Детские воровство и обман .

Е.А.Перкина.

         Детские воровство и обман в последнее время  являются одними из причин обращения родителей к психологу. Очень часто обе эти проблемы идут рука об руку, имея под собой одно и то же основание. Поскольку эта тема довольно актуальна, я предлагаю опыт психологической работы с такими запросами.

        Детские воровство и ложь относятся к так называемым “стыдным” проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил “ужасный” проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь. Тем более, они не хотели бы, чтобы об этом узнали в детском коллективе.

         Анализируя поступки детей, можно выделить три наиболее часто встречающиеся причины воровства:

1.Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
2.Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

         Здесь следует оговориться, что я не имею в виду случаи истинной клептомании, которая является психическим заболеванием и встречается довольно редко. В случае отсутствия положительного эффекта от проведенной коррекционной работы и наличия рецидива правонарушений я рекомендую родителям обратиться к врачу-психоневрологу.

        Так же можно выделить четыре основные причины детской лжи. Чаще всего ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы:

  • Избежать неприятных для себя последствий.
  • Добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (обычно это внимание и интерес окружающих).
  • Получить власть над окружающими (иногда отомстить им).
  • Защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь).

Как видим, причины совершения детьми данных проступков лежат в сфере эмоционального неблагополучия и во многом сходны.

Общие правила для родителей:

  • Узнав о воровстве, родители испытывают сильнейшие эмоции — гнев, негодование, возможно, ярость. Крайне важно не дать волю негодованию и подождать, когда уляжется первая волна гнева. Серьезный разговор нужно проводить в спокойном состоянии, без истерик и скандалов. Выясните причину проступка, выслушайте ребенка и без лишних эмоций дайте понять, насколько вы огорчены фактом воровства. Преследуйте цель донести до сознания глупость совершенного действия, не запугивая.
  • Разговор стоит проводить без посторонних, в доброжелательной форме. Спокойная беседа и совместный поиск выхода – это то, что требуется ребенку.
  • Категорически нельзя предсказывать криминальное будущее, пугать тюрьмой и называть подростка преступником, вором.
  • Не судите, если вина ребенка не очевидна или есть сомнения в истинных причинах поведения.
  • Не просите подростка клясться в чем-либо.
  • Ребенка нельзя судить публично. Также не стоит настаивать на демонстрационных извинениях.
  • Если деньги украдены у родителей, стоит посвятить подростка в свои планы на эти средства. Для закрепления полезно будет сократить семейный бюджет и к примеру, несколько недель не покупать сладкого, пока не будет набрана украденная сумма.
  • После того, как ситуация была разобрана, больше к ней не возвращайтесь.

Воровство – шаг отчаяния. Это тревожный сигнал, который взрослые не должны оставлять без внимания. От стратегии поведения взрослых зависит дальнейшее поведение подростка и вся его жизнь.

        Влиять на других без сильной воли – невозможно. 10 действенных упражнений, которые могут внести в вашу жизнь 10 хороших привычек.

Упражнение 1. Поиск спрятанной силы.

Это начальное упражнение.                                 

Цель его – определить и почувствовать, что такое «мышца воли». Нужно понять – какое оно, волевое напряжение и как по желанию проявить усилие.

Разрабатываем для себя легкое задание. Любое, но лучше полезное. Например, утром, когда умылись, складывайте полотенце и убирайте его в определенное место. Вечером же, в одно и тоже точное время вы переносите предмет обратно.

Выполняем это упражнение месяц. Даже, если это действие войдет в привычку, это будет хорошая привычка.

Упражнение 2. Понимание силы.

Выбираем интересную для себя деятельность, спортивную игру. Например, чеканить мячом. Это модно сейчас и не требует много места. Можно заменить мяч ракеткой и мячиком для пинг-понга. Чеканим два раза в день по 30 ударов. Основное правило, если определились сделать определенное количество ударов, то их должно быть ровно столько и не на один больше или меньше. Смысл уметь сдерживать себя. Выполняем 30 дней.

Упражнение 3. Нормализация.

Смысл этого упражнения сделать подконтрольным режим сна. Приучите себя ложиться спать в одно и то же время, быстро засыпать, спать не менее 8 часов и не более 10-ти.

Упражнение 4. Работа и отдых.

Цель сделать подконтрольным режим отдыха и деятельности. Разбейте любую деятельность на равные промежутки, как в школе, примерно по 45 минут. Делайте регулярные паузы для отдыха минут на 10. Меняйте вид деятельности. Желательно, чтобы это упражнение осталось не только тренингом, но и вошло в привычку.

Упражнение 5. Волевое общение.

При разговоре и беседе контролируйте свои слова и эмоции. Представляйте, как выглядите со стороны, контролируйте свои жесты и мимику. Запомните хорошее правило: мысль – действие. Любое действие и слово должно быть подчинено разуму.

Упражнение 6. Волевая трапеза.

Выполняется просто: полный контроль процесса поглощения пищи. Спокойно, медленно, осмысленно. Ощущаем вкус и аромат, представляем и настраиваемся, как заряжаемся энергией и становимся сильнее. Не набиваем пузо до отвала, едим, только когда голодные.

Упражнение 7. Контроль жилого пространства.

Это упражнение должно стать привычкой. Держите свое рабочее и жилое пространство в порядок всегда. Знайте, что и где лежит. Есть хорошее правило: убирайте все то, что режет глаз. Тогда постепенно все будет в таком виде, как вы себе представляете.

Упражнение 8. Волевое планирование.

Составляйте себе план на день, месяц и год. Чем точнее он будет – тем лучше. Следуйте своему графику.

Упражнение 9. Ищем лень.

Смысл в том, что если у вас появляются дела, которые вам делать не хочется совсем, то нужно, наоборот, их сделать сразу. Не хочется рано вставать – выпрыгиваем из постели, не хочется убирать комнату – схватили ведро, веник и сделали и так далее.

Упражнение 10. Волевое укрепление.

Смысл в том, что нужно каждый день заниматься физическими упражнениями. Это может быть и обычный бег, и домашний фитнес и крутая секция. Главное, чтобы это вошло в вашу жизнь и изменило вас.

Запомните еще одно хорошее правило:

                                           «Сначала Вы укрепляете свою волю,

                             потом воля работает на Вас».

Comments are closed.