Дети – изгои. Как предупредить насилие.

Милакина Наталья,  педагог-психолог

 МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

  В любом коллективе, в детском особенно, а в подростковом и подавно, есть очень популярные дети, а есть дети непопулярные. Это те, кого или просто игнорируют, или терпят, но не принимают, или те, кого не любят активно, кто становится объектом насмешек и травли. Всегда есть жертва, есть преследователи, есть сторонние, равнодушные наблюдатели, которые не лучше, а иногда даже хуже преследователей. Дети, которых травят, не так страдают от самих преследователей, как от того, что травля происходит на глазах у людей, которые остались равнодушными, не вступились, не помогли.

 

Кто становится изгоем?

– Прежде всего это те, кто «не такой, как все». Это могут быть дети с внешними недостатками, или те, кто не может за себя постоять, или слишком агрессивные, слишком неопрятные, или, наоборот, те, кто слишком плохо учится, часто пропускает занятия, или «ботаны», любимчики учителей, болтуны или те, кто не умеют общаться, ябеды или прилипалы.

 

– Дети не любят тех сверстников, которых выделяют взрослые, особенно если им неясно, чем «любимчик» лучше их, причем в младших классах уважают тех, кого хвалят, и не любят тех, кого ругают учителя; в старших, наоборот, захваленные вызывают зависть. Вообще любое противопоставление ребенка коллективу губительно для его репутации и вполне способно спровоцировать травлю.

Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько  словесным. Обзывание является наиболее частой причиной  обид и драк в начальных классах.

Как можно и нужно реагировать на обзывание.

  • Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания. Не отзываться до тех пор, пока не обратиться по имени. Или: «Меня вообще-то Ваней зовут. А ты разве меня звал?»)
  • Отреагировать нестандартно (можно согласиться с прозвищем: « Да, мама тоже так считает, что я чем-то похож на сову» или посмеяться вместе: «Да такая у нас фамилия, так дразнили и моего дедушку».
  • Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «почему ты хочешь меня обидеть».
  • Не поддаваться на провокацию. Не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «ребята, я устал, дайте мне отдохнуть».
  • Не позволять собой манипулировать. Например, всем известен прием «брать на слабо» При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что он «трус», ставя его перед выбором: или согласиться с тем, что от него требуют, или же остаться в глазах окружающих «хлюпиком». Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.
  • Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.
  • Отговориться. Для 5-9-летних детей очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку – своеобразную защиту от словесного нападения.

Вот например отговорки:

« Черная касса – Ключ у меня, кто обзывается – сам на себя!»

 

***

«Чики-траки –стеночка!»

(Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзыванием.)

***

«Шел крокодил, твое слово проглотил,

А мое оставил!»

***

«Кто обзывается – сам так называется!»

Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

 

Разобраться в причинах явления – сделать только первый шаг. Далее начинается работа, в которой должны быть задействованы и дети-жертвы, и их родители, и учителя, и, конечно, весь класс (и преследователи, и равнодушные наблюдатели). Переломить сложившийся стереотип отверженного – задача непростая. Иногда единственным выходом остается перевод ребенка в другой класс, в другую школу. Естественно, правильнее всего пресекать подобные явления в самом зародыше. Ни учителя, ни психологи, ни родители не должны оставаться в стороне от происходящего. Только совместными усилиями можно изменить ситуацию в классе и научить ребят нормальным формам взаимодействия.

 

Как помочь.

  • Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.
  • Необходимо пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
  • Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
  • Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре и т.д.). Именно учитель знает о способностях своих учеников и может помочь им проявить себя.
  • Следует избегать обсуждения оценивания личностных качеств ребенка пред всем классом. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с учениками.
  • Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, выпуск стенгазет и т.д.
  • Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей.
  • Необходимо избегать высмеивания и сравнения ребят на уроках. Оценки за контрольные работы стоит не объявлять публично, а выставлять в дневники.
  • В проблемных классах учителям следует заранее распределить учащихся по командам так, чтобы избежать конфликтов. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми.
  • Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы.

Вариантов много, главное – чтобы ребенок знал, что у него есть поддержка. Разобраться в причинах, помочь найти способы борьбы,  изменить сложившийся стереотип отверженного.

 

 

Comments are closed.