Агрессия у ребенка: беда или норма?

Родители, учителя, няни в детских садах в один голос твердят про ваше чадо: агрессивный, дерётся, не делится игрушками! Педагоги и растревоженные мамы бьют в колокола!  Как же толерантность, терпимость?! Что делать?

В первую очередь успокоиться, – отвечу я вам. Успокоились? Теперь давайте разбираться. Агрессия в той или иной мере есть у каждого и маленького и взрослого человека – это нормально! Так же как нормален страх, радость и любая другая эмоция.

Проблема возникает там, где эмоция не управляется или долго сдерживается, не находя приемлемого выхода. Зачастую мы и сами уходим в штопор эмоций, забирая с работы и учебы целый заплечный мешок негатива, аккуратно собирая и скапливая злобу, обиду и жалость.

Как же быть? Чем помочь своему ребенку, а порой и самому себе?

Шаг первый: ЭМОЦИЯМ БЫТЬ!  Слышали сказку про соль? Там король выгнал дочь из королевства, когда та сказала «Я люблю тебя, как соль!» Отец увидел в этом неуважение, но когда во всем королевстве не осталось ни щепоти соли, еда стала невыносимо безвкусной. Лишь тогда он понял, насколько сильно дочь любила его.

То же самое с эмоциями: агрессия в отдельности от основного блюда выглядит не презентабельно, однако человек только тогда  воистину человечен, когда в нем есть вся палитра эмоций. Давайте признаем за собой право испытывать и злость, и радость, и страх, и обиду. А так же все остальные полутона чувств, эмоций, настроений. Мы разрешим это себе, просмакуем каждое чувство. Теперь посмотрите на своего любимого сына или дочку – в детях весь букет эмоций ярче, насыщенней. У него отобрали игрушку – он плачет или сердится. Потому что в нем превалирует страх и злость на обидчика. Он увидел маму и смеется, громко кричит о своей радости. Ваш ребенок и вы сами имеете право чувствовать.

Шаг второй: К ШТУРВАЛУ! Однако выйдя к морю эмоций и ощутив их присутствие всюду, надо занять позицию капитана! Управляемая агрессия полезна, например, в решении конфликтных ситуаций, в которых задели ваши интересы, а на попытку решать “по-хорошему” не отреагировали. Агрессия нужна там, где вас “пробуют на прочность”, и вы обязаны продемонстрировать разумную твердость, а иногда и адекватно ответить. Но как ею управлять? Как ухватить этот штурвал самому и, главное, – научить этому ребенка?

  1. 1.      Повышаем самооценку: сильный человек спокоен. Чаще хвалите себя и своих близких. Помните о том, что вы – уникальная и неповторимая личность. В вас есть обаяние, таланты, ум и характер. Приучите себя вести дневник, в котором отмечайте свои победы. Найдите интересное хобби для себя и своих детей, самореализуйтесь. Развивайте в себе чувство юмора, оно зачастую спасает от житейских неурядиц.
  2. 2.      Укрепляем стрессоустойчивость. Недаром во многих иностранных компаниях высокая стрессоустойчивость ценится, чуть ли не так же высоко, как профессионализм. Умение легко относиться к провокациям, находить компромисс и быстро разрешать конфликтные ситуации – незаменимые черты, развить которые можно тем же способом, что и мышление, сноровку, умение считать и читать – вам помогут упражнения. К этим упражнениям относятся релаксации, то есть умение расслабляться.

Самый простой способ расслабления – это дыхание под счет. Вдох через нос под счет от одного 1 до 10, выдох через чуть приоткрытый рот на счет от 10 до 1. С течением времени это упражнение доходит до автоматизма. Кроме того, помогает расслабиться медитативная музыка, аромасвечи, массаж, танцы, романтическое общение.

Повышают стрессоустойчивость игровые искусственные стрессовые ситуации. Для ребенка – это обыгрывание детсадовских конфликтов, «одевание» на себя роли взрослого или жертвы и обидчика. Для вас – игровая смена ролей ребенок-родитель, муж-жена, попытка «влезть в шкуру» начальника, коллеги, подчиненного.

Хорошим упражнением является «выстраивание защитной стенки»: в случае провокации или иного внешнего раздражителя мысленно выстроите стену между собой и агрессором, представьте его бурную жестикуляцию и  крики перед добротной стеной из красного кирпича, подключите свое чувство юмора!

  1. «Спускаем пар». И главное – с самого раннего возраста стоит научиться выбрасывать все лишнее, не храня в себе! Для агрессии хорошим выходом будет физическая нагрузка, плаванье, бег, работа по дому, рукоделие, игра на музыкальных инструментах,  пение, ритмический пляс, борьба. Полезно так же что-нибудь грызть: семечки, яблоки, орехи. Потому что во время разгрызания снимается зажим нижней челюсти, которая зачастую страдает излишним напряжением во время агрессивного всплеска. Для укрепления детско-родительских отношений будет полезна совместная игра с близким телесным контактом: обнималки, шуточная борьба. Несравненным по своей эффективности считается метод иппотерапии – общение с лошадьми. Свои обиды можно прорисовывать, проигрывать, лепить из пластилина.

Шаг третий: ПОЛУЧАЕМ УДОВОЛЬСТВИЕ! Освоившись в мире эмоций, приняв их, научившись ими управлять, вы увидите мир более ярким и интересным. Жизнь – это дар! Дар бесценный и прекрасный вместе со всеми его радостями и печалями. Научившись получать удовольствие, вы сможете научить радоваться жизни и ваших детей. Если вашему ребенку комфортно, у его эмоций есть правильный выход, ему хватает вашего внимание и он спокоен, то жалоб в саду станет значительно меньше. А к тем, что останутся, и вы и ваш ребенок будете относиться проще!

Послесловие. Притча о гвоздях.

Жил когда-то  один молодой человек с весьма вспыльчивым характером. Однажды отец позвал его к себе, дал мешочек с гвоздями и велел каждый день, после каждой вспышки гнева, вбивать в забор по одному гвоздю. В первый  же день молодой человек то и дело подходил к забору и вколачивал в него гвозди один за другим; к вечеру из забора торчало несколько десятков гвоздей. Юноша озадачился и стал следить за собой, пытаясь контролировать приступы ярости. Уже через неделю он научился несколько сдерживать свой гнев; число гвоздей, вбиваемых в забор, с каждым  днем становилось все меньше.  В конце концов, молодой человек понял,  что лучше контролировать свой  буйный нрав, чем поминутно бегать к забору с гвоздями. И вот наступил день, когда парень ни разу не потерял головы, и в заборе не прибавилось ни одного гвоздя. Он рассказал об этом  отцу, и тот велел теперь каждый раз, когда сыну удастся сдержать свой темперамент, выдергивать из забора по одному гвоздю. Дни проходили, и однажды юноша сообщил старику, что в заборе не осталось ни одного вбитого им гвоздя. Тогда отец подвел сына к дощатому забору и сказал: “Сынок, я горд тем, что ты сумел стать властителем своего нрава. Но посмотри  на этот забор – сколько в нем дыр! Он никогда не станет таким, как прежде. Точно также, когда ты говоришь человеку какие-нибудь злые слова, в душе его остается шрам. И шрам этот также никогда не сможет затянуться, как и эти дыры. И даже, если ты извинишься перед тем, кого обидел, ваши отношения никогда не будут прежними”.

Очкова Наталья Анатольевна, педагог-психолог.

Comments are closed.