Рекомендации для родителей тревожных детей.

Как помочь ребёнку преодолеть тревожность?

1. Необходимо понять и принять тревогу ребёнка – он имеет на неё полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать ещё больших неприятностей, и т. д. Ребёнок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьёзными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…») И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение, выход, увидеть положительные стороны.

2. Помогайте ребёнку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребёнок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине – сделайте это вместе с ним. Таким образом, вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

3. Если в школе ребёнок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продлёнку, избегайте перегрузок.

4. В сложных ситуациях не стремитесь всё сделать за ребёнка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

5. Если ребёнок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности – поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации; может быть, ребёнок сам предложит сюжет развития событий; через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

 6. Заранее готовьте тревожного ребёнка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

7. Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребёнка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ждёт.

 8. Делиться своей тревогой с ребёнком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»

 9. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы. («Нет худа без добра»; ошибки в контрольной работе – это важный опыт; ты сможешь понять, что нужно повторить, на что обратить внимание).

10. Важно научить ребёнка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

11. Сравнивайте результаты ребёнка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

12. Учите ребёнка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счёт, и т. д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

13. Помочь ребёнку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т. е., телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

14. У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

Comments are closed.