Недетские вопросы

 

Мы взрослые часто стремимся избегать разговоров на трудные, как мы считаем совсем не детские темы любой ценой. Например,  современное общество, несмотря  на все его технологические достижения, не имеет правильного понимания  и правильного отношения к смерти. И большинство людей живет либо отрицая смерть, либо ужасаясь ее, будучи совершенно не в состоянии подготовить себя и своих близких к неизбежному.

А как часто пары как бы «забывают» о детях во время развода и ни слова не говорят о том, что должно произойти? В большинстве случаев  мы имеем благие намерения. Мы не хотим травмировать наших детей и близких, хотим оградить  их от страданий и стрессов. И поэтому мы молчим о предстоящем разводе, не говорим о серьезной болезни, стараемся, чтобы, ребенок попал в «хорошую» компанию, где нет детей из неблагополучных семей или больных детей – инвалидов. Это же так травматично!

Замечательный педагог Антон Семенович Макаренко сказал однажды: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».

Как же  отвечать родителям на самые щекотливые вопросы их детей? Только родившись, человек попадает в многообразный и совсем непонятный мир. Он ещё долго не сможет вас ни о чём спросить, но вопросы у него есть с первого дня. Хотите или нет, вы отвечаете на них своими действиями. Если младенцу не нравится ваш ответ, он реагирует, как может, – плачет. Поймите, взрослые, только от вас зависит, дружелюбен по отношению к малышу мир или зловещ, радость он дарит или первые разочарования.

Очень важно не  ошибиться  с ответом !!!

До чего ж занятные вопросы задают малыши! И как порой обижаются на то, что взрослые не понимают, о чём их спрашивают. Эти взрослые ещё и смеются, вместо того, чтобы ответить.

– Почему у тёти такой большой живот?

– У неё там маленький ребёночек.

– А зачем она его съела?

Вместо ответа смех. Как вы считаете, что малыш думает о взрослых, пока они смеются? Он-то не шутил, он серьёзно не понимает. Он в ужасе: женщина съела ребёнка.

Детский мир вашими глазами

Ребёнку только два года. Рассматриваем книжку. На картинке кузнечик.

– Почему он зелёный?

– Чтобы в травке ото всех спрятаться.

– Почему у него ножки наизнанку?

– Это не наизнанку, а коленками назад?

– Почему?

– Он не хочет ползать, он хочет прыгать выше всех.

– Ты говорила, белка прыгает выше всех, а у неё ножки не наизнанку.

– Белке не обязательно. Она хвостиком отталкивается. У неё хвостик большой для прыжков.

– Я тоже хочу хвостик большой. Чтобы выше всех прыгать.

– А выше птички летать не хочешь?

– Хочу!

– А быстрее рыбки плавать?

– Хочу!

Родители, не упустите момент. Если вы хотите внушить ребёнку что-то важное, не откладываёте на потом, и не дайте ему понять, что вы поучаете. Среди будничных разговоров есть множество возможностей «ненавязчиво навязать» своё мнение. Мои вопросы про птичку и рыбку были не спроста, я повернула разговор в важное для меня русло.

– Ты всё это сможешь, когда немножко подрастёшь.

– А ты можешь?

– Конечно, могу. Я же человек. И ты человек. У белочки особенный хвостик, у кузнечика – ножки. А у человека – голова. Если он чего-нибудь не умеет, голова придумает, как научиться.

Устройство мира – самая большая загадка для детей всех возрастов. Малыши ежедневно видят что-то новое. Лет до пяти нужно быть готовым отвечать на простые, но невероятные вопросы. Самое трудное – ответить так, чтобы не соврать и чтобы пытливому чаду было понятно.

– Почему божья коровка без рогов?

– Зачем девочка (в сказке) врала Деду Морозу, что она не замёрзла?

– А королевич Елисей поцеловал собачку, чтобы она тоже проснулась?

– Почему у дяди лицо такого цвета, его шоколадом намазали?

Чуть повзрослев, ребёнок непременно спросит о происхождении мира и человека в частности. Ответ «Бог» его вполне удовлетворит, если вы сумеете объяснить, что значит Бог. Только учтите, что года через три он может спросить: «А кто сделал Бога?»

Существуют и такие вопросы, которые несут в себе подвох. Безвозвратно ушли те времена, когда можно было утаить от ребятни информацию о половой жизни взрослых. Теперь лишь трёх-, четырёхлетние детки могут невинно спросить: «Почему мама и папа спят вместе, а мы нет?», или «Почему девочки писают сидя, а мальчики стоя?» Знайте, если первоклассник задаёт вопрос на эту тему, он просто проверяет вас на правдивость или намеренно пытается смутить. На самом деле ему кажется, что он всё уже знает. Почти никогда вопрос не звучит прямо («Расскажи о сексе» или «Откуда дети?») Поэтому очень легко вы можете растеряться, а этого нельзя делать ни в коем случае. Вы всегда должны найти способ показать, что вы гораздо более компетентны в любом вопросе, тем более в этом.

И последнее, что я хочу сказать: очень о многом дети не спрашивают, но хотят знать. И то, что они узнают об этом не от вас, а от своих товарищей или из телерекламы, может вам не понравиться. И второе: если вы ему на вопрос ответили одно, а в телефонную трубку прошептали совсем противоположное, ребёнок сделает выводы, которые вам также не понравятся.

 

Педагог-психолог МБОУ Центра ПМСС Перкина Е.А.

Comments are closed.