Воображение

Воображение – это все. Это предварительный показ предстоящих событий в жизни.

Альберт Энштейн

Одним из процессов, который позволяет нам учиться, является воображение. Его «братья» – это внимание, восприятие, память, мышление и речь. Так вышло, что воображению ныне отводят не саму важную роль: c житейской точки зрения – что важного в умении сочинять?

Однако психологи прекрасно понимают – насколько связаны эти процессы. Наш мозг устроен так, что логическое и абстрактное мышление не развивается оптимально, если нет одного из компонентов – способности производить и моделировать новые объекты или идеи в уме.

Практически все дети начинают активно сочинять, фантазировать, придумывать примерно в 5 лет. Это закономерный определенный природой этап. Очень интересно пишет об этом психолог Марина Осорина в своей книге – «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Дошкольники уже не просто используют объекты-заместители, символы, а разворачивают разнообразные игровые сценарии. Задача взрослого – обогащать это стремление идеями, способами, приемами.

Как увлекательно развивать воображение?
Прекрасным помощником для родителей может быть «бестселлер» Джанни Родари «Грамматика фантазии»: написан легко, увлекательно, полон простых, но оригинальных идей о сочинительстве.

Уже готовым инструментом, который сам по себе вызывает у ребенка желание преобразовывать, додумывать, является необычная «Книжка с дыркой» Эрве Тюлле. Играть с ней можно дома, на улице, в машине, на природе, не имея с собой под рукой ничего специального. Все найдется тут же. К тому же вы точно хорошо посмеетесь и душевно проведете время.

Практически сразу влюбляют в себя детей так называемые «Антираскраски». Уж не знаю, почему им было дано такое название – может в противовес трудоемкому и нудному для кого-то процессу методичной аккуратной штриховки? Но с ними скучно не будет точно. Суть «игры» состоит в том, что ребенок видит перед собой некое незаконченное изображение. Ему предложена канва, начало, «место-время», какая-то заданная графическая ситуация. Далее, каждый волен поступать так, как ему хочется: можно дорисовать эту картинку; можно досочинить устную историю; можно устроить «мозговой штурм» и перебрать все возможные и невозможные варианты; можно создать серию работ. И даже просто раскрасить, если этот процесс все-таки доставляет удовольствие).

Прекрасный развеселый учебник, как сам называет его автор, выпустил Александр Голубев. Его «Дурилки-юморилки» полны возможностей отгадать, раскрасить, найти, но главное – это краткое пособие для детей по юмору, придумкам, нестандартным парадоксальным ходам.

Конечно, это далеко не все приемы, которые можно использовать. Специалисты Центра «Семья» будут рады проконсультировать каждого родителя по этой теме. А так же записывайтесь к нам на индивидуальные и групповые занятия по развитию воображения и подготовки к школе в новом учебном году.

Максимова Елена Владимировна,
педагог-психолог МБУ ДО «ЦППМС «Семья»

Comments are closed.