Тернистый путь взросления. Что происходит с подростком?

Родительское собрание . 

Стрижичеснко И.А., педагог-психолог

Цель:

  • знакомство родителей с особенностями подросткового возраста,путями возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;
  • Найти пути преодоления подросткового кризиса;
  • Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

Контингент:

  • родители (законные представители) учащихся образовательной организации.

Оборудование:

  • проектор;
  • экран;
  • презентация.

Примечания: лекция проводится специалистами образовательной организации: педагогом-психологом, социальным педагогом, классным руководителем.

Ход родительского собрания:

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания:  «Тернистый путь взросления. Что происходит с подростком»?

Слайд 2.

Что происходит с ребенком в подростковом возрасте?

К подростковому возрасту относится период с 12 до 17 лет. Именно в это время поведение ребенка резко становится противоречивым, непредсказуемым и протестным. Меняются физическое и психическое состояние ребенка, его отношение к самому себе, к окружающему миру.

Наиболее сильные перемены претерпевают следующие стороны.

Тело. В подростковом возрасте в организме мальчиков и девочек начинают активно вырабатываться половые гормоны. Из-за этого рост и развитие детского организма существенно усиливается. Происходит резкий скачок роста, меняются пропорции тела, наступает период полового созревания. Подросток уже не ребенок, но еще пока не взрослый.

Настроение. Гормональные всплески делают настроение подростка крайне неустойчивым. Оно резко меняется без видимых причин. Радость моментально превращается в обиду, эйфория сменяется яростью. Не каждый взрослый сможет справиться с такими скачками.

Отношения с родителями. Взрослых пугают перемены, происходящие с их сыном или дочерью. Многие не понимают, как правильно себя вести, и начинают сами себе противоречить. С одной стороны, они продолжают в приказном тоне указывать подростку, что ему делать («садись, делай уроки», «чтобы в 9 была дома», «уберись в комнате» и т. д.). А с другой – начинают требовать от него взрослой ответственности и самостоятельности («вот я в твои годы уже кандидатом в мастера спорта была», «сам думай о своем будущем» и т. д.).

Слайд 3

Значимым становится эмоционально-значимое общение со сверстниками: это дружба, любовь,  тусовки, бесконечная болтовня по телефону, без конца с кем-то «чатиться»… Особенно оно становится важным, если этого общения не хватает в семье. Если в семье общение сводится: «Сделал ли ты уроки?» и т.п., то оно гипертрофировано проявляется со сверстниками.

Слайд 4.

Что нормально для подростка?

Резкие перемены в поведении и образе жизни, скрытность. Да, это вас пугает. Да, вам кажется, что с ребенком что-то не так, и он попал в дурную компанию, насмотрелся фильмов, а может и вовсе пробует алкоголь или наркотики. Это не обязательно. Ребенок находится как бы между двух берегов: детством и взрослостью. Он всеми силами стремится стать взрослым, самостоятельным. Он требует уважения к себе, своему личному пространству, своим интересам. Поэтому,  не стоит переживать, если он в очередной раз попросит постучать в дверь комнаты и не лезть в его шкаф. И он имеет право отказаться рассказывать, как прошел день в школе.

Кажется,что подросток ничем не интересуется, ничего не хочет и ни о чем не думает. На самом деле интересы подростка просто не входят в систему ценностей мамы и папы. Часто родители не замечают «мелочей», а сам подросток не готов поделиться: не поймут, осудят, отвергнут.

 Подросток без желаний. Возможно, вы не видите, как сын или дочь освоили технику игры на гитаре. Как стали петь и писать стихи. Как ищут поддержки и оценки в своих достижениях от самых близких людей. Как общаться с подростками родителям? В первую очередь снизить требования и принять то, что есть.

Тяга к новым людям и большим компаниям. В этот непростой период подростку особенно важно понимание, принятие, личное общение. Поэтому его так тянет к друзьям, к себе подобным. Туда, где его могут понять и выслушать на равных, где он будет чувствовать себя частью коллектива, знать, что он такой не один.

Лень, снижение успеваемости, отказ от домашних дел. Подросток меняется физически и эмоционально. Эти перемены вызывают большой стресс для еще не окрепшего организма, забирают много сил и энергии. Поэтому возможны «приступы лени», спад успеваемости в школе.

Их волнует внешность, статус в коллективе, реакция противоположного пола.

Резкая смена интересов. Вчера он весь день носился с фотоаппаратом, сегодня рисует акварелью, завтра будет писать стихи. Он пробует и ищет себя. Попробовав самые разнообразные занятия, он найдет что-то по душе. Возможно то, что станет его будущей профессией или хобби.

Слабый контроль над эмоциями. Эмоции в этом возрасте очень сильные. Для них характерна частая и резкая смена. Научиться их контролировать он пока не в состоянии. Как бы ни было обидно вам, для подростка нормально выражать резкий протест на ваши замечания, грубо реагировать на попытки вторгнуться в его жизнь, отвергать любые советы. Как разговаривать с подростком, если он грубит? Сохранять достоинство и самообладание.

Ложь. Часто подростки начинают врать. За этим стоит желание приукрасить действительность, понравиться окружающим. А иногда скрыть что-то от родителей, чтобы избежать наказания.

Приступы меланхолии. Частые раздумья, мысли, фантазии, ведение дневников также естественны для детей, вступивших в переходный возраст. Они познают себя, часто бывают собой недовольны. Их волнует внешность, статус в коллективе, реакция противоположного пола. Но за этим стоит стремление к лучшему. Они хотят стать лучше, сильнее, красивее физически и духовно.

Слайд 5.

Когда стоит бить тревогу?

На первый взгляд многие странные признаки подросткового возраста являются нормой. Но не следует забывать, что у всего должны быть разумные границы.

Вот ситуации, когда с подростком лучше пойти к психологу:

  • Подросток не может завести друзей среди одноклассников или соседских ребят. При обостренной потребности в общении, которую он никак не может удовлетворить, не исключено его попадание в компанию, связанную с криминалом. Такие компании прекрасно вписываются в подростковую систему ценностей: и общение, и протест, нарушение всех ценностей и требований взрослых. Целый коктейль эмоций и чувств, острые ощущения, романтика…
  • Общается с ребятами намного старше себя, которые имеют дурную славу, совершают правонарушения и даже преступления.
  • Начал курить, употреблять алкоголь, пробовать наркотики.
  • Почти не выходит из комнаты, часто плачет, не общается с родителями и друзьями. Возможно, у него неприятности или даже начинается депрессия.

Слайд 6.

Что же происходит с родителями подростков?

Мы очень часто начинаем утрачивать душевную близость с подростком. Особенно это болезненно, когда нет второго партнера (неполная семья), если была тесная связь (мама-дочка, мама-сын). Мама уже не авторитет, мама уже много чего не знает, уже много претензий. Поэтому нам становится страшно, нам становится трудно с детьми.

Многие родители болезненно переживают потерю близости с ребенком и возникает ощущение потери контроля и чувство одиночества (у родителей одиночек), которое подталкивает нас к каким-то решительным действиям.  Иногда такими действиями можем только усугубить отношения.

Утрачиваем контроль: говоришь ребенку «Делай уроки» – он делает; говоришь подростку «Делай уроки» – он делает то, что считает нужным. И с этим очень трудно смириться, что теперь мы не можем уже всё контролировать.

ВАЖНО: Чем дольше мы детей контролируем, чем дольше мы не передаем ответственность детям за дела, которые они могут выполнить, тем труднее для нас подростковый возраст, потому что здесь мы уже контролировать не можем.

«Он ничего не делает» – когда мы позволили ему лежать на диване, когда ему было 5, когда ему было 7, 9, 12. И сейчас, когда ему 15 лет, он всё там же лежит на диване или в компьютере.

Появляется страх не справиться либо с ребенком («он у меня станет дворником, алкоголиком» и т.п.), либо со своими сильными чувствами («хочется выпороть этого 13-летнего лба»).

Мы как родители ведём себя так, как вели себя наши родители. Мы как роботы передаем то, что есть. Оскорбляем подростка, критикуем регулярно и т.п. Важно эти вещи осознавать. Важно это убирать (негативные программы воспитания). Дети вырастают с ощущением, что их никогда не любили толком, что их не слышат. Они чувствуют боль, грусть. Первое, с чего хочется начать – других людей переделать не в наших силах, не в нашей власти. Поскольку он не переделывается, я каждый день читаю ему нотации, срываюсь, поэтому у нас происходят каждый день конфликты.

Если мы начнем говорить по-новому, общаться с детьми по-другому, относиться к ним по-другому, думать о них по-другому, то подростки начнут меняться, тогда у нас есть шанс – увидеть, что они действуют по-другому. Не интересно спорить с тем, кто с тобой не спорит, ругаться с тем, кто с тобой не ругается, что-то доказывать тому, кто тебе ничего не доказывает.

 Для этого нам нужно проработать наши глубинные страхи и отношения со своими родителями на эмоциональном уровне.

Кроме этого, важно освоить новые способы общения, которые помогут решать конфликты творческими способами.

У нас часто такая идея – «сейчас я сделаю его удобным себе и тогда будет всё хорошо».А у подростка идея – «сейчас я продавлю, здесь обижусь, здесь поскандалю, здесь уйду из дома, здесь сманипулирую, здесь прогуляю школу, здесь ультиматум поставлю и сделаю родителя удобным для себя». ЭТО НЕ РАБОТАЕТ!

Слайд 7.

Алгоритм действий родителей при общении с подростком.

1. Выслушать – дать ему возможность сказать всё, что он имеет сказать по данному поводу. Просто спокойно, с любовью, с открытым сердцем прослушать. «О!», «Ааа..», «Понимаю»

2. Озвучить за него его чувства. Ребёнок пришел к вам из состояния сердца, у него есть чувство, поэтому ему не нужны наши советы.

3. Принятие чувств подростка. Поэтому самое ценное, что мы можем сделать для наших детей – помочь им осознать их чувства. Во многих ситуациях не нужен совет, никакого решения не требуется.

4. Принятие решения самим подростком.

После принятия чувств ребёнок либо сам принимает решение, либо вы ему помогаете, спросив его: «Что ты думаешь делать в такой ситуации?»

Предложите свой вариант, не авторитарно! «Хочешь узнать моё мнение?»,«Тебе интересно как бы я поступил?»  – если интересно, тогда говорите.

 Чем старше становится ребенок, тем лучше переходить в отношениях с ним в роль «старшего друга», постепенно отпуская ребенка.

Слайд 8.

Находите больше точек соприкосновения, того, что вы будете вместе делать.

Не хочется им с нами такими общаться, если всё общение сводится:  «Опять ты за компьютером сидишь, а ты сделал уроки?», « Ах ты лоботряс».

Очень часто вы увеличиваете пропасть, когда, даже не вникнув, во что он там играет, сразу отвергаете это. Посмотрите,  во что он играет, что он там находит, поинтересуйтесь, порадуйтесь вместе с ним, не ради того, чтобы поощрить это, а ради того, чтобы сделать шаг навстречу (если он с вами ни о чём больше не разговаривает); тем больше вероятности, что он потом вместе с вами чем-то займется. Ограничивайте время за играми, делайте это как можно в раннем возрасте.

Слайд 9.

Почему подростки лгут  и что с этим делать?

Слайд 10.

Основные причины, почему подростки лгут.

1. Чтобы избежать наказания

Если подросток курит, употребляет алкоголь или наркотики — он обязательно будет лгать и изворачиваться. За ложью такие подростки скрывают неприятную правду от родителей и других членов семьи. «Отец будет ругаться, мать плакать, зачем им вообще об этом говорить», — так рассуждает 14-летний Александр, покуривающий в компании ровесников.

Многие подростки лгут, чтобы оправдать свои поступки. Допустим, подросток пришёл домой позже условленного времени. В такой ситуации наиболее простым решением для него будет солгать  (например, что он помогал другу, который сломал ногу). Разбив вазу, он будет отрицать свою вину, ведь это гораздо проще, чем иметь мужество признаться в содеянном.

2. Чтобы отстоять свою индивидуальность

Одна из главных причин, заставляющих подростков лгать, — это утверждение своей независимой личности. Это, а также необходимость общаться с ровесниками, заставляет скрывать правду за маленькой ложью. Они могут преувеличивать свои достижения, хвастаться тем, чего на самом деле нет, и представлять себя как личность, которой не существует.

Это один из способов получить полное внимание и любовь родителей и друзей. Дети в возрасте 4–6 лет часто рассказывают небылицы и сами же в них верят. Но если этот период затягивается, то стоит обратить на это внимание.

3. Чтобы освободиться от родительской опеки Иногда подростки лгут, чтобы отделаться от родителей. В каждой семье есть определённые правила и ограничения. Если эти правила и ограничения слишком строги, родители игнорируют потребности и желания ребёнка, по мере взросления он всё больше тяготится ими и стремится освободиться. Путь к свободе для таких детей проходит через дебри лжи. В группу риска входят и семьи, где санкций и требований-запретов недостаточно. Дети из таких семей не понимают границ дозволенного и начинают лгать, не осознавая последствий своих поступков.

4. Чтобы не ранить чувства других

В некоторых ситуациях подростки считают ложь благом, они лгут, чтобы не задеть чувства родных или друзей. Например, мама спрашивает, понравилось ли приготовленное ей блюдо, ребёнок может солгать и сказать да, если не хочет её расстроить. Подросток может взять на себя вину другого, чтобы защитить другого человека.

5. Чтобы унизить другого

В этом случае ложь становится орудием мести, выражением зависти или ненависти к другому человеку. Часто площадкой для этого выступает интернет. И подобного рода месть может привести к настоящим трагедиям.

Слайд 11.

Как быть с подростковой ложью?

1. Постройте близкие отношения со своим ребёнком

Вы должны откровенно и открыто говорить с подростком сами, чтобы и он был с вами более честен. Конечно, доверительные отношения необходимо начинать строить с малолетства. Дети никогда не бывают слишком маленькими, чтобы не понять, что нужно говорить правду.

Но если вы упустили этот момент, постарайтесь исправить ситуацию. В первую очередь, будьте честны сами. Однажды поймав вас на лжи, ребёнок будет считать, что такое поведение вполне допустимо.

Если ваши отношения с подростком будут честными и открытыми, он будет чувствовать себя более комфортно, то он сможет открыться вам и обсуждать с вами многие вещи. Завоюйте доверие своего ребёнка, пусть он чувствует себя в безопасности рядом с вами. Тогда в случае проблем он придёт за поддержкой именно к вам.

2. Будьте готовы к компромиссам

Не ведите себя с ребёнком грубо и жестко, так как подобное поведение неминуемо приведёт к ухудшению ваших отношений. Как ответственные родители, вы должны всегда стараться прощать и идти на компромисс.

Если ваш подросток желает новый велосипед, гитару или что-то ещё, а вы не можете ему этого купить прямо сейчас — договаривайтесь, а не отказывайте наотрез. Вы можете предложить что-то другое, так, чтобы он не чувствовал злости от того, что его потребности не могут быть удовлетворены немедленно.

3. Избегайте допросов

Овладевайте своими эмоциями, даже если подросток выводит вас из себя. Как родители, вы должны выражать свои чувства и решения как можно спокойнее. Избегайте разговоров с подростком в стиле допроса. Понятно, вы расстраиваетесь, когда понимаете, что ваш ребёнок лжёт. Но сделайте глубокий вдох и как можно спокойнее объясните ему, почему лучше говорить правду. Если вы будете злиться, ваш ребёнок станет ещё более скрытным, упрямым и лживым. Итак, возьмите тайм-аут, выпейте чашку кофе и поговорите со своим лжецом конструктивно, прямо и спокойно.

4. Научите подростка ценить честность

Научите ребёнка понимать и ценить правду и честность. Поговорите о некоторых реальных жизненных ситуациях, которые могут вдохновить его.

Когда ваш подросток поймёт значение честности, он также постарается следовать ей в своей жизни. Постарайтесь объяснить ему, что говорить правду важно, потому что тем самым он показывает, что ему можно доверять.

5. Слушайте его

Если ваш подросток переживает трудный период в жизни, выкроите немного времени из своего занятого графика и постарайтесь понять его мысли и чувства. После того, как вы поймёте, что у него на уме, укрепляйте его уверенность в себе — пусть он чувствует, что вы всегда рядом.

Слайд 12.

Как поощрять честность?

Если ваш ребёнок скрывает что-то и неубедительно лжёт, поговорите с ним откровенно и дайте ему понять, что лучше поступать честно. Формируйте его внутреннюю уверенность, постепенно  лишая его необходимости лгать по каждому поводу.

Помогите подростку избегать ситуаций, в которых он будет вынужден говорить неправду. Например, если ваш ребёнок пролил молоко на пол, вместо того, чтобы упрекать его, поступите более мудро. Например, скажите: «Вижу, тут произошла авария. Не волнуйся, давай уберёмся вместе». Это долгий, но верный путь к честности.

Поднимайте самооценку подростка, поддерживайте его боевой дух и старайтесь почаще его хвалить. Небольшие достижения так же достойны восхищения, как и крупные победы.

Когда подросток делает что-то неправильно, но признаётся в этом, поощрите его честность. Скажите что-то вроде: «Я рад, что ты сказал мне правду». Тем самым,  вы показываете ребёнку, что неприятная правда всегда лучше сладкой лжи.

Конечно, не стоит ожидать, что подростки перестанут лгать совсем, но важно дать им почувствовать себя защищёнными и уверенными в том, что родители смогут помочь им принять правильное решение.

Слайд 13.

Обязанности и права подростка.

Возлагая на него обязанности, не забывайте о его правах

Если вы говорите подростку, что он в состоянии обслужить себя сам (приготовить завтрак или постирать свои вещи), то будьте последовательны и не обращайтесь с ним, как с маленьким ребёнком. Дайте ему возможность выбирать друзей и не отчитываться перед вами за каждую минуту, проведённую вне дома. Покажите, что доверяете ему и верите в то, что он способен принять правильное решение.

Слайд 14.

Заключение.

Дорогие родители, если вы чувствуете, что начинаете терять контакт с вашим ребёнком, срочно принимайте меры.  Помогите своему неопытному, но очень чуткому и умному человечку преодолеть этот непростой переходный период.

Не надо становиться для подростка дополнительным источником стресса. Ему нужны ваша любовь, внимание и забота!

Comments are closed.