Учимся ставить цели и планировать

Возможно, кому-нибудь покажется необычно рассматривать целеполагание и планирование в контексте сегодняшней непростой ситуации, однако мне такой подход кажется логичным, и я надеюсь своей статьей вас в этом убедить.

Здоровье не существует само по себе. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Едва ли не более важный компонент нашего здоровья, это здоровье психическое, а многие болезни по своей природе психосоматические. Каждый из нас должен понимать, как важно с детства избегать факторов риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не носящий ущерба физическому и психическому состоянию.

Рассмотрим целеполагание и планирование как компетенции, необходимые для эффективной жизнедеятельности человека, рациональному использованию времени и своих возможностей.  Необходимо с детства учиться постановке правильных целей и эффективному планированию своей деятельности.

И как ни парадоксально, возможно это особенно важно именно сейчас, в условиях «свалившегося» на нас свободного времени. Давайте проживем его так, чтобы потом, оглянувшись назад, у нас не было ощущения, что прожили мы его бесцельно.

Например, поучимся эти самые цели ставить.

Вместо эпиграфа:

«…Завидев Алису, Кот только улыбнулся. Вид у него был добродушный, но когти длинные, а зубов так много, что Алиса сразу поняла, что с ним шутки плохи.
— Котик! Чешик! — робко начала Алиса. Она не знала, понравится ли ему это имя, но он только шире улыбнулся в ответ. “Ничего, — подумала Алиса, — кажется доволен”.
Вслух же она спросила:
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все-равно… — сказала Алиса.
— Тогда все-равно, куда и идти, — заметил Кот.
— Только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти».

Как часто мы не только не понимаем, как достичь поставленной цели, но, в общем-то, плохо понимаем и чего мы, собственно говоря, хотим. Понятно, при таком подходе, ни о какой эффективности деятельности речи не идет.

Чем отличается успешный человек от среднестатистического?

Первое. Успешный человек четко знает, чего он хочет. Он видит цель. Цель это желаемый результат.

Второе. У него есть план. План это конкретный, поэтапно расписанный способ достижения этой цели. Лучше – документально оформленный.

Целеполагание помогает нам:

  • конкретизировать желания,
  • разбить достижение результата на этапы,
  • облегчить переход от намерений к действиям.

Представим, что цель у нас есть, но как часто при этом мы слышим от других про то, что это «нуууу это недостижимо….». Рассмотрим параметры эффективной цели.

Позитивность

Слова даже с частицой «Не» притягивают к нам свой смысл. И если мы, ставя цель, говорим: «Я не хочу чего-либо», мы притягиваем к себе это.

Например: Не в коем случае не напоминайте число 111, оно вам просто не нужно. Число 111 никогда не пригодиться, 111 — это число только будет засорять вашу память, не думайте о числе 111, 111 не ваше число и т.д.

И исходя из того, что наше подсознание воспринимает дословно, все нами сказанное, а еще более того задуманное, мы притягиваем к себе все, о чем думаем и что говорим. Поэтому важно формулировать свою цель на позитивном языке. Давайте посмотрим, как можно данные цели сформулировать позитивно.

  1. Хочу бросить курить — Хочу вести здоровый образ жизни.
  2. Хочу избавиться от долгов — Хочу зарабатывать 1000 долларов в месяц.
  3. Хочу уехать из этого города — Хочу жить в Киеве.

Конкретность

Ни для кого не секрет, что цель «освежиться» скорее всего, никогда не будет достигнута, так как она слишком абстрактна и не совсем понятно, что за ней стоит. А вот цель «принять душ сразу по приходу домой» гораздо более часто исполняется. Поэтому чем конкретнее поставлена цель, тем больше шансов на ее реализацию.

Давайте, более предметно разберемся. Допустим у меня в руке маркер, и я спрошу у вас, посмотрите, что у меня в руке? Это маркер, скажите вы. И будете правы. А если я скажу, что это предмет, удаленный от Марса на пару миллионов световых лет. Это — тоже правда. А если я назову этот предмет — «приспособление для нанесения различных линий». Вы со мной согласитесь? И это тоже будет верно.

И когда мы ставим цель, мы должны понимать, что именно мы понимаем под сказанным (каким мы видим, определяем). И что самое важно мы сами определяем эти рамки. Сами определяем, это для нас маркер или предмет, удаленный от Марса.

Измеримость.

Тест на измеримость цели есть очень простой: если вы можете рассказать, как объективно измерить (в каких единицах, чем и т.д.) состояние, чтобы констатировать достижение цели, то она измерима. Как вы думаете, цель вылечиться измерима? Утверждаю, что в большинстве случаев, да. Например, вылечиться это значит избавиться от боли в горе (не забываем про бинарные состояния, это тоже измерение), привести температуру на градуснике к отметке 36,6 и перестать кашлять.
Кстати, есть мнение, что цель отличается от мечты тем, что её можно измерить. Тот результат, который мы хотим получить должен иметь конкретные единицы измерения.

Достижимость

Предлагаю вам мега-цель: стать Императором Марса к 1 января 2022 года. Конкретно? Да. Измеримо? Не то слово. Достижимо? Вряд ли. Недостижимые цели способны только расстроить человека. Ведь он будет знать, что цель недосягаема. Ну и зачем тогда к ней стремиться? Но, осторожно! Важно не путать недостижимые цели со сложно достижимыми. Мы определяем возможность достижения и подкрепляем конкретным планом действия и необходимыми ресурсами.

Т.е. для того чтобы определить, достижима цель или нет, необходимо понимать, каким путем будем достигать и какие ресурсы нам для этого необходимы. Если ресурсов нет (нет машины, которая домчит нас до Марса, не создали еще), нет людей на Марсе (не заселена планета и не планируется), руководить некем, и то и Император там не нужен. И еще, очень важно мы не готовы в это поверить. Вывод — нет необходимых ресурсов, цель не достижима.

Экологичнность

Давайте сначала разберем, что означает экологично. Если обратиться к словарю, то экологично означает безвредно для себя и окружающих. Если этот термин перенести на Цели, что получиться? Это и значит, что результат достижения цели не должен навредить нам самим и окружающим. Другими словами, наша цель должна гармонировать с нами и со всеми остальными целям, которые у нас уже есть, только приняв ее полностью и получив понимание того, что эта цель ваша (для Вас и окружающих она несет только положительный результат (эффект)) — можно сказать, что она для вас экологична.

Ограниченность во времени

Люди всё делают в последнюю минуту. Если вспомнить знаменитое мифическое правило 80-20, то можно утверждать, что 80% времени, отведённого на проект люди тратят бесполезно и делают всё в последние 20. Именно поэтому каждая цель должна быть с чётко установленными временными границами.

Цель поставлена, переходим к следующему этапу, составляем конкретный план ее достижения.

Характерные показатели успешного плана:

  1. Конкретность.
  2. Выраженность в цифрах.
  3. Реальная достижимость.
  4. Участие в разработке планов всех, кто будет их реализовывать.
  5. Четкие критерии, стандарты, инструкции, алгоритмы успешности выполнения.
  6. Согласованность с другими принятыми планами.
  7. Четкое обозначение конечных результатов и путей их достижения.
  8. Письменное изложение.

Предлагаем вам несколько упражнений, для работы над собственным целеполаганием и планированием.

Упражнение «Цель»

Чтобы не быть сбитым бытовыми неурядицами, мелкими производственными проблемами, следует выбрать для себя цель. Сделать эту цель максимально эмоционально окрашенной по всем каналам восприятия информации. Как звучит ваша цель, как она выглядит, какая она на ощупь.

Вы можете убедить себя заниматься чем-либо, если представите состояние, которое вы получите после получения этого навыка. Если вы будете постоянно культивировать в себе образ цели. И если вы будете постоянно сравнивать достигнутый успех с поставленной целью выявляя все положительные результаты и эмоции, связанные с процессом обучения.

Относитесь к этому упражнению как к дрессировке. Такой же дрессировке как и дрессировки тигра. В отличие от тигра вы можете сознательно вызывать у себя эмоции. В отличие от тигра вы можете сами поставить себе цель и быть самим себе дрессировщиком.

Упражнение «Вопросы к себе»

Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки.

Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:

  • Какова моя цель на этом этапе?
  • Сколько времени в моем распоряжении?
  • Как лучше использовать это время?
  • Какие задачи нужно решить в первую очередь?
  • В какой последовательности должны решиться эти задачи?
  • Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

Упражнение «Слоновая техника»

Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Отдельные ее этапы представляются в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом.

Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:

  • относитесь спокойно к большим «слонам»;
  • воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности;
  • в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;
  • сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день;
  • позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого.

Педагог-психолог МБУ ДО «ЦППМС «Семья»
Галкина Ирина Владимировна.

Comments are closed.