В связи с набирающей все большие обороты медиацией появилась потребность в новой профессии, профессии медиатора (посредника). Это независимая третья сторона, поддерживающая партнеров по конфликту в поиске совместного решения. Важнейшая задача медиатора – управление конфликтной ситуацией, и для ее решения необходимы соответствующие знания и умения, находящие на пересечении многих наук – психологии, социологии, юриспруденции и других.
Ведь эффективность процесса медиации зависит от форм, методов и технологий работы, а в зависимости от содержания конфликта, ведение процесса медиации может принимать разные формы, в которых медиатор может выступать в одной из следующих ролей:
- медиатор как «председатель»: он только регулирует, сопровождает процедуру, не оказывая никакого влияния на содержание медиации;
- медиатор как «формулировщик»: своим участием он расширяет информационную и аргументационную базу участников;
- медиатор как «подсказчик»: он пытается не только направлять процесс, но и координировать его содержание;
- медиатор как «оценщик»: здесь он действует как реалист, вскрывая нереалистичные ожидания сторон (что очень часто встречается), давая свою оценку ситуации, напрямую не влияя на нее;
- медиатор как «лидер»: здесь медиатор вносит свои предложения по решению вопроса, управляет процессом.
Необходимо также помнить, что зачастую на практике по ходу процедуры медиации эти роли постоянно перемежаются и сочетаются друг с другом.
