УТВЕРЖДЕНО
приказом управления образования администрации Ступинского муниципального района от 12.11.2014 г. № 598
Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Ступинском муниципальном районе
- Общие положения
- В рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, в числе мер, направленных на обеспечение доступности и качества образования, актуальными являются меры по обеспечению:
правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами,
предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных организациях,
создания системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей,
психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательной организации.
В системе образования в Московской области психолого-педагогическое сопровождение образования является одним из важных направлений деятельности, и регламентируется Положением о Службе психолого-педагогического сопровождения утвержденным приказом министра образования Московской области от 02.07.2014 № 3055.
Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования Ступинского муниципального района призвано структурировать организационно-методическую основу деятельности специалистов по психолого-педагогическому сопровождению.
- Служба психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Ступинском муниципальном районе (далее – психолого-педагогическая Служба) представляет собой систему психолого-педагогического сопровождения деятельности в сфере образования, направленного на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития, успешной социализации обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ (далее – образовательные программы), развитии и социальной адаптации.
- Нормативной, правовой основой деятельности психолого-педагогической Службы являются международные акты, законы Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законы Московской области, постановления Правительства Московской области, постановления администрациии Совета депутатов Ступинского муниципального района в области образования и защиты прав детей, уставы образовательных организаций, настоящее Положение.
- Психолого-педагогическая Служба представляет собой целостную двухуровневую структуру, включающую в себя взаимосвязанные уровни, на каждом из которых осуществляется административное управление, координация деятельности, методическое сопровождение:
- уровень образовательной организации: административное управление, координация деятельности осуществляется администрацией, методическое сопровождение – методическим объединением специалистов по психолого-педагогическому сопровождению:
- уровень муниципального образования: административное управление, координация деятельности осуществляется управлением образования администрации Ступинского муниципального района, методическое сопровождение – муниципальным бюджетным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Ступинского муниципального района (для педагогов-психологов и социальных педагогов) и муниципальным бюджетным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Ступинского муниципального района (для учителей-логопедов и учителей-дефектологов), районным методическим объединением специалистов по психолого-педагогическому сопровождению.
1.5. В состав психолого-педагогической Службы входят педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи (далее – специалисты психолого-педагогического сопровождения) муниципальных образовательных организаций в Ступинском муниципальном районе,
1.6. Деятельность психолого-педагогической Службы основана на взаимодействии специалистов психолого-педагогического сопровождения, педагогических и руководящих работников образовательных организаций, межведомственном взаимодействии с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, правоохранительных органов, взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся.
1.7. Родители (законные представители) должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.
1.8. Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
- Задачи психолого-педагогической Службы
Основными задачами психолого-педагогической Службы являются следующие:
- предупреждение возникновения проблем в развитии, обучении и социализации обучающихся,
- содействие обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- психолого-педагогическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и результатов образовательного процесса;
- создание в сотрудничестве с педагогическими и административными работниками образовательных организаций развивающей, психологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды;
- формирование психологической культуры обучающихся, родителей, педагогических работников;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-психологического сопровождения с учетом современных требований;
- усиление профилактической направленности в деятельности специалистов сопровождения, как основы преодоления асоциальных явлений и их негативных последствий в образовательной среде;
- разработка, апробация и внедрение эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения, направленных на полноценное интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся на всех этапах воспитания и обучения, обучающихся с проблемами в развитии, обучении, поведении, имеющих ограниченные возможности здоровья; проблемных, асоциальных, опекунских семей, усыновителей и др.;
- оказание своевременной адресной психологической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуации, пережившим психологическую травму, находящимся в кризисном состоянии.
- Организация деятельности психолого-педагогической Службы
3.1. Психолого-педагогическое сопровождение и психолого-педагогической помощь и поддержка обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, осуществляются специалистами психолого-педагогического сопровождения в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, организациях дополнительного образования (далее – образовательные организации), в образовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи: Центр психолого-медико-социального сопровождения (МБОУ Центр ПМСС) и Центр диагностики и консультирования (МБОУ ЦДК) (далее – центры психологической помощи).
3.2. Образовательные организации могут иметь в своей структуре структурное подразделение «Психолого-педагогическая служба» (далее – структурное подразделение), обеспечивающие осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся и оказание им психолого-педагогической помощи, состав которого определяется целями и задачами образовательной организации.
Специалисты психолого-педагогического сопровождения или структурное подразделение занимают определенные помещения в образовательной организации, подчиняются режиму работы, установленному в образовательной организации, находятся в подчинении ее руководителя; осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией развития образовательной организации, образовательной программой.
3.3. Центры психологической помощи оказывают:
– помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации образовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляют психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных программ;
– методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;
– специализированную помощь обучающимся, нуждающимся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
– консультационную помощь педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций, родителям (законным представителям) обучающихся;
– осуществляют мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
– осуществляют функции психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовку по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
3.4. Научно-методическое обеспечение деятельности по психолого-педагогическому сопровождению осуществляется педагогическими работниками государственных образовательных организаций высшего образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области (психологических факультетов, кафедр психологии и иных структурных подразделений, осуществляющих в рамках уставной деятельности высшего учебного заведения образовательную, научную, научно-исследовательскую либо творческую деятельность), Центром психолого-медико-социального сопровождения (МБОУ Центр ПМСС) и включает в себя:
- повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций по актуальным вопросам психолого-педагогического сопровождения;
- организацию и проведение конференций, форумов, семинаров, мастер-классов, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических, руководящих работников образовательных организаций;
- рецензирование образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, инициируемых органами, осуществляющими управление в сфере образования, или отдельными образовательными организациями;
- осуществление сетевого взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения;
- обобщение, систематизацию и распространение передового опыта специалистов психолого-педагогического сопровождения.
- Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
- Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению включают в себя:
- психолого-педагогическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основного общего образования, образовательных программ;
- психолого-педагогическое проектирование и экспертизу развивающей, психологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды;
- психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
- коррекционно-развивающую работу с обучающимися (разработка и реализация коррекционно-развивающих программ для обучающихся направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снижение уровня тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении; реализацию специалистами психолого-педагогического сопровождения психолого-педагогической коррекции определенных недостатков в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации и адаптации);
- психологическую диагностику обучающихся (определение психологических особенностей обучающихся, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);
- психологическое просвещение субъектов образовательного процесса (создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, формирования психологической культуры);
- психолого-педагогическую профилактику (предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных организациях);
- обеспечение условий для психолого-педагогической преемственности содержания и форм организации образовательного процесса, сопровождение разработки образовательных маршрутов для творчески одаренных обучающихся, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ и социальной адаптации.
4.2. Направления психолого-педагогического сопровождения, реализуемые в образовательной организации, указываются в уставе образовательной организации; информация должна быть доступна для родителей (законных представителей) обучающихся.
- Модели деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения
- Под моделью деятельности понимается организационная форма работы специалистов психолого-педагогического сопровождения. Выбор модели деятельности определяется типом образовательной организации, количеством обучающихся и специалистов психолого-педагогического сопровождения, потребностями обучающихся.
- В образовательных организациях могут быть реализованы следующие модели:
- Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение реализуется через работу с отдельными группами обучающихся по проблематике адаптации в образовательной организации, коррекции и развитии познавательной, эмоционально-волевой сферы, подготовки к переходу на иной уровень образования, преодоления трудностей в обучении и общении со сверстниками и педагогами, проблем в поведении преимущественно в рамках психопрофилактики, психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы и консультирования.
Работа с педагогическими и руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся реализуется преимущественно в рамках психологического просвещения и консультирования.
- Модель психолого-педагогического сопровождения педагогических и руководящих образовательных организаций.
Психолого-педагогическое сопровождение реализуется через инструментально-информационное сопровождение (разработку методических рекомендаций, памяток, проведение консультаций, лекториев, тренингов), развитие профессиональных компетенций педагогических работников и руководящих работников, экспертно-методическое сопровождение реализации образовательных программ, разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.
Модель реализуется преимущественно в рамках методического сопровождения реализации образовательных программ; психологической профилактики, консультирования, психологической диагностики, психологического просвещения.
Работа с обучающимися осуществляется преимущественно в рамках психологической диагностики, консультирования, психологического просвещения.
- Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Модель реализуется в рамках проектирования и развития образовательной среды, разработки концепции развития образовательной организации, мониторинга образовательных результатов в рамках психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ, методического обеспечения реализации образовательных программ, экспертизы образовательной деятельности, психологической профилактики, психологического консультирования и психологического просвещения.
Предполагает работу с обучающимися, педагогическими и руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся; осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, правоохранительных органов по вопросам, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья обучающихся.
- Права и обязанности специалистов психолого-педагогического сопровождения
6.1. Право на реализацию психолого-педагогического сопровождения и оказание психолого-педагогической помощи имеют специалисты психолого-педагогического сопровождения, имеющие высшее или среднее профессиональное образования по направлениям подготовки «Педагогика и психология» (для педагогов-психологов), «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» (для социальных педагогов), в области дефектологии (для учителей-логопедов, учителей-дефектологов), и подтвердившие свою квалификацию в установленном порядке.
6.2. При организации психолого-педагогического сопровождения и оказании психологической помощи специалисты психолого-педагогического сопровождения независимы в своих решениях и выборе стратегий, руководствуются правами обучающихся, профессиональным долгом, нормативно-правовыми актами в области образования и защиты прав детей.
6.3. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогического сопровождения имеют право:
– самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом запросов участников образовательного процесса и возможностей образовательной организации;
– самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с субъектами образовательного процесса, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;
– отказываться от выполнения возложенных на них обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
– обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах обучающихся.
6.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогического сопровождения обязаны руководствоваться следующими этическими принципами:
6.4.1.Принцип конфиденциальности:
– лица, принимающие участие в психолого-педагогических мероприятиях, должны делать это сознательно и добровольно, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам;
– информация, полученная в процессе психолого-педагогических мероприятий, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости предоставления ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов и прав участников психолого-педагогических мероприятий;
– отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности лиц, принимавших участие в психолого-педагогических мероприятиях.
6.4.2. Принцип компетентности:
– специалисты психолого-педагогического сопровождения должны четко определять границы собственной компетентности, т.е. не ставить перед собой задачи, невыполнимые с точки зрения современной психологической, педагогической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
– применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы.
6.4.3. Принцип ответственности: специалисты психолого-педагогического сопровождения несут ответственность:
– за обоснованность психологического заключения по результатам диагностического процесса, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;
– за правильность оформления протоколов и сохранность документации.
– в решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся;
– за постоянное повышение своей профессиональной квалификации.
6.5. Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в настоящем Положении, не обязывают специалистов психолого-педагогического сопровождения выполнять их в полном объеме.
Режим рабочего времени специалистов психолого-педагогического сопровождения регулируется их должностными обязанностями, правилами внутреннего распорядка образовательных организаций, коллективными договорами, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, графиками и планами работы, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Режим рабочего времени специалистов психолого-педагогического сопровождения регулируется с учетом:
выполнения обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организации и проведения методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
времени, затрачиваемого непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо Минобразования Российской Федерации от 24.12.2001 № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога») рекомендовано следующее распределение рабочего времени педагога-психолога образовательной организации в неделю:
в пределах не менее половины недельной продолжительности рабочего времени – на выполнение индивидуальной и групповой профилактической, диагностической, консультативной, коррекционной, развивающей, учебной, просветительской работы с обучающимися; на экспертную, консультационную работу с педагогическими, руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации;
остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими, руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся, организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.)
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательной организации, так и за её пределами.
График работы специалистов психолого-педагогического сопровождения обсуждается с руководителем образовательной организации и зафиксирован договором между администрацией образовательной организации и специалистам в письменном контракте или в устной форме.