Игры для развития речи детей 2-3 лет

Кто там?

Цель: игра развивает речь, память, артистизм.

Выйдите из комнаты и закройте за собой дверь. Постучитесь. Пусть малыш скажет: «Кто там? Войдите». Вы открываете дверь и говорите: «Это я».

Теперь пусть ребенок постучит в дверь, а вы скажите: «Кто там? Войдите». Малыш входит со словами: «Это я».

За дверью могут оказаться разные животные. Предложите малышу изобразить собачку. Спросите: «Кто там? Войдите». А малыш с удовольствием откроет дверь и залает, как собачка.

Терем-теремок

Цель: игра развивает речь, познавательные и творческие способности, умение общаться.

Прочитайте малышу сказку «Теремок» и рассмотрите вместе с ним картинки.

Сделайте из картона домик и несколько игрушек: мышку, петушка, зайчика, лису.

Скажите: «Давай посмотрим, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет!» — «Пи-пи! Я мышка-норушка! А ты кто?»

Спросите у малыша: «Кто это?», чтобы он ответил: «Пи-пи».

Когда малыш запомнит названия всех зверушек, их можно заменить другими. В «теремке» могут жить все игрушки, которые есть дом.

Как зовут зверят?

Цель: игра развивает память и речь.

Задайте малышу вопросы. Если ребенок говорит хорошо, он будет отвечать сам. Если он говорит неуверенно, предложите ему повторять ваши слова:

  • Как зовут детенышей собачки? — Щенки!
  • Как зовут детенышей кошечки? — Котята!
  • Как зовут детенышей коровы? — Телята!
  • Как зовут детенышей курочки? — Цыплята!
  • Как зовут детенышей овечки? — Ягнята!
  • Как зовут детенышей утки? — Утята!

Для чего нужна вода?

Цель: игра развивает речь, расширяет кругозор.

Задавайте малышу вопросы, чтобы он учился связывать разные понятия, обобщать и точно формулировать ответы.

Например: «Для чего нам нужна вода?» — «Чтобы пить, поливать цветы, купаться».

Спросите, для чего нужны ложка, кружка, стул и т. д.

Постепенно вопросы должны становиться сложнее, например: «Для чего нужны компьютер, телевизор, солнце, день, ночь?»

Он, она, оно, они

Цель: игра развивает речь, знакомит с основными законами грамматики.

Предложите малышу заменять местоимениями существительные, которые вы назовете.

Например: машина — она; потолок — он; ножницы — они; небо — оно и т. д.

Тепло, еще теплее

Цель: игра развивает сообразительность, реакцию и речь.

Спрячьте какой-нибудь предмет. Малыш должен найти его по вашим указаниям: если предмет находится далеко от малыша, говорите «холодно», если ближе — «теплее», «горячо», «совсем жарко».

Когда малыш найдет спрятанную вещь, похвалите и вознаградите его за догадливость.

В следующий раз поменяйтесь ролями — вы «с огромным трудом» ищете спрятанный ребенком предмет.

Путаница

Цель: игра развивает речь, логику, внимание.

Предложите ребенку угадать, правильно ли вы говорите, и, если нет, — поправить вас. Фразы должны быть смешными: «Пол стоит на столе», «Диван лежит на папе», «Потолок висит на лампочках» и т. п.

Малыш сразу же заметит несоответствие и скажет, как нужно правильно говорить.

После нескольких неправильных фраз скажите одну правильную: «Мишка сидит на полу». Проверьте, насколько внимателен малыш.

А теперь поменяйтесь ролями. Пусть малыш составляет перепутанные фразы, а вы будете из этих слов составлять правильные предложения.

После 3 лет усложняйте игру. Скажите, например: «На улице очень жарко, поэтому мы наденем пальто, шапку и валенки».

Зоопарк

Цель: игра развивает кругозор, наблюдательность, интеллект, память.

Приготовьте игрушки, изображающие животных, и карточки, на которых с одной стороны должно быть четко написано название животного.

Рассмотрите животных вместе с малышом, вспомните, как они называются. Расскажите немного о каждом.

Показывая игрушку, спрашивайте малыша, кто это и что ему известно об этом животном.

Разложите на полу или на столе карточки. Это зоопарк, в котором у каждого животного есть свой домик, а в домике — вкусная еда. Теперь малыш должен помочь животным «расселиться».

Если малыш ошибся, возьмите на себя роль обиженного животного и скажите, например, что на этой клетке написано: «Слон», поэтому лев не хочет в ней жить.

Речевое сопровождение для «спортивных дорожек»

Раз, два, три, раз, два, три по дорожке мы пошли.
Петлять тропинка начала среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко, голову подняв.
Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.
Впереди течет ручей – подходите поскорей.
Руки в стороны расставим , ручей переходить мы станем.
Лес осенний увидали и к нему мы подбежали.
Посмотрели на бегу, кто пасется на лугу.
В лес тихонько мы вошли, к дубу вместе подошли.
И прислушались.
Дятел дерево долбит, на весь лес он стучит.
А под дубом, погляди-ка, притаилась земляника.

1,2,3,4,5 – в лес отправились гулять.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
Может быть, мы под листочком сладку ягодку найдем.
На носочки дети встали, по дорожке побежали.
И на каблучках пойдем, через лужи перейдем.
Где ты прячешься, грибок? Полезай-ка в кузовок.

Мы идем по кругу, посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге, меняя часто ноги.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок.
А потом, как аист, встали – и молчок!

Comments are closed.