Профилактика профессионального выгорания педагогов.

Еремина Л.В., педагог-психолог

Материалы методического объединения педагогов-психологов от 12.10.18 г.

Деятельность педагога-психолога по профилактике  эмоционального выгорания педагогов.

  • Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы. Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.

Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) – тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.

Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».

  • «Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
  • «Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
  • «Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, – снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.

Инструкция

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – “никогда”. Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – “ежедневно”. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Пожалуйста, ответьте, как часто Вы испытывают чувства, перечисленные в каждом из пунктов опросника. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением.

Утверждение Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя как «выжатый лимон».
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит c некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

 

Подсчёт значений шкал

Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:

  • 0 баллов – «Никогда»;
  • 1 балл – «Очень редко»;
  • 2 балла – «Редко»
  • 3 балла – «Иногда»;
  • 4 балла – «Часто»;
  • 5 баллов – «Очень часто»;
  • 6 баллов – «Каждый день».
Шкала Пункты в прямых значениях Пункты в обратных
значениях
Максимальная
сумма баллов
Эмоциональное истощение 1, 2, 3, 8, 13, 14, 16, 20 6 54
Деперсонализация 5, 10, 11, 15, 22 30
Редукция профессионализма 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 48

Оценка уровней выгорания

Субшкала Низкий уровень
L
Средний уровень
M
Высокий уровень
H
Эмоциональное истощение (среднее – 19,73) 0-15 16-24 25 и больше
Деперсонализация (среднее – 7,78) 0-5 6-10 11 и больше
Редукция профессионализма (среднее – 32,93) 37 и больше 31-36 30 и меньше

Подсчёт интегрального индекса выгорания

В 2007 году в НИПНИ им. Бехтерева был предложен способ определения системного индекса синдрома перегорания на основании математической модели определения расстояния между точками в многомерном пространстве. Данный метод позволяет получить единый количественный показатель на основе параметров синдрома перегорания, полученный при помощи теста MBI. Получение системного показателя позволяет дать более точную оценку распространенности синдрома перегорания.

При этом нулевой точкой, «началом координат» считается точка, соответствующая отсутствию нарушений по всем трём шкалам – 0 баллов. Для того, чтобы данная математическая модель была валидной, необходимо отсутствие значимых корреляций между шкалами, что было подтверждено исследованиями в лаборатории клинической психологии в НИПНИ им. Бехтерева. Кроме того, считается, что каждая шкала вносит равный вклад в формирование понятия «профессиональное выгорание», но каждая шкала имеет разное количество пунктов, вследствие чего значение по шкале приводится к нормативу делением на максимальное количество баллов.

Вычисление производится по следующей формуле:

 

где:

  • EEx- значение респондента по шкале «Эмоциональное истощение».
  • 54- максимальное значение по шкале «Эмоциональное истощение».
  • DPx- значение респондента по шкале «Деперсонализация».
  • 30- максимальное значение по шкале «Деперсонализация».
  • PAx- значение респондента по шкале «Редукция профессиональных достижений».
  • 48- максимальное значение по шкале «Редукция профессиональных достижений».

Итоговое значение может быть от 0 (нет выгорания) до 1 (максимально выраженное выгорание).

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В. В. БОЙКО

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» – отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей професси ональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

 

Тест

  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
  10. Моя работа притупляет эмоции.
  11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
  13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
  14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
  17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру меньше внимания, чем положено.
  21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
  24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
  25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
  26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
  29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».
  31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
  33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  34. Я очень переживаю за свою работу.
  35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
  36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
  40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
  42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
  43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
  44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера и помимо того, что касается дела.
  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
  46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
  47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  48. После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие.
  49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
  50. Успехи в работе вдохновляют меня.
  51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
  52. Я потерял покой из-за работы.
  53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
  54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
  55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
  56. Я часто работаю через силу.
  57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
  59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
  61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
  62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
  65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
  66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
  67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
  68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  69. Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
  70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
  71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
  72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
  73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  75. Моя карьера сложилась удачно.
  76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
  79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
  80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
  81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
  82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
  83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
  84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

 

Обработка данных. Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов – указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов – получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

  1. определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,
  2. подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 8-ми фаз формирования «выгорания»,
  3. находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех 12-ти симптомов.

 

«НАПРЯЖЕНИЕ»

  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1 (2), +13 (3), +25 (2), -37 (3), +49 (10), +61 (5), -73(5).
  2. Неудовлетворенность собой: -2 (3), +14 (2), +26 (2), -38 (10), -50 (5),+62 (5),+74(3).
  3. «Загнанность в клетку»: +3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5),+63(1),-75 (5).
  4. Тревога и депрессия: +4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3).

 

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»

  1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: + 5(5), -17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5).
  2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6 (10), -18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), -78 (5).
  3. Расширение сферы экономии эмоций: +7 (2), +19 (10), -31 (2), +43 (5), +55 (3), +67 (3), -79 (5).
  4. Редукция профессиональных обязанностей: +8 (5), +20 (5), +32 (2), -44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10).

 

«ИСТОЩЕНИЕ»

  1. Эмоциональный дефицит: +9 (3), +21 (2), +33 (5), -45 (5), +57 (3), -69 (10), +81 (2).
  2. Эмоциональная отстраненность: +10 (2), +22 (3), -34 (2), +46 (3), +58 (5), +70 (5), +82 (10).
  3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11 (5), +23 (3), +35 (3), +47 (5), +59 (5), +72 (2), +83 (10).
  4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12 (3), +24 (2), +36 (5), +48 (3), +60 (2), +72 (10), +84 (5).

 

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов – не сложившийся симптом, 10-15 баллов – складывающийся симптом, 16 и более – сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов – фаза не сформировалась; 37 – 60 баллов – фаза в стадии формирования; 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими сим птомами сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

 

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания  В.В.Бойко.

Бланк ответов.

Выразите свое мнение к предложенным высказываниям «Да» знаком +, «Нет» знаком -.

 

Напряжение                                                                                          сумма баллов
Переживание психотравмирующих обстоятельств 1 13 25 37 49 61 73
Неудовлетворенность собой

 

2 14 26 38 50 62 74
«Загнанность в клетку»

 

3 15 27 39 51 63 75
Тревога и депрессия

 

 

4 16 28 40 52 64 76
Резистенция   (сопротивление)                                                          сумма баллов
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 5 17 29 41 53 65 77
Эмоционально-нравственная дезориентация 6 18 30 42 54 66 78
Расширение сферы

экономии эмоций

 

7 19 31 43 55 67 79
Редукция профессиональных обязанностей 8 20 32 44 56 68 80
Истощение                                                                                            сумма баллов
Эмоциональный дефицит

 

9 21 33 45 57 69 81
Эмоциональная отстраненность

 

10 22 34 46 58 70 82
Личностная отстраненность (деперсонализация) 11 23 35 47 59 71 83
Психосоматические и психовегетативные нарушения 12 24 36 48 60 72 84

 

Для определения степени выраженности каждого симптома подсчитывается сумма баллов по каждой строке. Результат колеблется от 0 до 30 баллов.

0-9 баллов – не сложившийся симптом;

10-15 баллов – складывающийся симптом;

16-30 баллов – сложившийся симптом.

Симптомы с показателем 20 баллов и выше относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «Эмоционального выгорания».

Для определения уровня развития фаз стресса – «напряжение», «резистенция», «истощение», подсчитайте суммы баллов в каждом  разделе. Результаты колеблется от 0 до 120 баллов.

0-36 баллов – фаза не сформировалась;

37-60 баллов – фаза в стадии формирования;

61-120 баллов – сформировавшаяся фаза.

Ключ к методике определения уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)

* за указанный знак начисляется определенное количество баллов, за противоположный знак – 0 баллов

Напряжение
Переживание психотравмирующих обстоятельств 1     +2 13    +3 25   +2 37    -3 49   +10 61   +5 73   -5
Неудовлетворенность собой 2     -3 14    +2 26    +2 38    -10 50     -5 62   +5 74   +3
«Загнанность в клетку» 3    +10 15    +5 27     +2 39     +2 51     +5 63   +1 75   -5
Тревога и депрессия

 

4     +2 16    +3 28     +5 40     +5 52   +10 64   +2 76   +3
Резистенция
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 5     +5 17     -3 29   +10 41    +2 53    +2 65    +3 77   +5
Эмоционально-нравственная дезориентация 6    +10 18      -3 30    +3 42    +5 54    +2 66    +2 78    -5
Расширение сферы экономии эмоций 7     +2 19   +10 31    -2 43    +5 55    +3 67    +3 79    -5
Редукция профессиональных обязанностей 8     +5 20    +5 32    +2 44     -2 56     +3 68    +3 80   +10
Истощение
Эмоциональный дефицит 9       +3 21   +2 33    +5 45      -5 57     +3 69   -10 81    +2
Эмоциональная отстраненность 10     +2 22   +3 34    -2 46     +3 58    +5 70    +5 82   +10
Личностная отстраненность (деперсонализация) 11     +5 23   +3 35    +3 47     +5 59     +5 71    +2 83   +10
Психосоматические и психовегетативные нарушения 12    +3 24    +2 36    +5 48     +3 60     +2 72   +10 84    +5

 

 

Для определения степени выраженности каждого симптома подсчитывается сумма баллов по каждой строке. Результат колеблется от 0 до 30 баллов.

0-9 баллов – не сложившийся симптом;

10-15 баллов – складывающийся симптом;

16-30 баллов – сложившийся симптом.

Симптомы с показателем 20 баллов и выше относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «Эмоционального выгорания».

Для определения уровня развития фаз стресса – «напряжение», «резистенция», «истощение», подсчитайте суммы баллов в каждом  разделе. Результаты колеблется от 0 до 120 баллов.

0-36 баллов – фаза не сформировалась;

37-60 баллов – фаза в стадии формирования;

61-120 баллов – сформировавшаяся фаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Психологическое просвещение и профилактика субъектов образовательного процесса.

Релаксация.

«Водопад»

 

    Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните…

 

     Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по

твоей голове… Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

   

     Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

 

     Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

 

     А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.

 

     Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет

течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.

 

     Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами…

(30 секунд).

 

     Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил… Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

 

Я уникальный!

 

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха и расслабьтесь.

 

  Ты знаешь о том, что в самой-самой глубине каждого из нас скрывается неповторимая и чудесная звезда? Эта звезда отличает нас от всех остальных людей. Ведь у каждого из нас звезда своя собственная. Некоторые звезды отличаются друг от друга по цвету, некоторые – по величине. Но каждый из нас несет в своей душе эту звезду, которая и делает его уникальным и неповторимым человеком. Давай разыщем твою собственную звезду.

   Может быть, эта особенная звезда находится в твоей голове. Возможно, она скрывается в твоем сердце, в животе или где-то еще. Как только ты обнаружишь свою чудесную звезду, тихонько подними руку.

 

 Прекрасно! Ты нашел свою звезду. Посмотри на нее повнимательнее. Какого она цвета? Какого размера? А теперь представь себе, какое счастливое и довольное лицо у твоей звезды. Ты видишь широкую улыбку на всем ее лице? А, может быть, ты видишь тихую и маленькую улыбку? Когда ты разглядишь улыбку на лице твоей звезды, снова тихонько подними руку.

  

   Твоя звезда смеется или улыбается, потому что она знает одну большую и важную тайну. (Начните говорить более тихим и проникновенным голосом.) Осторожно-осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси ее к уху и внимательно послушай, что она хочет сказать тебе. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой уникальный и неповторимый человек. После того, как ты внимательно выслушаешь все, что скажет тебе твоя звезда, снова тихонько подними руку.

 

    Теперь ты знаешь, почему ты такой уникальный и неповторимый человек. Теперь аккуратно погрузи свою звезду глубоко-глубоко на дно твоей души, туда, где ты и разыскал ее. Теперь она всегда будет напоминать тебе о твоей неповторимости и особенности. Тихо-тихо скажи самому себе: «Я уникальный и неповторимый человек!»

 

   А теперь ты можешь потянуться, поочередно напрягая и расслабляя все мышцы твоего тела. Попрощайся со своей звездой и постепенно открой глаза.

  

Информационное сообщение для педагогов.

КАК ВЛИЯЮТ НАШИ МЫСЛИ НА ЗДОРОВЬЕ.

На Востоке говорят: «Худшие враги человека не пожелали бы ему тех бед, которые могут принести ему собственные мысли».
Один из самых знаменитых врачевателей древности Авиценна говорил: «У врача есть три средства в борьбе с болезнью — слово, растение, нож».
Обратите внимание — слово на первом месте.

В одном из парижских госпиталей молодой психолог Эмили Кьи на свой страх и риск, ссылаясь на главврача, вменила в обязанность своим больным три раза в день вслух или мысленно повторять по 10 раз фразу «С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше». Причем повторять это не механически, а по возможности ярко.
И что вы думаете? Уже через месяц пациенты этого врача стали главным источником разговоров медицинского персонала госпиталя, а затем и всей Франции.
Удивительно, но факт: тяжелобольные выздоравливали в течение месяца, у некоторых больных даже исчезла необходимость в хирургическом вмешательстве.

То есть подтвердилась догадка великого ученого древности Парацельса, который утверждал, что чудеса творит вера.

Наше здоровье — прямое следствие мышления человека.
Никто уже не ставит под сомнение, что между психическим и физическим состоянием людей существует прямая связь.

«Лучшая защита от всех болезней, от любой инфекции — это твердая вера в собственное здоровье и положительные эмоции,— говорит психотерапевт с более чем двадцатилетним стажем Андрей Метельский.— Негативные мысли разрушают. Например, злость вызывает болезни желудочно-кишечного тракта. Обида со временем приводит к болезням печени, поджелудочной железы, холециститу».

Один из самых важных психологических законов гласит: словесное выражение любви, симпатии и восхищение усиливает жизненную энергию того, к кому оно обращено. А злые и недобрые слова уменьшают энергию слушателя.

Общее число заболеваний, связанных с плохими мыслями, продолжает неуклонно расти.

Чтобы противостоять им, надо следовать совету древних мудрецов — Радоваться жизни, как бы тяжела она ни была!
Итак, здоровье, жизнь и судьба человека напрямую зависят от его мыслей.

Думаешь о хорошем — жди хорошего.
Думаешь о плохом — плохое и получишь.

То, о чем мы постоянно думаем, перерастает в убеждение, что это должно или может случиться. И эта вера рождает событие…

Именно поэтому с сегодняшнего дня начинаем думать только о хорошем, надеяться только на лучшее.

И еще, никогда не переживайте по пустякам!

Возьмем на вооружение два золотых правила американского кардиолога Роберта Элиота, признанного специалиста по профилактике инфарктов и сердечной недостаточности.
Правило первое: не огорчайтесь по пустякам.
Правило второе: все пустяки.

 

 

 

 

Тема: Работа учителя в школьном портале. Литературное произведение.

Учителю надо портал заполнять

Опять не удастся дома поспать!

Цифры, заданья, отметки, прогулы,

А мне сегодня шею продуло…

 

Негода мне обратиться к врачу

Ночами сижу и в портал я пишу!

Поток информации нас окружает,

Помощь психолога не помешает.

 

Надеюсь на лучшее в жизни своей,

Чтоб было в ней больше прекрасных идей,

Друзей, перспективы, радостных встреч,

Появится шанс здоровье сберечь.

 

Но вот наступает следующий день

Снова портал будет в жизни моей…

На тренинг сегодня я в школу иду,

Надеюсь, ресурсы свои сберегу!

 

Авторы: Гордиенко Н.В., Питенко С.Н., Панькина Е.В., Зверев А.П., Шатова С.В., Казак А.А.

 

 

  • Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.

Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Comments are closed