В последние десятилетия XX века компьютерная техника наиболее плотно внедряется в жизнь человека. Изобретение компьютера послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности. С совершенствованием компьютерной техники появились и компьютерные игры. Компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами», «геймерами» (от англ. гейм — игра).
Наиболее склонны к появлению зависимости от интернета и компьютерных игр подростки. Подростковый возраст в силу своих психологических характеристик является наиболее сензитивным периодом для восприятия любых влияний.
Существует ряд исследований, доказывающих положительный эффект компьютерных технологий. Компьютерные игры используются как средство помощи подросткам с нарушениями письменной речи, с трудностями обучения, нарушениями пространственного различения, средство диагностики дисфункций памяти, пространственных способностей. Компьютерные игры могут быть полезны в оценке гиперактивности по параметрам селективного внимания.
По мнению А.И. Фалькова, если подросток предпочитает агрессивные игры, это значит, что он стремится преодолеть страх перед каким-то явлением или человеком. Это предположение отражает аналогичную связь с обычными играми, в которых ребенок может бить, рвать.
Кроме того, компьютерная игра может стать стихийной проективной методикой, вскрывающей скрытую от окружающих внутреннюю жизнь подростка. В разумных пределах игры дают подростку возможность для активной эмоциональной разрядки. Компьютерные игры способствуют развитию творческого мышления, овладению новыми знаниями, логическими операциями, дают представление о способах манипулирования предметами и символами.
В Интернете, в свою очередь, ребенок может найти массу полезной познавательной информации, тем самым развиваясь.
Но несмотря на положительные характеристики Интерент-ресурса, если он используются не в целях коррекции, профилактики, если время нахождения в виртуальном пространстве превышает допустимую норму, то можно наблюдать отрицательный эффект. В этом случае подростку потребуется помощь не только родителей, но и психолога, психотерапевта и врача.
При превышении времени, допустимого для работы на компьютере, у большинства людей возникают проблемы с осанкой, мышечное напряжение и деформация позвоночника. Возникают нарушения зрения, спазм мускулатуры лица, головная боль, получившая название «синдром видеоигровой эпилепсии». Световое мелькание на компьютерном дисплее навязывает свой ритм коре головного мозга.
В больших дозах Интернет и КИ приводят к негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности подростка. Большинство из них сталкивается с проблемами в учебе, отсутствием взаимопонимания с родителями, друзьями. Отсюда несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой и, как следствие, потеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Подросток отчуждается от реального мира, перестает интересоваться окружающим, аутизируется.
Исследования о причинах увлеченности подростков компьютерными играми не дают однозначного ответа. Согласно М. Закерман, зависимость подростка от компьютерных игр является результатом гормональной перестройки организма, отражающейся в потребности острых эмоциональных ощущений. По мнению Ю.В. Фомичевой, А.Г. Шмелева, И.В. Бурмистрова, причина такого увлечения — повышенные требования взрослых, зависимость от сверстников, информационная перегрузка и пр. Выделяя причины и степень увлеченности компьютерными играми, необходимо определить мотивы погружения в игровую деятельность (возможные проблемы в сфере общения, в семье, в школе и др.).
К перечисленным причинам можно добавить предоставленность подростка самому себе, излишки нерационально используемого свободного времени, а также отсутствие у родителей контакта с подростком. Кроме того, нередко родители сами погружены в виртуальный мир компьютерных игр, поэтому элементы подражания также имеют место.
Какая бывает зависимость?
Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три:
— Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.
— Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению.
— Игровая зависимость — разнообразные онлайн-игры и игры по сети.
Признаки зависимости
«Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», — говорит психиатр.
Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:
— увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,
— снижение успеваемости в школе,
— потеря интереса к происходящему вокруг,
— нарушения сна,
— часты резкие перепады настроения,
— неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.
Особенности формирования психологической зависимости.
Рассмотрим стадии развития психологической интернет-зависимости, каждая из которых имеет свою специфику: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности.
Первая стадия, стадия легкой увлеченности, наблюдается у человека, который несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру. Он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то — посидеть за рулем феррари или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой степенью приближенности к реальности осуществить эти мечты. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции.
Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает играть, очутившись за компьютером, стремление к игровой зависимости принимает некоторую целенаправленность. Однако особенность стадии в том, что компьютерная игра носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.
Фактор, свидетельствующий о переходе человека на стадию увлеченности, — появление в иерархии потребностей новой потребности. Это увлечение компьютерными играми. Стремление к игре — скорее мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и реальной роли. Игра в компьютерные игры на этом этапе носит систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, то есть удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.
На стадии зависимости, по данным Шпанхеля, находятся предположительно всего 10-14% игроков. Эта стадия характеризуется изменениями в ценностно-смысловой сфере личности. По данным А. Г. Шмелева, происходит смещение локуса контроля, изменение самооценки и самосознания. Зависимость может оформляться в одну из двух форм: социализированную или индивидуализированную.
Социализированная форма отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие люди очень любят с помощью компьютерной сети играть друг с другом. Игровая мотивация носит в основном соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная. Различия в том, что люди не отрываются от социума, не уходят в себя.
Индивидуализированная форма — это крайняя форма зависимости, когда нарушается взаимодействие с окружающим миром. Такие игроки часто играют подолгу в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Если в течение какого- то времени они не играют, то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию.
На стадии привязанности игровая активность индивида сдвигается в сторону нормы. Подросток «держит дистанцию» с компьютером, но полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может продолжаться всю жизнь.
Проанализировав стадиальность интернет-зависимости у подростков, следует отметить, что постепенно происходит убывание степени зависимости. Возможно, это связано с процессом созревания, становления личности, с повышением образовательного уровня и появлением жизненного опыта, с переоценкой ценностей. Однако интересным является тот факт, что даже после осознания практической бесполезности просиживания в интернете человек полностью не может отказаться от этого, что говорит в пользу довольно высокой устойчивости психологической зависимости, хотя ее «глубина» и сила влияния на человека после прохождения «кризиса» уже не так существенны.
Выделяют два механизма формирования интернет-зависимости: уход от реальности и принятие роли.
Основой ухода от реальности является потребность человека в отстранении от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в сохранении энергии. Однако уйти от реальности можно, лишь погрузившись в другую реальность — виртуальную.
В основе принятия роли лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку, а также стремление к принятию роли компьютерного персонажа или, созданной им, другой личности, что позволяет человеку удовлетворять потребности, которые по каким-то причинам он не способен удовлетворить в реальной жизни.
Эти два механизма образования интернет-зависимости всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, следовательно, есть основание предположить, что они не будут работать, если подросток удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой.
Однако таких немного, поэтому большинство подростков потенциально предрасположены к формированию психологической интернет-зависимости.
Рекомендации по профилактике склонности зависимости от интернета и компьютерных игр у подростков.
Говоря о профилактике склонности к интернет-зависимости, следует отметить, что данный вид профилактики будет более эффективен в комплексе, то есть если работа с подростком будет осуществляться и родителями, и учителями, и психологом.
- Находите время для общенияс ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.
- Будьте для ребенка проводникомв интернет, а не наоборот. «Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета», — говорит Макушкин. Нужно самим показать ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные сети.
- Знайте, чем занимаетсяваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. «У нас такого нет, а, например, в некоторых американских штатах дети могут в судебном порядке преследовать своих родителей за чтение их почты», — отмечает специалист. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.
Рекомендации для родителей
- Правильное воспитание. Воспитание уверенности в себе, передача навыков построения гармоничных межличностных отношений, выработка силы воли, обучение решению конфликтов. Помощь в осознании и изучении своих сильных и слабых сторон, обучение методикам эффективной борьбы со стрессом, помощь в обдумывании и обсуждении негативных чувств (страха, гнева, вины, обиды и др.), воспитание стремления сделать свою жизнь более осмысленной. Неправильное семейное воспитание — гиперопека, чрезмерная требовательность, сочетаемая с жестокостью, провоцируют появление зависимостей.
- Положительный личный пример. Если кто-то из родителей подвержен вредным привычкам и не в силах от них избавиться, будет сложно добиться этого от ребенка. Родители должны не только вести здоровый образ жизни, но и показывать ребенку, что есть много более интересных и увлекательных занятий, чем компьютерные игры. Родителям необходимо позаботиться о свободном времени ребенка, организовывать семейные увлечения.
- Поощрение увлечений ребенка: хобби, спорта и др. Однако любое времяпрепровождение будет интереснее, если оно разделено с близкими. Родители должны полюбить хобби своего ребенка и создавать для него все условия: обеспечивать необходимыми материалами, финансами, одеждой, обсуждать достижения, помогать в решении проблем.
- Семейные ритуалы. Старайтесь сделать так, чтобы прием пищи стал семейным событием. Во время беседы за чаем у детей развиваются навыки коммуникации. Они учатся слушать, выражать заинтересованность в собеседнике. И тогда ребенку не нужно будет прятаться за компьютером, чтобы с кем-то познакомиться. Кроме того, это вообще объединяет, укрепляет чувство принадлежности к семье.
- Важно приучать ребенка мастерить, рисовать, лепить — вообще что-нибудь делать руками.
- Познакомьте ребенка с детьми, имеющими широкий круг интересов.
- Поместить компьютер для свободного доступа к нему в уголке гостиной или в другой общей зоне, где постоянно циркулируют взрослые. Нужно любой ценой избегать его установления в детской.
- Необходимо следить, чтобы компьютер не был постоянно включен, чтобы дети не привыкали к его постоянной работе. В противном случае возникают трудности в сосредоточении, общении.
- В комнате, где стоит компьютер, должно быть много живых растений и свежего воздуха, рекомендуется поставить аквариум.
- Время сеанса игры: полчаса в день в начальных классах и максимум час в средних. В подростковом возрасте можно дойти до двух часов в день. Можно представить целую систему мотиваций, адаптированных соответственно возрасту: «Если ты способен остановиться, значит, ты сильнее Супер- Марио…»; «Те, кто придумал эту игру, предусмотрели все, чтобы ты не смог остановиться, — попытайся сломать их планы!».
- Правила должны быть гибкими: ежедневное и еженедельное время, отведенное играм, не должно быть одинаковым в учебный период и на каникулах, когда ребенок один и когда к нему приходят друзья. На правилах стоит настаивать серьезнее, если ребенок увлекается играми на быстроту реакции: поскольку их ритм довольно высок, они порождают стресс и напряжение. Зато стратегии и игры, связанные с размышлением, могут длиться дольше.
Иногда возникает вопрос: зачем ограничивать время для тех игр, которые не представляют никакой опасности? Ответ: для того чтобы дать детям возможность заняться чем-то еще.
- В течение дня у ребенка есть время для любых действий: принимать пищу, спать, читать, сидеть за компьютером. Использование ПК должно быть запрещено: утром перед школой (так как будет трудно заставить ребенка делать что-то другое в течение дня) и вечером — перед выполнением домашних заданий и перед сном (игры очень возбуждают и стимулируют мозг ребенка, вследствие чего может возникнуть бессонница или сон будет беспокойным).
- Компьютерные игры бывают разные, в том числе и приемлемые. Именно на них и стоит делать упор, переключая внимание ребенка с вредного на полезное или хотя бы на нейтральное. Например, обучающие и развивающие игры: шахматы, квесты и др. Такие игры, как правило, не содержат сцен насилия и при грамотном подходе пробуждают интерес к истории, дают возможность почувствовать себя участником событий далекого прошлого, развивают усидчивость, внимание, пространственное мышление, логику, память, эрудицию.
- При покупке компьютерных игр вы должны исходить из следующего: что они дают вашему ребенку, в какой мир предлагают погрузиться?
- Запретить наиболее жестокие игры. Их легко распознать благодаря пиктограммам, почти всегда присутствующим на коробках («для всех», «для детей старше 12 лет», «для детей старше 16 лет»). Производители сами настойчиво советуют соблюдать их рекомендации.
- Необходим диалог между ребенком и родителями, прежде всего, на тему видеоигр. Игра должна быть поводом и возможностью для общения. Если взрослые будут интересоваться тем, что делает их ребенок, если они будут задавать вопросы, ребенок выработает такое отношение к игре, которое не будет соревновательным, но будет способствовать повышению его самооценки. Диалог необходим также и потому, что игры вызывают сильные эмоции, приводящие ребенка к нервному напряжению. Поэтому важно, чтобы он мог разрядить это эмоциональное напряжение, разделив его с собеседником.
- Следует помешать ребенку, который «зацикливается» на игре, которую ему не удается завершить. Если ребенок не смог найти решение в игре после нескольких часов, нужно посоветовать ему заняться чем-то другим или позвонить приятелям, которые подскажут правильное решение. В противном случае ребенок может потерять веру в свои силы.
- Следует сопровождать ребенка, когда он «гуляет» по Сети, так же как при любом его выходе за пределы дома. Другими словами, не ходить на танцы вместо него, но знать, куда он ходит, с кем и в какое время он возвращается. Мы не должны бояться сказать нашим детям, особенно маленьким, что в игре они, вполне возможно, столкнутся со странными пугающими вещами: тем самым мы приглашаем их к разговору и обещаем, что не будем ворчать на них, если они это сделают.
- Не внушайте ребенку отношение к компьютеру как сверхценности. Так, например, не стоит, чтобы возможность поиграть на компьютере стала наградой за успехи. Нужно дать ребенку понять, что в эти игры играют чаще всего от скуки. Мудрые родители стараются, чтобы интерес ребенка к компьютеру с самого начала был не потребительским, а познавательным и практическим. Тогда это может стать основой и для будущей профессии их сына или дочери (программист, системный администратор и др.).
- Если вы почувствовали, что компьютер начал затягивать вашего ребенка, поскорее займитесь выявлением психологических причин, по которым вашему ребенку милее общество «умного ящика». Если вы заметили, что причина, по которой ваш ребенок увлекается компьютерными играми, в нем самом, постарайтесь устранить ее. Если вы не в силах сделать это самостоятельно, обратитесь к специалисту.
Важный момент: эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.
Правила безопасности пользования Интернетом.
Кроме того, ребенок должен знать правила безопасного пользования Интернетом:
- Убедите, что виртуальное общение с незнакомыми людьми не менее опасно, чем аналогичные разговоры на улице.
- Объясните, что ни при каких обстоятельствах не следует сообщать незнакомым людям номера телефонов, пароль компьютера и прочую информацию о частной жизни семьи. Нельзя отвечать на послания по электронной почте с запросами о личных данных: если такое письмо пришло, то это мошенничество.
- Предупредите ребенка, что он должен поставить вас в известность и попросить разрешения, если захочет встретиться с кем-то из знакомых по компьютерной переписке.
- Объясните ему, что он должен делиться с вами компьютерными секретами, а также сообщать обо всем, что его испугало, обидело или возмутило во время посещения Интернета.
- Научите ребенка внимательно относиться ко всем ссылкам, которые присылают в социальных сетях, по «аське» или электронной почте, особенно от незнакомых людей, так как они могут содержать неприемлемую информацию или вирусные программные продукты. Даже если ссылка пришла от знакомого человека, необходимо быть предельно внимательным. Вполне возможно, что аккаунт знакомого уже взломан и от его имени рассылаются спам и вирусы. Следует остерегаться также скачивания неизвестных файлов, пришедших на почту или в «аську», даже если файл пришел от знакомого. Лучше уточнить у отправителя, что это за файл.
- Объясните ребенку, что бесполезно «ходить» по ссылкам и банерам, предлагающим крупный выигрыш и другие нереально выгодные услуги. Это относится и к информации о том, что он стал победителем лотереи или розыгрыша приза.
- Вместе с ребенком учитесь искать интересную информацию в Интернете, ведь если ребенок настроен на позитив, то меньше вероятности, что он заинтересуется негативным контентом.
- Учите ребенка включать внутренний фильтр, когда он попадает на тот или иной сайт или видит призыв его посетить.
- Научите внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки эсэмэсок, во избежание потери денег.
- Составьте список полезных, интересных и безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок.
Регулярно отслеживайте ресурсы, которые он посещает. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривали ваш сын или дочь.
Если ребенок хочет стать копией «звезды» …
Новая среда обитания, такая как Интернет, порождает и новые формы отклоняющегося (или просто нестандартного) поведения детей. Одна из них — существование в сети под маской успешного человека. Как правило, для этой цели дети выбирают людей, популярных в молодежной среде, в том числе и так называемых звезд.
В любой из социальных сетей — «ВКонтакте», «Одноклассники», «Твиттер», «Facebook» — можно столкнуться с «клонами» публичных людей. Они есть не только у звезд эстрады и актеров, но и у президентов, премьер-министров и др. Порой число двойников знаменитости доходит до нескольких тысяч.
Один из авторов этой статьи имеет опыт общения с таким «клоном». Ничего не подозревая, автор в течение месяца (!) переписывался якобы с известным человеком. Позже выяснилось, что «звездой» была восьмиклассница из маленького провинциального городка. Однако это общение многое дало для понимания такого явления в социальных сетях, как двойники.
Исследуя это явление, можно выделить разные формы клонирования. Двойников можно различать по степени активности их действий. Существуют тихие клоны, которые выдают себя за другое лицо, но при этом не предпринимают действий от имени популярного человека: они просто заменяют информацию на своей страничке информацией о звезде и радуются этому. В переписку они не вступают, не размещают непроверенную информацию, не инициируют проекты от имени знаменитости.
Активные клоны производят реальные действия от имени своих кумиров: вступают в переписку, обещают бонусы, проводят конкурсы, надеясь остаться безнаказанными. Свобода Интернета кажется безграничной, и нередко возникает иллюзия вседозволенности. А об ответственности большинство клонов даже не задумываются.
На наш взгляд, за этим невинным на первый взгляд занятием могут скрываться реальные проблемы ребенка: неприятие себя, проблемы с самооценкой и самоидентификацией.
Причины, побуждающие выдавать себя за других людей, разнообразны. Кто-то, повинуясь всеобщему увлечению, хочет почувствовать себя звездой и испытать то внимание, которое к ним приковано. Кто- то делает это из-за фанатичного обожания своего кумира. Кто-то хочет почувствовать себя нужным, значимым, успешным, то есть получить то, чего так не хватает в жизни.
Отказ от себя реального и замена виртуальным клоном свидетельствуют о том, что у ребенка могут быть трудности в принятии себя таким, какой он есть, трудности в коммуникации, заставляющие бежать от проблем. Однако нередко клонов создают и внешне благополучные дети, которым взрослые просто не объяснили, что хорошо, а что плохо. Родители могут даже и не подозревать, что в Сети их любимая Маша Иванова стала Верой Брежневой или Марией Берсеневой. Создавать собственные странички, дублируя знаменитостей, могут даже первоклассники.
Эту проблему проще предотвратить, чем распознать. Поэтому родителям важно придерживаться следующих правил:
- Быть в курсе того, на какие сайты ходит ребенок, интересоваться его жизнью.
- Создавать условия для гармоничного развития его личности, помогать разрешать проблемы, которые есть у ребенка.
- Показать конструктивные способы взаимодействия со знаменитостями, например, можно вместе отправить письмо кумиру, пойти на его концерт, посоветовать вступить в фан-группу и др.
- Дать понять ребенку, что родители его любят просто за то, что он есть, и таким, какой он есть, несмотря ни на что.
- Демонстрировать различные способы проведения досуга и конструктивного использования Интернета.
- Самим взрослым тоже надо быть искренними — не притворяться, не обманывать, не вести двойную жизнь. Тогда у детей вряд ли может возникнуть желание спрятаться под чьей-то маской.
- Показывать, как можно стать успешным, знаменитым, не прибегая к ложной, мнимой популярности.
- Если кто-то из родителей все-таки обнаружил, что их ребенок — клон, не надо кричать и ругаться — обычно это вызывает еще большее желание защищаться. Лучше спокойно выяснить причины и помочь конструктивно разрешить ситуацию.
При общении в Сети разоблачить клонов достаточно сложно, но по косвенным признакам все-таки можно: безграмотность, просьба «подарить голоса», составление списков на автографы, противоречивая информация, частое обновление информации, обильная переписка, не свойственная знаменитостям, и др.
Если взрослый спокойно отнесется к обману в Сети, то для ребенка это может стать трагедией. Чтобы дети не попали в ловушку, родителям важно с детства учить их безопасному использованию Интернета, рассказывая в том числе и о таком явлении, как клоны, вместе решая, как не попасться на их «разводы».
У любой уважающей себя знаменитости есть сайт, где размещены проверенные доступы к социальным сетям, и только этой информации можно верить. Хочешь пообщаться со звездой — пиши по проверенным адресам, а еще лучше — не сотвори себе кумира! Ребенок должен знать, что с клонами в социальных сетях надо бороться. Для этого достаточно нажать кнопку «Пожаловаться на страницу», предоставив разбираться с мошенниками администрации социальных сетей.
Как бы банально это ни звучало, но проблема зависимости ребенка от интернета может не возникнуть, если с раннего детства родители будут уделять внимание его воспитанию, интересоваться его жизнью, учить доброму и вечному, создавать насыщенную развивающую среду.