«Плохие слова».

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы с вами поговорим о важной составляющей нашего общения – слове, которое является не только средством передачи информации, но и возможностью выражения своего отношения к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту, а можно и смертельно оскорбить. Очень часто приходится слышать от родителей жалобы, что ребенок начал употреблять «плохие слова».

Так называемые бранные, или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. Проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой регулярно обсуждается в средствах массовой информации. Говорится о преобладании сленга и блатных выражений в современных телевизионных и радиопередачах, в печатной продукции. Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать, правда, часто не понимая, что эти слова означают.

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает такие выражения более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постараться, чтобы вы этого не слышали.  Детям надо объяснить, что люди используют ругательные слова , в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов. Предложите своим детям использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или цветов. Можно обозвать наступившего на ногу  «диплодоком» или «кактусом». Это прозвучит так же эмоционально, но менее грубо.

Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Третьеклассник, узнав от товарищей во дворе очередное неприличное слово, с восторгом делился своими познаниями с одноклассниками. Мама его была в отчаянии, однако папа сказал сыну: «Да, такие слова есть, но лучше будет, если ты станешь сначала спрашивать об их значении у меня». И даже купил словарь ненормативной лексики. Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребенком, но лучше честно сказать, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить. И уж совсем не стоит поступать как Волька из известной сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на вопрос старика, что это значит, объяснил: «Балда — это что-то вроде мудреца». И был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!» Иногда родители ведут себя так же, придумывая «культурные» объяснения для ругательств.

Вот основные причины обзывания детьми друг друга:

– агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника);

-желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих);

-игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);

– провокация (дразнящий осознает, что оскорбляет сверстника, но стремится, таким образом, спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой);

– шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);

– самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию);

-месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти); -не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.  Очень часто обидные прозвища приклеиваются к ребенку из-за особенностей его внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры: «рыжий», «очкарик» или «носатый» — западают в душу ребенка, травмируют его. Ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, теряет уверенность в себе. Но если человек, чьим мнением ребенок дорожит (учитель, родители), скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал!» или: «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», то может все исправить. Иногда одна такая фраза способна если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.

Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, например заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т.п. В этом случае многое зависит от взрослых — родители могут помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку, а учителя — на корню пресечь возможные прозвища и издевательства.

Не стоит навязывать ребенку в качестве утешения истории о Золушке или Гадком утенке, но можно рассказать об успехах людей с нестандартной внешностью.

Адекватное реагирование на плохие слова:

-никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания). Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, «Заяц, заяц!» — зовет одноклассник. Не отзывайся, пока не обратится по имени, сделай вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Скажи: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?» ;

-отреагировать нестандартно. Обзывающийся ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников — он будет готов к этому;

-не поддаваться на провокацию. За пятиклассником гонялись одноклассники и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начинали снова. Мальчику было предложено попробовать (в качестве эксперимента ) в следующий раз не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть»;

-не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «размазня», ставя его, таким образом, перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом». Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта — самая непростая. Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение;

-отговориться. В ответ на обзывания выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешне), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.

педагог-психолог МБОУ Центр ПМСС,  Елена Перкина.

Comments are closed