О вредных привычках. Собрание для родителей.

Перкина Е.А., педагог-психолог

 

1 слайд. Здравствуйте уважаемые родители!  Меня зовут Перкина Е.А., сегодня мы с вами поговорим об одной из самых актуальных проблем современного общества – о вредных привычках. Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье детей в наше время желает быть лучшим.

2 слайд.

Привычка – это вторая натура.… Как мы часто слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей – и у взрослых, и у детей – сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить еѐ будет трудно.

Вредные привычки – это такие привычки, которые оказывают отрицательное влияние на психическое состояние, здоровье человека, социальное поведение и препятствуют достижению человеком активного долголетия.

То есть это — некий стереотип поведения, мешающий человеку нормально жить и развиваться.

Какие вредные  привычки вы знаете?  Родители перечисляют……

3 слайд. В поведении некоторых детей часто встречаются навязчивые действия: это привычка теребить волосы, мочку уха, сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или пуговицу ковырять в носу, употреблять слова-паразиты. И причина их возникновения – недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка.

4 слайд. Но бывают и привычки иного рода, хотя и похожие на уже названные. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, верчение и выдергивание волос, грызение ногтей, раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т. п. Причины и механизмы их возникновения более сложны.

Заметив у своего ребенка вредную привычку, родители встают перед дилеммой: бороться с привычкой или оставить все как есть?

Как ни парадоксально, правильный ответ на оба вопроса — «нет».

Нельзя бороться с вредной привычкой, потому что она — следствие некоей неудовлетворенной потребности. Но, с другой стороны, вредную привычку нельзя игнорировать, потому что она, опять же, следствие некоей неудовлетворенной потребности.

Таким образом, впервые увидев, что ваш ребенок сосет палец или грызет ногти, не делайте ребенку замечание. И уж тем более не применяйте карательных мер типа мазания пальцев горчицей, битья по рукам или суровых наказаний.

Скажите себе: «Это повод задуматься мне как родителю о том, что происходит с моим ребенком».

5 слайд. Уважаемые родители, предлагаю  вам тест, который поможет вам ответить на вопрос “А всё ли я правильно делаю?”

Инструкция: На вопросы теста можно отвечать: да, нет, не знаю.

За каждый ответ «да» на вопросы под четными номерами, а также «нет» на вопросы под нечетными номерами начислите себе по 10 очков, за каждые «не знаю» -5 очков.

  1. На некоторые поступки ребенка Вы частенько реагируете настоящей бурей, а потом жалеете об этом.
  2. Вы пользуетесь советами со стороны, если не знаете, как реагировать на поведение Вашего ребенка.
  3. Вы считаете лучшими советчиками в воспитании ребенка собственные опыт и интуицию.
  4. Иногда вам случается доверить ребенку секрет, который никому другому не рассказали бы.
  5. Вас обижает отрицательное мнение посторонних о ребенке.

6 слайд.

  1. Вам случается просить прощения у ребенка за какие-то свои слова или поступки.
  2. Ребенок не должен иметь секретов от родителей – таково Ваше глубокое убеждение.
  3. Некоторые различия между Вашим характером и характером ребенка Вас радует.
  4. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи ребенка.
  5. У ребенка полно игрушек (игр), поэтому вы запросто можете удержаться от приобретения очередной.
  6. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – ремень.
  7. Ваш ребенок – настоящий идеал, именно о таком Вы и мечтали.
  8. Ваш ребенок доставляет Вам больше хлопот и неприятностей, чем радости.

7 слайд. 14. Иногда Вам кажется, что именно от ребенка Вы набираетесь новых мыслей и идей.

  1. Вы в состоянии конфликта с ребенком.

 

Теперь подсчитайте полученную сумму.

100 -150 очков. Вы хорошо понимаете ребенка. Для идеала Вам не хватает одного шажка. Им может стать мнение ребенка. Рискнете?

50 -99 очков. Вы на правильном пути к пониманию ребенка. Проблемы с ребенком Вы можете решить, если начнете с себя. И не надо оправдываться нехваткой времени или сложной натурой ребенка.

0 – 49 очков. Увы, Ваш ребенок вызывает сочувствие. Но еще не все потеряно. Обратитесь за советом к опытному педагогу.

 

Доказано, что вредные привычки бесследно исчезают тогда, когда удовлетворяется потребность, лежащая в их основе.

А какие основные потребности у человека?

8 слайд.

И если ребенок не чувствует себя любимым, Ни чувствует себя в безопасности, если ему не хватает родительского внимания или уважительного отношении со стороны мамы или папы, у него включатся компенсаторные механизмы. С их помощью ребенок пытается погасить свою тревожность, недостаток внимания со стороны взрослых или преодолеть свой страх.

9 слайд.  Например, дети сосут пальцы перед сном.

Задумайтесь, а много времени вы уделяете своему ребенку? Если ребенку хочется, чтобы мама или папа до сна или во время засыпания побыли рядом с ним (в этом случае ребенок спокоен и чувствует себя в безопасности, а вы по той или иной причине отказываете ему, то он начинает искать способ получить ощущение безопасности и комфорта самостоятельно). И сосание пальца или уголка подушки, или уха любимой игрушки в этом случае подходит идеально — все это воссоздает ситуацию сосания материнской груди, возле которой ребёнок ощущал себя в безопасности и согретым любовью.

Для отлучения ребенка от этой привычки часто бывает достаточным, чтобы родитель  сел рядом с ребенком на кровать; спокойно поговорил с ним перед сном, подержал некоторое время его ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть.

При сосании пальца незадолго до сна рекомендуются, танцы, прыжки со скакалкой (это напоминает об укачивании перед сном). Следует приобрести для ребенка лошадку-качалку.

«Игры» с гениталиями.

Для маленьких детей характерно изучать свое тело, в том числе и гениталии. Это нормальное явление. Помимо этого, онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка и т. д. Устранение этих причин приведет к исчезновению данной привычки.

Родители не должны принимать каких-то мер, чтобы отучить детей от таких “игр”. Не следует все время отнимать руки ребенка от гениталий, ругать или тем более наказывать его. Не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой помочь ему уснуть. От дневных «игр» с гениталиями отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями. При хорошем контакте с ребенком, когда ему комфортно в семье, и он получает достаточное количество духовных импульсов, соответствующих его возрасту, это явление проходит само по себе.

Однако упорное самоудовлетворение, ставшее основным занятием для ребенка, должно насторожить родителей, так как это свидетельство серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром. В таких случаях необходимо обследование ребенка у психолога.

Если ребенок ковыряется в носу?

Прежде чем понять, что делать с этой привычкой, давайте изучим факты.

Факт физиологический. Нос — это орган дыхания и обоняния. Внутренняя поверхность носа покрыта эпителием, на поверхности которого находится слизь. Если слизистая носа пересыхает, то попавшие в нос мелкие частички чего-либо прилипают к поверхности и мешают дыхательном процессу. Поэтому полость носа необходимо поддерживать в чистоте.

Факт естественнонаучный. Маленькие детишки начинают ковырять в носу, потому что они изучают свое тело.

Таким образом:

  1. Если ребенок ковыряется в носу, возможно, он просто совершает физиологически оправданную процедуру — чистит носик. Капля масла (подсолнечного, персикового) внутрь — и родители в течение какого-то времени будут освобождены от созерцания этого «милого» действия. А чтобы в дальнейшем у вас не возникало причин для дискуссий с ребенком по поводу пальца в носу, научите его пользоваться платком и объясните, что такая процедура не делается на глазах у окружающих.

10 слайд. Другая причина возникновения вредных привычек (например, привычки грызть ногти) — стремление уменьшить отрицательные эмоциональные переживания и снять нервное напряжение.

Если ребенок грызет ногти, в первую очередь проверьте, в порядке ли они у него. Иногда бывает что заусеница или отслоившийся ноготок доставляют ребенку неудобства. Сказать об этом вам он либо не может, либо забывает, поэтому пробует решить проблему самостоятельно.

Если же вы уверены, что, обкусывая ногти, ребенок сбрасывает напряжение, то:

  1. Объясните ребенку, что «разрядиться» можно другим способом (например, попинать подушку, покричать в пустой комнате, поплакать, в конце концов) .
  2. Переключите его внимание на другое действие, чтобы разорвать связь между беспокоящей его ситуацией и его реакцией на нее.
  3. Подумайте, с чем могут быть связаны детские переживания, и устраните причину.

11 слайд. Негативные переживания у ребенка возникают из-за родительских ссор, из-за отсутствия ласки и проявления любви, из-за постоянной строгости и вечных запретов.

Очень часто вредные привычки появляются у ребенка в стрессовой для него ситуации, при чрезмерных интеллектуальных и физических нагрузках, при предъявлении ребенку со стороны родителей завышенных требований.

Запретив с помощью угроз или наказаний ребенку сосать пальцы, грызть ногти, ковыряться в носу и т. д, через какое-то время вы заметите, что на месте искорененных вами привычек, выросли новые, такие же (если не более) вредные.

12 слайд. Поэтому, если у ребенка появилась вредная привычка, действуйте по следующим правилам.

  1. Попытайтесь понять причину возникновения привычки.
  2. Не запрещайте в ультимативной форме ребенку вести себя подобным образом.
  3. Не ругайте и не наказывайте ребенка в тот момент, когда проявляется вредная привычка.
  4. Не акцентируйте внимание на его действиях.
  5. В момент, когда проявляется вредная привычка, постарайтесь переключить внимание ребенка на что-нибудь другое, например, если ребенок тянет руки в рот, предложите ему поиграть в «ладушки» или скажите: «Давай я поцелую твою ручку!»
  6. Окружите ребенка любовью и лаской, не конфликтуйте друг с другом в присутствии ребенка.

13 слайд. 7. Подумайте, соответствует ли интеллектуальная и физическая нагрузка возможностям ребенка.

  1. Помните, что вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.

14 слайд   В жизни человека повседневные привычки играют важную роль. Они влияют на самочувствие, здоровье и настроение. Всего одна-две вредные привычки могут стать губительными, и наоборот – несколько полезных привычек способны изменить нашу жизнь к лучшему. Предлагаю выработать позитивные привычки для здоровья, бодрости и хорошего настроения. Начните следовать им уже сейчас и вы увидите, каких удивительных перемен вы способны добиться, соблюдая эти нехитрые рекомендации.

  1. Начинайте день с улыбки.Ничто не заряжает позитивом лучше.
  2. Выпивайте стакан водыперед завтраком.
  3. Начните бегать.
  4. Откажитесь от сигарет и алкоголя.
  5. Научитесь планироватьпредстоящий день.
  6. Каждый день съедайте по несколько свежих фруктов или овощей.
  7. Думайте позитивно.
  8. Держите осанку, ходите прямо.
  9. Делайте утреннюю зарядку.
  • Питайтесь дробно:4-5 раз в день в одно и то же время.
  • Забудьте про лифт.Поднимайтесь и спускайтесь пешком.
  • По утрам принимайте контрастный душ– помогает проснуться не хуже, чем чашка крепкого кофе.
  • Высыпайтесь.Приучите себя ложиться и вставать в одно и то же время.
  • Устраивайте ежедневные прогулкина свежем воздухе.
  • Готовьтеодежду на предстоящий день с вечера.
  • Раз в год проходите общее медицинское обследование.
  • Сразу записывайте интересные мысли и полезные идеи, пришедшие вам в голову.
  • Пейте достаточное количество чистой,негазированной воды: не менее 1,5 л в день.
  • Проветривайте комнату перед сном.Спите в прохладе.
  • Каждый день уделяйте уборке в комнате 15 минут.
  • Балуйте себя:приятные покупки, косметические процедуры или просто хороший фильм, просмотренный в приятной компании – это мощный заряд позитива.
  • Умывайтесьперед сном.
  • Вернувшись домой с работы, уделите себе 15 минут для релаксациипод приятную музыку.
  • Раз в неделю посещайте баню или сауну.
  • Думайте, что едите.Исключите из своего рациона фаст-фуд и прочую тяжелую пищу.
  • Будьте пунктуальны.
  • Говорите людям комплименты,будьте доброжелательны.
  • Занимайтесь спортом2-3 раза в неделю по 1 часу.
  • Тренируйте мозги: учите стихи, разгадывайте кроссворды, играйте в шахматы.
  • Ежедневно уделяйте время чтениюхотя бы 30 минут.
  • Заведите личный дневники записывайте туда все свои достижения и успехи.
  • Фотографируйте яркие события.
  • Делайте гимнастику для глаз.
  • Дома не засиживайтесьза компьютером дольше 2 часов.
  • Обливайте стопы холодной водой– это отличная закаливающая процедура.
  • Учитесь новому,каждый день узнавайте что-то интересное.
  • Проводите выходные с пользой:выбирайтесь на природу, ездите на экскурсии, наслаждайтесь новыми пейзажами и общением с новыми людьми.
  • Думайте только о хорошем.Помните: мечты – не уход от действительности, а средство приблизиться к ней.

15слайд  Спасибо за внимание !

Comments are closed.