Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Ступинском муниципальном районе

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом управления образования администрации Ступинского муниципального района от 12.11.2014 г. №  598

 

 

Положение о Службе  психолого-педагогического сопровождения                    в системе образования в Ступинском муниципальном районе

 

 

  1. Общие положения
    • В рамках Национальной  стратегии  действий в интересах детей на                      2012 – 2017 годы, утвержденной  Указом  Президента Российской Федерации              от 01.06.2012 №  761, в числе мер, направленных  на обеспечение доступности и качества образования, актуальными являются меры по обеспечению:

правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами,

предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных организациях,

создания  системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей,

психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательной организации.

В системе образования в Московской области  психолого-педагогическое  сопровождение  образования  является одним из  важных   направлений деятельности, и регламентируется Положением о Службе психолого-педагогического сопровождения утвержденным  приказом министра образования  Московской области от   02.07.2014 № 3055.

Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования Ступинского муниципального района  призвано структурировать  организационно-методическую основу деятельности специалистов по психолого-педагогическому сопровождению.

  • Служба психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Ступинском муниципальном районе (далее – психолого-педагогическая Служба) представляет собой систему психолого-педагогического сопровождения деятельности в сфере образования, направленного на  создание  благоприятных условий для обучения,  личностного развития,  успешной социализации обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ (далее – образовательные программы), развитии и социальной адаптации.
  • Нормативной, правовой основой деятельности психолого-педагогической Службы  являются  международные акты, законы Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законы Московской области, постановления Правительства Московской области, постановления администрациии Совета депутатов Ступинского муниципального района в области образования и защиты прав детей, уставы образовательных организаций, настоящее Положение.
  • Психолого-педагогическая Служба представляет собой целостную двухуровневую структуру, включающую в себя взаимосвязанные уровни, на каждом из которых осуществляется административное управление, координация деятельности, методическое сопровождение:
  • уровень образовательной организации: административное управление, координация деятельности осуществляется администрацией, методическое сопровождение – методическим  объединением  специалистов по психолого-педагогическому сопровождению:
  • уровень муниципального образования: административное управление, координация деятельности осуществляется управлением образования администрации Ступинского муниципального района, методическое сопровождение – муниципальным бюджетным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Ступинского муниципального района (для педагогов-психологов и социальных педагогов) и муниципальным бюджетным   образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Ступинского муниципального района (для учителей-логопедов и учителей-дефектологов), районным методическим объединением специалистов по психолого-педагогическому сопровождению.

1.5.  В состав психолого-педагогической  Службы входят  педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи             (далее – специалисты психолого-педагогического сопровождения) муниципальных образовательных организаций в Ступинском муниципальном районе,

1.6. Деятельность психолого-педагогической Службы основана на взаимодействии  специалистов  психолого-педагогического сопровождения, педагогических и руководящих работников  образовательных  организаций, межведомственном взаимодействии с учреждениями  социальной защиты населения,   здравоохранения, правоохранительных органов, взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся.

1.7. Родители (законные представители) должны быть проинформированы о целях и формах организации  психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе,  являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.

1.8.  Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся  на основании заявления или согласия в письменной форме  родителей (законных представителей).

 

  1. Задачи психолого-педагогической Службы

Основными задачами психолого-педагогической Службы являются следующие:

  • предупреждение возникновения проблем в развитии, обучении и социализации обучающихся,
  • содействие обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • психолого-педагогическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и  результатов образовательного процесса;
  • создание в сотрудничестве с педагогическими и административными работниками образовательных  организаций  развивающей, психологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды;
  • формирование психологической культуры обучающихся, родителей, педагогических работников;
  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-психологического сопровождения с учетом современных требований;
  • усиление профилактической направленности в деятельности специалистов сопровождения, как основы  преодоления  асоциальных явлений и их негативных последствий в  образовательной среде;
  • разработка, апробация и внедрение эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения, направленных на полноценное интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся на всех этапах воспитания и обучения, обучающихся с проблемами в развитии, обучении, поведении, имеющих ограниченные возможности здоровья; проблемных, асоциальных, опекунских семей, усыновителей и др.;
  • оказание своевременной адресной психологической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуации, пережившим психологическую травму, находящимся в кризисном состоянии.

 

  1. Организация деятельности психолого-педагогической Службы

3.1. Психолого-педагогическое сопровождение и психолого-педагогической помощь  и поддержка   обучающихся, испытывающих  трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, осуществляются специалистами психолого-педагогического сопровождения в дошкольных образовательных  организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных  образовательных  организациях, организациях дополнительного образования (далее – образовательные организации), в образовательных  организациях  для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи: Центр психолого-медико-социального сопровождения (МБОУ Центр ПМСС) и Центр диагностики и консультирования (МБОУ ЦДК) (далее – центры психологической помощи).

3.2.  Образовательные организации могут иметь в своей структуре структурное подразделение «Психолого-педагогическая служба» (далее – структурное подразделение), обеспечивающие осуществление психолого-педагогического сопровождения  обучающихся  и оказание им психолого-педагогической  помощи, состав которого определяется целями и задачами  образовательной организации.

Специалисты  психолого-педагогического сопровождения или структурное  подразделение  занимают определенные помещения в образовательной организации, подчиняются режиму работы, установленному в образовательной организации, находятся в подчинении ее руководителя;  осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией развития образовательной организации,  образовательной программой.

3.3. Центры  психологической помощи оказывают:

– помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации образовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляют психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных программ;

– методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;

– специализированную  помощь обучающимся, нуждающимся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

– консультационную  помощь  педагогическим и руководящим  работникам образовательных организаций, родителям (законным представителям)  обучающихся;

–  осуществляют мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации;

– осуществляют функции психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовку  по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

3.4. Научно-методическое обеспечение деятельности по психолого-педагогическому сопровождению осуществляется педагогическими работниками государственных образовательных организаций высшего образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области (психологических факультетов, кафедр психологии и иных структурных  подразделений, осуществляющих  в рамках уставной деятельности высшего учебного заведения образовательную, научную, научно-исследовательскую либо творческую деятельность), Центром психолого-медико-социального сопровождения (МБОУ Центр ПМСС) и включает в себя:

  • повышение квалификации  педагогических и  руководящих работников образовательных организаций по актуальным вопросам психолого-педагогического сопровождения;
  • организацию и проведение  конференций, форумов,  семинаров, мастер-классов, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических, руководящих работников образовательных организаций;
  • рецензирование образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, инициируемых органами, осуществляющими управление в сфере  образования, или отдельными образовательными организациями;
  • осуществление сетевого взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения;
  • обобщение, систематизацию и распространение   передового опыта специалистов  психолого-педагогического сопровождения.

 

  1. Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
    • Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению включают в себя:
  • психолого-педагогическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования, основного общего образования, образовательных программ;
  • психолого-педагогическое проектирование и экспертизу развивающей, психологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды;
  • психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
  • коррекционно-развивающую работу  с обучающимися (разработка  и реализация коррекционно-развивающих программ для обучающихся направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снижение уровня тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении; реализацию специалистами психолого-педагогического сопровождения психолого-педагогической коррекции определенных недостатков в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации и адаптации);
  • психологическую диагностику  обучающихся (определение психологических особенностей обучающихся, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);
  • психологическое просвещение субъектов образовательного процесса (создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, формирования психологической культуры);
  • психолого-педагогическую профилактику (предупреждение  возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, воз­никновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных организациях);
  • обеспечение условий для психолого-педагогической преемственности содержания и форм организации образовательного процесса, сопровождение разработки образовательных маршрутов для творчески одаренных обучающихся, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ и социальной адаптации.

4.2.  Направления психолого-педагогического сопровождения, реализуемые в образовательной организации,  указываются в уставе  образовательной организации; информа­ция должна быть доступна для родителей (законных представителей) обучающихся.

 

  1. Модели деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения
    • Под моделью деятельности понимается организационная форма работы специалистов психолого-педагогического сопровождения. Выбор модели деятельности определяется типом образовательной организации, количеством обучающихся и специалистов психолого-педагогического сопровождения, потребностями обучающихся.
    • В образовательных организациях могут быть реализованы следующие модели:
      • Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Психолого-педагогическое сопровождение реализуется через работу с отдельными группами обучающихся по проблематике адаптации в образовательной организации, коррекции и развитии познавательной, эмоционально-волевой сферы, подготовки к переходу на иной уровень образования, преодоления трудностей в обучении и общении со сверстниками и педагогами, проблем в поведении преимущественно в рамках психопрофилактики, психологической диагностики,  коррекционно-развивающей работы и консультирования.

Работа с педагогическими и руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся  реализуется преимущественно в рамках психологического просвещения и консультирования.

  • Модель психолого-педагогического сопровождения педагогических и  руководящих образовательных организаций.

Психолого-педагогическое сопровождение реализуется через инструментально-информационное сопровождение (разработку методических рекомендаций, памяток, проведение консультаций, лекториев, тренингов), развитие профессиональных компетенций педагогических работников и  руководящих работников, экспертно-методическое сопровождение реализации образовательных программ, разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.

Модель реализуется преимущественно в рамках методического сопровождения реализации образовательных программ; психологической профилактики, консультирования, психологической диагностики, психологического просвещения.

Работа с обучающимися осуществляется преимущественно в рамках психологической диагностики, консультирования, психологического просвещения.

  • Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Модель реализуется в рамках  проектирования и развития образовательной среды, разработки концепции развития образовательной организации, мониторинга образовательных результатов в рамках психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ, методического обеспечения реализации образовательных программ, экспертизы  образовательной деятельности, психологической профилактики, психологического консультирования и психологического просвещения.

Предполагает  работу с обучающимися, педагогическими и руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся; осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия с учреждениями  социальной защиты населения,   здравоохранения, правоохранительных органов по вопросам,  связанных  с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья обучающихся.

 

  1. Права и обязанности специалистов психолого-педагогического сопровождения

6.1. Право на реализацию психолого-педагогического  сопровождения  и оказание психолого-педагогической помощи имеют специалисты психолого-педагогического сопровождения, имеющие высшее или среднее профессиональное образования по направлениям подготовки «Педагогика и психология» (для педагогов-психологов), «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» (для социальных педагогов), в области дефектологии (для учителей-логопедов, учителей-дефектологов), и подтвердившие  свою квалификацию в установленном порядке.

6.2. При организации психолого-педагогического сопровождения и оказании психологической помощи специалисты психолого-педагогического сопровождения независимы в своих решениях и выборе стратегий,  руководствуются  правами обучающихся, профессиональным долгом,  нормативно-правовыми актами в области образования и  защиты прав детей.

6.3. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогического сопровождения  имеют право:

– самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом запросов участников образовательного процесса и возможностей образовательной организации;

– самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с субъектами образовательного процесса, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;

– отказываться от выполнения возложенных на них обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

– обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах обучающихся.

6.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогического сопровождения обязаны руководствоваться следующими этическими принципами:

6.4.1.Принцип конфиденциальности:

–  лица, принимающие участие в психолого-педагогических мероприятиях, должны делать это  сознательно и добровольно,  должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам;

– информация,  полученная в процессе психолого-педагогических мероприятий,  не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости предоставления ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов и прав участников психолого-педагогических мероприятий;

– отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности  лиц, принимавших участие  в психолого-педагогических мероприятиях.

6.4.2.  Принцип компетентности:

– специалисты психолого-педагогического сопровождения  должны четко определять  границы собственной компетентности, т.е. не ставить перед собой задачи, невыполнимые с точки зрения современной психологической, педагогической науки и  практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;

– применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы.

6.4.3. Принцип ответственности: специалисты психолого-педагогического сопровождения несут ответственность:

–   за  обоснованность психологического заключения  по результатам диагностического процесса, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;

– за правильность оформления протоколов и сохранность документации.

– в решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся;

–  за постоянное  повышение  своей  профессиональной  квалификации.

6.5. Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в настоящем  Положении, не обязывают специалистов психолого-педагогического сопровождения выполнять их в полном объеме.

Режим рабочего времени специалистов психолого-педагогического сопровождения регулируется их должностными обязанностями, правилами внутреннего распорядка образовательных организаций, коллективными договорами, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, графиками и планами  работы, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Режим рабочего времени специалистов психолого-педагогического сопровождения регулируется с учетом:

выполнения обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

организации и проведения методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

времени, затрачиваемого непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки   Российской Федерации (письмо Минобразования Российской Федерации от 24.12.2001 №  29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога») рекомендовано следующее распределение рабочего  времени педагога-психолога образовательной организации в неделю:

в пределах не менее половины недельной продолжительности рабочего времени – на  выполнение индивидуальной  и групповой  профилактической, диагностической, консультативной, коррекционной, развивающей, учебной, просветительской  работы  с обучающимися;  на экспертную,  консультационную работу с педагогическими, руководящими работниками образовательной организации,  родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей; на участие   в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации;

остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на  подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими, руководящими работниками образовательной организации,  родителями (законными представителями) обучающихся,  организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.)

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательной организации, так и за её пределами.

График  работы специалистов психолого-педагогического сопровождения  обсуждается с руководителем  образовательной организации и зафиксирован договором между администрацией образовательной организации  и специалистам  в  письменном контракте или в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Comments are closed.