Мама, я боюсь

Современные исследования отмечают увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым.

Главной причиной возникновения тревожности у ребенка считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. «Отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите».

Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, когда мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» его к себе, предохраняя от несуществующих, но воображаемых ею опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.

Отмечается также, что если отец не принимает участие в воспитании ребенка, то ребенок в большей степени привязывается к матери, и в том случае, если мать личностно тревожна, он легче перенимает ее беспокойство. Выражено это и тогда, когда ребенок боится отца из-за его грубого, вспыльчивого характера.

Детям противопоказаны семейные ссоры, которые порождают разнообразные страхи, тревогу и чувство вины. Поскольку им часто кажется, что родители больше никогда не помирятся, произойдет что-то ужасное, и к тому же испытывают необоснованное чувство вины. Если бы не случилось болезни, не сломалась игрушка, не потерялись ключи, не …то все было бы иначе.

Тревожность отмечается в условиях, создавшихся в семье после появления второго ребенка; при плохой приспособленности ребенка – неумении одеваться, самостоятельно есть, укладываться спать и т.д.

Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности. Такие родители либо неудовлетворены собственным положением, желают воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке, либо, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желают видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Ребенок начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником.

Детские страхи – это серьезная проблема. Родители иногда и не подозревают о том, что ребенка мучают страшные фантазии, переживания. А, узнав, посмеиваются: «Трусишка», «Чепуха, разве этого можно бояться?», «Что же здесь страшного? Это все выдумки!» Высказывания подобного рода не только не добавляют отваги ребенку, но и порождают дополнительный страх – страх откровения со взрослыми.

Правильнее рассказать, что у папы и мамы тоже когда-то были страхи, которые они, повзрослев, преодолели. В этом случае ребенок понимает, что бояться не стыдно и взрослые могут помочь. У него рождается надежда стать смелым и сильным, когда подрастет.

Создавайте для ребенка атмосферу максимального психологического комфорта, т.е. старайтесь облегчить страдания от страха. Например, оставляйте приоткрытой дверь в комнату, где спит ребенок, включайте светильник – если ребенок боится темноты. Возьмите крепко за руку, проходя мимо собаки или у лифта, заранее подготовьте ребенка к разлуке, если она неизбежна. Родители зачастую просто «сбегают», когда дети спят. Ребенок может решить, что его обманули, бросили, предали.

Нельзя сообщать в присутствии ребенка о его страхах. Лучше внушать, что все будет хорошо, ничего плохого не случится. Не запугивайте ребенка разными устрашающими обещаниями: отдать в детдом, бросить на улице, сдать в милицию, сделать укол и т.п. Нетрудно вспомнить, какой ужас охватывает взрослого, если он, например, заблудился в лесу или отстал от друзей в метро, оставшись без денег, не зная адреса. А у маленького человека страх, что его не любят и бросят, еще более велик.

Дорогие родители, обратите внимание на себя. Возможно, именно ваше поведение является причиной беспокойства вашего ребенка. Приглядитесь к себе, к своему отношению к ребенку.

Помните, что благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.

Наталья Николаевна Милакина,

заместитель директора по психологической работе

Comments are closed