Язык инклюзии: как общаться с особенными детьми

Часто поведение чужих детей вызывает у нас раздражение, а реакция их родителей – недоумение. Но непослушание и плач – не всегда признаки плохого воспитания. Возможно, перед вами особый ребенок. Как вести себя, если по соседству с вами оказался малыш с аутизмом или синдромом Дауна? 

К сожалению, детей с теми или иными особенностями развития рождается все больше. К счастью, от них перестают отказываться родители, их все меньше прячут в специальных учреждениях и все чаще вспоминают об их интересах. И разговоры о том, что им нет места среди нас, остаются в прошлом. Мы можем встретиться на детской площадке, в больнице, в очередях, в путешествиях, в доме своих друзей, а порой они рождаются в наших семьях. Проблема в том, что мы слишком мало знаем об этих людях и действительно не умеем с ними общаться.

Есть некоторые правила для общения с необычными собеседниками: 

  • Если вы встретились взглядами, улыбнитесь ребенку и его родителям. Не отводите взгляд виновато. Будьте естественны, это такие же люди, как и вы.
  • Соблюдайте дистанцию. Не нужно с ходу обниматься и брать чужого малыша на руки. Если сам ребенок не пытается наладить с вами тактильный контакт, не проявляйте инициативу.
  • Будьте спокойны, говорите ровно, не повышая голоса и избегая чрезмерной жестикуляции. Используйте простые, понятные, короткие предложения с четким смыслом.
  • Не говорите с «грудничковой интонацией», не сюсюкайте. Вы можете недооценить уровень развития и обидеть маленького собеседника.
  • – Если вы хотите помочь, спросите у родителей разрешения. Ваши безобидные, на первый взгляд, действия могут напугать или расстроить малыша.
  • Если ребенок шумит, не может усидеть на месте, громко плачет, не запугивайте и не стыдите. Родители лучше знают, как успокоить свое чадо.
  • Будьте терпеливы. Ваше раздражение дети заметят еще раньше, чем вы его осознаете. И это только усложнит взаимопонимание. 

Эти правила подойдут и для самых обыкновенных детишек. Но если перед вами дети с ограниченными возможностями или нарушениями развития, крайне важно вести себя корректно. 

Распознать деток с синдромом Дауна довольно просто из-за их узнаваемой внешности. Если вы не встречались с ними прежде, вас наверняка удивит их непосредственность. Они могут обнять вас, взять за руку и пойти с вами дальше, будто вы старые друзья. Такие дети очень общительны, любят малышей и животных. Они сканируют наши эмоции  и любят внимание и общение. Спросите их о делах, настроении, любимых занятиях и друзьях – они с удовольствием расскажут вам о своей жизни. 

Дети с аутизмом не имеют каких-то особенных черт лица, но их отстраненность бывает заметна невооруженным глазом. Проблемы с речью, избегание контактов, повторяющиеся движения – все это присуще людям с расстройствами аутистического спектра. Ребенок словно заперт внутри себя, он живет в собственном мире. Такие дети очень чувствительны и ранимы. Это тот случай, когда не только протянутая рука, но и ваш пристальный взгляд могут вызвать у ребенка испуг, дискомфорт и бурный протест. Если вы видите, что малыш, сидящий напротив, отворачивается – не нужно продолжать разглядывать его. Будьте готовы к прямолинейности и неудобным замечаниям. Они не хотят вас обидеть – они просто не умеют врать и всегда говорят то, что думают. 

Дети с ограниченными физическими возможностями, с ДЦП с сохранным интеллектом чаще всего отличаются ранимостью из-за своего недуга, но их умственные способности не хуже средних, а иногда и выше. Самое главное – не разглядывайте их, но и не отворачивайтесь. А еще старайтесь, чтобы при разговоре ваши глаза были на одном уровне. Присядьте перед коляской, а не нависайте над собеседником. 

Часто внимание посторонних привлекают и детки с гиперактивностью. Веселые, смышленые, но слишком неудобные и громкие для общественных мест. На вид они обычные хулиганы, а на деле таким детям очень сложно контролировать себя и долго сидеть на месте. Если вы начнете ругать их, они не порадуют вас послушанием, скорее разойдутся еще сильнее. А вот отвлечь их от пробежки по вагону интересной историей, смешным фокусом или более спокойной, но увлекательной игрой можно. Опять же с одобрения мамы и папы.

Нужно понимать, что в нашей стране воспитание «других» детей связано с большими трудностями. Наше общество все еще не толерантно. Пока человек лично не столкнулся с подобной проблемой, кажется, в том, что ребенок «не такой», виновны исключительно пьянки или прочие «грехи» родителей. А ведь это не так. И несмотря на раннюю диагностику, многие узнают о каких-либо аномалиях в развитии ребенка уже после его рождения. Семьям с такими детишками действительно сложно. Их жизнь связана с большими физическими, эмоциональными и финансовыми затратами. Хотя некоторые родители чувствуют себя счастливее тех, у кого здоровые дети. Жизненные сложности помогают открывать в себе новые ресурсы и отделять важное от незначительного. В любом случае при общении с родителями требуется деликатность. Не нужно жалеть и сочувствовать. Они любят своего ребенка не меньше, чем вы любите своего. И они рады, что он с ними. Не спешите давать советы, если вы не профессионал в этом направлении. Каждый родитель хочет лучшего для своего ребенка и делает все, что в его силах, чтобы развивать его и заботиться о его здоровье. В тоже время вы можете предложить помощь с коляской, багажом, занять чем-то внимание ребенка (если родители одобрят это), а иногда и успокоить окружающих, ведущих себя недоброжелательно. Было бы невежественно желать выздоровления таким деткам. Это не простуда, поддающаяся полному излечению. В таких случаях предполагается только коррекция. Так что будьте внимательнее к своим словам, даже если таким образом вы хотите поддержать. Если родители ребенка запрещают вам что-либо делать (совершенно безобидное, на ваш взгляд), немедленно перестаньте. И не спорьте! Не нужно протягивать угощения, настойчиво знакомиться и гладить по голове! Только папа и мама знают, что хорошо и что плохо. Ваше неумелое поведение может обернуться большой проблемой для ребенка и для того, кто его сопровождает. 

Помогать тем, кто слабее и беззащитнее —  нормальная человеческая позиция и очень важный опыт. К тому же люди с нарушениями функционирования, инвалидностью такие похожие и непохожие на нас, у некоторых из них есть особенные таланты, свой взгляд на мир, особые способности.  Опыт детей и их семей может быть очень важен для сообщества, для общества  в целом. Заботясь об «особенных» людях, мы прежде всего заботимся о себе — мы одно сообщество, мы живем в одном мире.

Педагог-психолог
Очкова Н.А.

Comments are closed.