в работе, а положительный результат возможен при комплексном взаимодействии многих специалистов разного уровня.

 

 

Comments are closed