Психологическое консультирование педагогов.

 Структура консультации с педагогом:

  • Следует начинать беседу с педагогом с того, как он видит ребенка. (Имеет смысл уточнить: «Насколько вам  кажется поведение
    ребенка естественным в той ситуации, о которой идет речь?»).
  • Необходимо выслушать не только жалобы и претензии педагога, нои его мнение о том, в чем заключаются причины подобных явлений.
  • Определить для себя, до какой степени мнение педагога является истинным.  Последовательность первых двух этапов может быть обратной: сначала психолог выслушивает жалобы и претензии, а затем ведет разговор о том, каким в целом педагог видит ребенка безотносительно предъявляемых претензий.
  • Собственно консультирование педагога в отношении тех или иных проблем ребенка или класса.
  • Активное  проявление интереса психолога к тому,  насколько полезными   оказались   его   рекомендации   и   какие   из   них действительно «работают».

 Техника консультативной работы с педагогами:
Успешность профессионального консультирования во многом зависит от того, насколько педагог, обратившийся к психологу, будет активен в решении вставших перед ним проблем. Обеспечение активности консультируемого –  одна из самых сложных задач, стоящих перед психологом. Причина этого – привычный стереотип обращения к специалисту, ожидание от него конкретного совета, предписания.  Психолог должен создать условия, которые помогут консультируемому найти профессиональное решение проблемы. Предлагаемая техника предназначена для того, чтобы с самого начала вовлечь педагога в решение проблемы и в процессе фиксации основных этапов совместной работы над ней поддерживать его активную позицию на протяжении всего консультационного процесса.
Работа осуществляется следующим образом:
Ι. Педагогу предлагается до начала консультации ответить на ряд вопросов:
Бланк
( Обращение к педагогу:  Для того чтобы наша работа оказалась продуктивной, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Они сформулированы так, как будто вы задаете их сами себе.)

  1. О ком, о чем я хочу поговорить?
  2. что меня беспокоит в этом ученике (классе, группе, ситуации)?
  3. Что конкретно я считаю нужным изменить? Что из этого наверняка можно изменить (отметьте знаком +)?
  4. Как именно, я считаю, это должно измениться? (Постарайтесь быть как можно конкретнее)
  5. Кто в первую очередь должен заниматься этим?
  6. Что я могу сделать?
  7. Какие из моих способностей, умений, черт могут  мне помочь решить эту проблему?
  8. Какие из этих способностей, черт самые подходящие? Самые главные?
  9. Чья помощь мне может потребоваться?
  10. Что может помешать желаемым изменениям?
  11. Какова самая главная трудность?
  12. Что может помочь желаемым изменениям?
  13. На что мне следует опираться в первую очередь?

ΙΙ. В ходе непосредственной консультации совместно с педагогом обсуждаются и фиксируются следующие вопросы:

  • Проблема
  • Желаемый результат
  • Цель
  • Пути решения проблемы
  • Что может понадобиться?
  • Последовательность действий и их исполнители
  • Критерии оценки результата
  • Срок первичной оценки результата

ΙΙΙ. Первичная оценка результата:
Бланк

  1. Дата
  2. Мнение педагога
  3. Обоснование мнения педагога
  4. Мнение психолога
  5. Обоснование мнения психолога
  6. Мнение других людей (указать, кого именно и каким образом получено)
  7. Совместное (психолога и педагога) решение о результате
  8. Дополнения и коррективы в программе работы, ее средствах и последовательности действий
  9. Исполнители внесенных изменений
  10. * Срок отсроченной проверки результата (решение об отсроченной проверке принимается в том случае, если результат в целом оценивается положительно, а вносимые в программу работы изменения носят уточняющий или углубляющий общее направлении деятельности характер)
  11. * Если результат оказался неудовлетворительный, необходимо вернуться к самому началу консультационного процесса (еще раз продумать все предложенные вопросы и внести изменения в формулировки, уточнив проблему и пути ее решения, особое внимание уделив представлению о желаемом результате)

ΙV. Отсроченная проверка результата:

  1. Дата
  2. Мнение педагога
  3. Обоснование мнения педагога
  4. Мнение психолога
  5. Обоснование мнения психолога
  6. Мнения других людей (указать, кого именно и каким способом получено)

V. Заключение:
1. Оценка эффективности работы (совместная психолога и педагога)
2. Причины
3. Решение о продолжении, изменении или завершении работы по данному обращению
4. Решение о дальнейших действиях
Дата __________________Подписи педагога и психолога ___________________________

Активность педагогов в обращении к психологу не зависит от стажа педагогической работы и опыта. В большей степени она связана с личностными особенностями учителя: уровнем общительности, тревожности, адекватностью самооценки, любознательностью, открытостью новому опыту.

 Направления  в организации консультирования педагогов:

  • Консультирования педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания
  • Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся.
  • Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель – родители.

Comments are closed.