Поощрение и наказание детей в семье.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.27 апреля 2017 года в рамках реализации проекта «Тропинка к дому» состоялся Родительский клуб  на тему: «Поощрение и наказание детей в семье». На клубе присутствовали родители учащихся образовательных организаций Ступинского муниципального района.

Воспитывать ребёнка нелегкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Физическое наказание притупляет все лучшие качества в детях, способствует развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждает злобу и ненависть к старшим.

Но не только физические наказания, применяемые родителями, наносят психические травмы нашим детям.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это- метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенок должен повиноваться.

Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Внешне, подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относятся с неприязнью. Так в отношениях детей и родителей происходит отчужденность. Ребенок перестает быть живым и жизнерадостным, от всех прячет свою тайну, становится угрюмым или скрытым, боясь сказать что-нибудь не так.

А какие же все – таки формы воздействия применять, если ребенок провинился?  Ведь так или иначе совершенный проступок нельзя оставить без внимания.

Эффективная мера воздействия на провинившегося  ребенка- это ваше временное пренебрежение общением с ним, лишение своего доверия: «Ты сделал то-то и то-то, хотя прекрасно знал: так нельзя, и разговаривать мне с тобой не о чем».

Далее следует полоса отчуждения. Будто его и нет рядом. И нужно выдержать характер. Не реагируйте на мольбы о прощении. Некоторые дети знают, что чем громче они кричат, тем быстрей их прощают. Не обязательно требовать от ребенка словесных извинений. Искупать вину нужно делами и поступками. Сломал- почини. Не исполнил- исполни. Шумел. Мешал другим- покажи, что ты научился считаться с удобствами других и можешь разговаривать тихо.

Главный метод воспитания- это убеждение. Помните об этом. А для этого говорите с ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Ребенку следует объяснять, почему его поступок заслуживает осуждения.

Иногда косвенное воздействие оказывает на ребенка более сильное влияние, чем прямое. Детям бывает полезнее подчас прочитать рассказ или сказку. В которых говорится о подобных ситуациях и осознать, какую оценку этот поступок заслуживает.

Но нельзя злоупотреблять не только наказанием, но и поощрением. Незаслуженное поощрение, захваливание ребенка приносит вред общему делу воспитания. Оно развивает у ребенка самодовольство, тщеславие, зазнайство. Поощрять надо в меру, чтобы поощрение действительно выполняло функцию стимула, чтобы у ребенка появилось желание еще лучше учиться, исправить свое поведение в чем-то.

 

 

Педагог-психолог: И.А. Стрижиченко

Comments are closed