Учить читать в три года бессмысленно и опасно!

Московские ученые бьют тревогу: 50-60% старшеклассников – не грамотны. Эти подростки уже не смогут квалифицированно освоить профессию.

Откуда же взялось это обилие неграмотных школьников? Московскими учеными было проведено исследование среди школьников с трудностями  обучения письму и чтению в младших классах. Ученые пришли к выводу: отстающие дети вовсе не глупые, просто методики и темп обучения не соответствуют их возможностям.

В начале 90-х  интенсивность обучения резко увеличилась. Родители мечтали о детях вундеркиндах, а учителя-методисты разрабатывали свои рекомендации. Например, ребенок должен читать со скоростью 120-140 слов в минуту. Но это не соответствует его физиологическим возможностям, а главное – особенностям восприятия информации.  Механизмы чтения вслух и про себя разные.  В практической жизни больше пригодиться чтение про себя, а этому навыку в школе и не учат.

Интенсивность обучения обернулась тем, что «Букварь» теперь проходят за  считанные месяцы.  А ведь навыки письма и чтения сформировать быстро нельзя: Это та база грамотности, которую надо складывать медленно.  Да еще преподаватели стали требовать от родителей, чтобы те приводили в первый класс читающих и пишущих.  Родители и стараются: ребенку еще 3-х лет нет, а его заставляют читать. Это бессмысленно и опасно: у детей, которых  научили  читать очень рано, формируется неправильный механизм чтения. Даже став взрослыми, они с трудом воспринимают тексты.

Механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребенка не раньше чем к 5-6-годам. Более раннее обучение (в 2-3 года ) буквам и цифрам  вредоносно сказывается на статусе тех  процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Это влечет за собой опережение актуальной  для его мозга ситуации и происходит энергетическое обкрадывание. Да и буквы в более раннем возрасте воспринимаются лишь как символы, они ни чем не отличаются от изображения  домика или курочки.

Для правильного формирования навыка чтения нужно помнить, что в первую очередь ребенок должен понимать, что он читает. Следовательно, тексты  должны быть короткими (три-четыре предложения), фразы простые, слова знакомые, шрифт крупный, желательно наличие картинок, из которых можно понять содержание текста.

Нельзя требовать от них громкого чтения вслух. Предоставьте им возможность читать молча или пришептывая, как ему удобно.

Пусть спрашивает и ему следует объяснять, что обозначают слова, которые ему не понятны. Когда он скажет, что все прочитал, не надо заставлять его сразу пересказывать весь текст.  Если он захочет рассказать, пусть расскажет. Если нет, то задайте ему простейшие вопросы (кто это был, что делал, куда пошел, и т.д.) и, таким образом обсудив прочитанный им текст, убедитесь, что он его понял.

И в заключении хотелось бы сказать, что если вы не можете найти для себя правильный ответ, и не знаете,  как поступить обращайтесь к специалистам. Мы рады будем вам помочь. Наш адрес: ул. Андропова 68, телефон: 64-9-94-80, 64-9-90-02 Центр психолого-медико-социального сопровождения.

 

Милакина Наталья Николаевна, зам.директора по психологической работе  Центр «Семья»

Comments are closed.