Проблема подросткового суицида.

Очкова Н.А., педагог-психолог

Во всех странах мира суициды входят в число десяти ведущих причин смерти населения. Прогнозируется, что к 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, обойдя рак и уступая только сердечно- сосудистым заболеваниям. Однако уже сейчас в группе молодежи суицидальная смертность входит в тройку лидирующих причин смерти.

В начале нынешнего века в России наряду с Литвой и Беларусией, отмечались наивысшие уровни самоубийст как среди общего населения так и среди подростков: российские подростки чаще своих сверстников из других стран добровольно расстаются с жизнью. Причины детского подросткового суицида часто состоят в том, что в сознании подростка нет негативного отношения к суицидам. Самоубийца в нашем обществе вызывает сочувствие, сожаление, но ни в коем случае – возмущение или презрение. Для сравнения: в Англии, например, самоубийство не только уголовное преступление, но и большой позор для родителей. И поэтому процент покушения на собственную жизнь там – на порядок ниже, чем в России.

В России каждый день 82 человека кончают жизнь самоубийством.

В год около 30000 человек. Реальное количество самоубийств в России превышает это число примерно в 4 раза.  В год примерно 120000 человек.

Дети в возрасте от 5 до 19 лет 1000 детей  ежегодно.

Проблема подростковых  самоубийств многие годы была у нас под запретом. Поэтому среди неспециалистов распространены два ошибочных мнения:1) самоубийства вообще и подростковые в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди и 2) именно подростковый возраст, в силу его кризисного, почти психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийства. На самом деле, подростки совершают самоубийства реже, чем лица старших возрастов. Но по сравнению с детским возрастом, когда сознательных самоубийств практически не бывает, их рост после 13 лет кажется огромным; во Франции в группе 15-19 летних самоубийство является четвертой, а в США третьей по статистической значимости причиной смерти (после транспортных происшествий, насильственной смерти и рака). Причем в большинстве стран, где ведется статистика, за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно возросло, в то время как среди взрослых показатели суицидов  в значительной степени остались прежними.

Статистика суицидальных попыток, не заканчивающихся смертью в 7-10 раз больше.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства в виде ограничения свободы сроком до 3 лет или лишением свободы на срок до 5 лет (ст. 110 Уголовного кодекса РФ).

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности, выражающейся в мыслях, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках, покушениях.

Типология суицидов.

1.Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным. Сопровождается переживаниями и размышлениями о смысле жизни, которым предшествуют угнетенное настроение или депрессивное состояние.

  1. Демонстративный суицидне связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, призывом о помощи или попыткой своеобразного шантажа.
  2. 3.Скрытый суицид(косвенное самоубийство) ориентировано на риск, на игру со смертью (экстремальные виды спорта, самоизоляция, употребление сильных наркотиков и т.д.).

Типы суицидального поведения

Демонстративное поведение. В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, “осознать” свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев, – затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение. Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Динамика развития суицидального поведения

Первая стадия – стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что “надоела такая жизнь”, “вот бы уснуть и не проснуться”, возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. По данным исследований среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75% случаев попыток самоубийств. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Большинство детей, которые решают совершить суицид, тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

Вторая стадия – это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов. Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).

Острый пресуицид провоцирует моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.

Суицидальные попытки:

Первая половина дня – 32 %

Вторая половина – 44%

Ночь – 24%

Прощальные записки составляют 44% самоубийц.

12% после неудачной попытки суицида в течение двух лет повторяют ее и достигают желаемого. Это 10 % мальчиков и 2 % девочек.

80% покончивших с собой, пытались сделать это в прошлом по крайне мере однажды.

Среди подростков, статистически обследованных 32% суицидальных попыток приходится на долю 17-летних, 31- 16-летних, 21% – 15-летних, 12% -14-летних и 4% – 12-13-летних. Юноши совершают самоубийства вдвое чаще девушек, но девушки предпринимают попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративный характер.

Способы суицида. Способы суицида варьируют в разных культурах. Повешение — ведущий способ суицида во всем мире. В США около 60% всех суицидов происходят с использовани­ем огнестрельного оружия. В Канаде, где оружие менее дос­тупно, с его использованием происходит 30% суицидов. От­равление, например, с использованием передозировки лекар­ственных средств, отмечается в США в 18% всех суицидов. Исследователи предполагают, что небольшой процент из чис­ла фатальных ДТП с единственной жертвой — фактически су­ициды. Только от 15% до 25% людей, налагающих на себя руки, оставляют прощальные записки.

За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157
несовершеннолетних
.

Общая и подростковая классификация причин суицида

Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.

Существует несколько классификаций причин суицидов. По одной из них основными причинами самоубийств являются:

1) изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется); беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

2) безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

3) чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства);

4) низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя.

5)​ несформированное понимание смерти.

В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет;

6)​ ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям.

При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением “как жить дальше” (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения;

4)​  дисгармония в семье (каждый живет своей жизнью, стили воспитания разные);

5)​  саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества);

6)​ в подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения;

7)​ депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность.

Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния, не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно “нормальных” людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

Признаки суицидального поведения

  • Приведение своих дел в порядок – раздача ценных вещей. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок.
  • Прощание – выражение благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  • Внешняя удовлетворенность – прилив энергии.Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  • Письменные указания –
  • Словесные указания или угрозы;
  • Вспышки гнева;
  • Бессонница;
  • Чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке и литературе;
  • Рассуждения на тему: «Я никому не нужен»;
  • Фантазии на тему собственной смерти.

 

  • Мотивы.
  • Поиск помощи; большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается, как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
  • Не умение выражать чувства;
  • Двойственность ощущения своего места в мире; С одной стороны – уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой – абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников).
  • Безнадежность; жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
  • Множественные проблемы; все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
  • Попытка сделать больно другому; “Они еще пожалеют!” Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
  • Способ разрешить проблему. человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

 

  • ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств
  • 41% – неизвестны
  • 19% – страх перед наказанием
  • 18% – душевная болезнь
  • 18% – домашние огорчения
  • 6% – страхи
  • 3% – денежные потери
  • 1,4% – пресыщенность жизнью
  • 1,2% – болезни физические.

 

  • Генетическая сфера человека;
  • Социальная сфера человека;
  • Психические заболевания;
  • Любые неудачи;
  • Депрессивное состояние;
  • Привлечь внимание к своим проблемам.

Повод, из-за которого человек, независимо от возраста кончает с собой, может быть совершенно незначительным. Человек пьянеет вовсе не от последней капли. Надо смотреть глубже. Причины суицидального поведения в целом очень сложны и многочисленны. Их истоки можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах человека. Несмотря на то, что люди обычно совершают суицид в экстремальных ситуациях, таких, как развод, потеря работы или учебы, большинство экспертов предполагает, что это скорее, повод для совершения суицида, чем его причина. Большинство людей, убивающих себя, страдают от депрессии, которая часто не диагностируется и не лечится. Так как депрессия часто лежит в основе суицида, изучение причин депрессии может помочь понять причины суицида. Другие психические болезни, такие как биполярное расстройство, шизофрения и тревожные расстройства могут также способствовать суицидальному поведению.

Биологические причины. Исследователи, указывая, что уровень суицидального поведения выше в определенных семь­ях, предполагают, что генетические и социальные факторы играют определенную роль в повышенном риске суицида. Сре­ди одной общины баптистов в Пенсильвании почти три четвер­тых всех суицидов, которые произошли за 100 лет, случились только в четырех семьях. Если один из близнецов совершил попытку суицида, то у второго риск самоубийства резко повы­шается. Этот факт также указывает на генетическое влияние при повышенном риске суицида. Некоторые могут наследовать генетическую предрасположенность к психическим болезням, таким как шизофрения и алкоголизм, которые, в свою оче­редь, увеличивают риск суицида. Исследования выявили пони­женный уровень серотонина в головном мозге людей, у кото­рых отмечаются приступы неконтролируемой агрессии.

Психологические теории. В начале XX в. австрийский психиатр Зигмунд Фрейд создал первую психологическую тео­рию суицида. В ней он подчеркнул роль агрессии, направлен­ной на самого себя. Американский психиатр Karl Menninger детально разработал идеи Фрейда. Он предположил, что все суициды имеют в своей основе три взаимосвязанных бессозна­тельных причины: месть/ненависть (желание убить), депрес­сия/безнадежность (желание умереть) и чувство вины (жела­ние быть убитым).

Американский психолог, ныне рассматриваемый как пио­нер современной теории суицида, Edwin Schneidman, описал несколько наиболее серьезных характеристик суицида. Сюда включается чувство невыносимой душевной боли, чувство изо­лированности от общества, ощущение безнадежности и беспо­мощности, а также мнение, что только смерть является един­ственным способом решить все проблемы. Психотерапевты когнитивной школы, которые изучают процесс обработки че­ловеком информации, подчеркивают роль негибкого мышле­ния («жизнь ужасна, альтернатива ей только смерть»), кото­рое ведет к невозможности выработки решений своих проблем. Согласно психологам, много суицидов символизируют крик о помощи, а также являются усилиями с целью привлечь внима­ние к своим проблемам.

Анализируя суицидоопасные конфликтные ситуации, спе­циалисты убедились, что для ребенка или подростка они могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неуря­диц.

Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности суицидетна. У всех суицидально ориентированных лиц были обнаружены эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность,  импульсивность. Эти черты, выраженные нередко на уровне акцентуации характера, создавали предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности в пубертатном периоде. При изучении семей суицидентов в 95% случаев обнаружился отягощенный семейный анамнез: хронический алкоголизм, которым страдали один или оба родителя; тяжелые характеропатии и личностные акцентуации родителей, создающие в семье обстановку напряжения; патология, наблюдающаяся у родственников и родителей, клинически очерченные депрессии и другие психозы, случаи самоубийства в семьях суицидентов.

Конфортный подросток может совершить суицид за компанию

Так как депрессия предшествует большинству суицидов, раннее распознавание симптомов депрессии и ее лечение по­средством медикаментов и психотерапии — важный фактор предупреждения суицида.

  • Должны насторожить следующие заявления подростка:
  • «ненавижу жизнь»;
  • «всем будет лучше без меня»;
  • «мне нечего ждать от жизни»;
  • «они пожалеют о том, что они мне сделали»;
  • «не могу этого вынести»;
  • «я стал обузой для всех»;
  • «я покончу с собой»;
  • «никому я не нужен»;
  • «это выше моих сил».

Следует знать основные психические состояния, обуслав­ливающие самоубийства.

У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, на­блюдается так называемый «эффект Вертера»— самоубийство под влиянием чьего-либо примера (в свое время опубликова­ние гетевского «Вертера» вызвало волну самоубийств среди немецкой молодежи). Kurt Cobain, лидер американской рок-группы Nirvana, совершил суицид в 1994 г. в возрасте 27 лет. Несмотря на то, что некоторые исследования предполагают, что суициды известных людей могут служить примером для подражания, особенно в подростковой среде, эта точка зрения не является полностью доказанной.

Суицид оказывает разрушительное влияние на друзей и родственников суицидента. Умышленная, неожиданная и на­сильственная смерть человека часто заставляет других чувство­вать беспомощность и отверженность. Члены семьи и друзья могут иметь дополнительный стрессовый фактор при обнару­жении трупа. Родители часто страдают от выраженного чув­ства стыда и вины. Так как суицид рассматривается, как соци­альная стигма пережившие суицид стараются избегать обще­ния с другими людьми, также как и окружающие избегают общения с ними. Несмотря на эти чрезвычайные проблемы, исследования показывают, что пережившие суицид, проходя сквозь такие же психологические проблемы, как и люди, поте­рявшие своих близких, в конце концов оправляются от своих печалей.

 

 

Быть хорошим родителем, что это значит?

 Вот что пишет по этому поводу польский педагог, писатель, философ Януш Корчак.

 

10 заповедей воспитания.

10 заповедей для родителей

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть «горький» хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

 

 

 

Comments are closed.