Когда начинать профориентацию?

По большому счету можно сказать, что уже с 3 лет. Ведь важная часть профориентации – это знакомство ребенка с тем, какие профессии существуют, и что именно там делают. 

В дошкольном возрасте мы формируем кругозор: ребенок сопровождает взрослых в «делах на улице», а мы рассказываем подробно, например,  об учреждении, чем там занимаются, как выглядит скрытая от посетителей часть процесса, как взаимосвязана эта организация с другими. Так же расскажите о том, как появляются разные предметы и вещи, которыми наполнен дом. Как делают одежду? Как производят мебель, и кто организует ее «путешествие» от фабрики до квартиры. Ребенок начинает активно участвовать в домашних делах, учится заботиться о себе. Появляется собственное понимание, что такое труд. Учится считать – появляются вопросы о деньгах: мы рассказываем о том,  каким образом устроена финансовая система. И вообще – что такое профессия: мама и папа могут заниматься разными делами, но какое-то из них приносит доход, потому что это они умеют лучше, качественнее – за что другие и готовы платить.

С 7-10 лет  мы обогащаем и углубляем эти знания. Очень важно в начальной школе, что бы ребенок попробовал себя вне дома: кружки, секции, мастер-классы, эксперементариумы, площадки, помощь разным взрослым в делах (например, дядя чинит машину, папа ремонтирует дачу, крестная шьет скатерть и т.п. ). Таким образом, дети учатся понимать свои интересы. Очень здорово посещать музеи, где рассказывают о разнообразных технологических процессах и о том, как именно люди участвуют в производстве, исследовании, сотворении чего-то, а так же предприятия – сейчас организуют такие экскурсии.

 С 5 класса можно попробовать добавить разнообразные тематические «лагеря».

Показывайте о том, что их профессия не обязательно может быть связана с какими-то предметами в школе. Мир гораздо шире!

Да и нет ничего страшного, что в течение жизни человек несколько раз меняет профессию.

Непосредственно выбирать то, где я планирую учиться после школы – я рекомендую не ранее второго полугодия 8 класса

Что представляет из себя современная профконсультация: 

  1. Мы выявляем область интересов ребенка. Не всегда подросток четко формулирует, что именно ему нравится делать регулярно, постоянно. 
  2. Учим тому, как именно за короткое время познакомиться с существующими профессиями, и определить те, которые наиболее созвучны.
  3. Тестируем (если необходимо) общеинтеллектуальные  способности, типологические особенности, которые важно учесть.
  4. Изучаем рынок труда. Знакомим с тем, как ориентироваться в этих вопросах.
  5. Определяемся с будущим образовательным маршрутом, простаиваем альтернативные варианты.

Остались вопросы? Приходите на консультацию.

Максимова Елена,
педагог-психолог центра «Семья»

Comments are closed.