Структура консультации с педагогом:
- Следует начинать беседу с педагогом с того, как он видит ребенка. (Имеет
смысл уточнить: «Насколько вам кажется поведение
ребенка естественным в той ситуации, о которой идет речь?»). - Необходимо выслушать не только жалобы и претензии педагога, нои его мнение о том, в чем заключаются причины подобных явлений.
- Определить для себя, до какой степени мнение педагога является истинным. Последовательность первых двух этапов может быть обратной: сначала психолог выслушивает жалобы и претензии, а затем ведет разговор о том, каким в целом педагог видит ребенка безотносительно предъявляемых претензий.
- Собственно консультирование педагога в отношении тех или иных проблем ребенка или класса.
- Активное проявление интереса психолога к тому, насколько полезными оказались его рекомендации и какие из них действительно «работают».
Техника консультативной работы с педагогами:
Успешность профессионального консультирования во многом зависит от того,
насколько педагог, обратившийся к психологу, будет активен в решении вставших
перед ним проблем. Обеспечение активности консультируемого – одна из
самых сложных задач, стоящих перед психологом. Причина этого – привычный
стереотип обращения к специалисту, ожидание от него конкретного совета,
предписания. Психолог должен создать условия, которые помогут
консультируемому найти профессиональное решение проблемы. Предлагаемая техника
предназначена для того, чтобы с самого начала вовлечь педагога в решение
проблемы и в процессе фиксации основных этапов совместной работы над ней
поддерживать его активную позицию на протяжении всего консультационного
процесса.
Работа осуществляется следующим образом:
Ι. Педагогу предлагается до начала консультации ответить на ряд вопросов:
Бланк
( Обращение к педагогу: Для того чтобы наша работа оказалась
продуктивной, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Они сформулированы
так, как будто вы задаете их сами себе.)
- О ком, о чем я хочу поговорить?
- что меня беспокоит в этом ученике (классе, группе, ситуации)?
- Что конкретно я считаю нужным изменить? Что из этого наверняка можно изменить (отметьте знаком +)?
- Как именно, я считаю, это должно измениться? (Постарайтесь быть как можно конкретнее)
- Кто в первую очередь должен заниматься этим?
- Что я могу сделать?
- Какие из моих способностей, умений, черт могут мне помочь решить эту проблему?
- Какие из этих способностей, черт самые подходящие? Самые главные?
- Чья помощь мне может потребоваться?
- Что может помешать желаемым изменениям?
- Какова самая главная трудность?
- Что может помочь желаемым изменениям?
- На что мне следует опираться в первую очередь?
ΙΙ. В ходе непосредственной консультации совместно с педагогом обсуждаются и фиксируются следующие вопросы:
- Проблема
- Желаемый результат
- Цель
- Пути решения проблемы
- Что может понадобиться?
- Последовательность действий и их исполнители
- Критерии оценки результата
- Срок первичной оценки результата
ΙΙΙ. Первичная оценка
результата:
Бланк
- Дата
- Мнение педагога
- Обоснование мнения педагога
- Мнение психолога
- Обоснование мнения психолога
- Мнение других людей (указать, кого именно и каким образом получено)
- Совместное (психолога и педагога) решение о результате
- Дополнения и коррективы в программе работы, ее средствах и последовательности действий
- Исполнители внесенных изменений
- * Срок отсроченной проверки результата (решение об отсроченной проверке принимается в том случае, если результат в целом оценивается положительно, а вносимые в программу работы изменения носят уточняющий или углубляющий общее направлении деятельности характер)
- * Если результат оказался неудовлетворительный, необходимо вернуться к самому началу консультационного процесса (еще раз продумать все предложенные вопросы и внести изменения в формулировки, уточнив проблему и пути ее решения, особое внимание уделив представлению о желаемом результате)
ΙV. Отсроченная проверка результата:
- Дата
- Мнение педагога
- Обоснование мнения педагога
- Мнение психолога
- Обоснование мнения психолога
- Мнения других людей (указать, кого именно и каким способом получено)
V. Заключение:
1. Оценка эффективности работы (совместная психолога и педагога)
2. Причины
3. Решение о продолжении, изменении или завершении работы по данному обращению
4. Решение о дальнейших действиях
Дата __________________Подписи педагога и психолога ___________________________
Активность педагогов в
обращении к психологу не зависит от стажа педагогической работы и опыта. В
большей степени она связана с личностными особенностями учителя: уровнем
общительности, тревожности, адекватностью самооценки, любознательностью,
открытостью новому опыту.
Направления в организации консультирования педагогов:
- Консультирования педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания
- Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся.
- Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель – родители.