Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Жестокость в отношении детей формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшие воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.
Формы жестокого обращения с детьми
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка.
1.Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку:
Внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги).
Физическое насилие, имеющие систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния иповедения ребенка:
- боязнь физического контакта со взрослыми;
- стремление скрыть причину травм;
- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
- суицидальные попытки.
2. Сексуальное насилие (или развращение)
Это – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственными, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка;
- ночные кошмары, страхи;
- несвойственные характеру сексуальные игры;
- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
- стремление полностью закрыть свое тело;
- депрессия, низкая самооценка;
- проституция, беспорядочные половые связи.
3. Психологическое (эмоциональное) насилие
Это – периодически, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психологической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
- глубокое однократное психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.
Психологическое насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:
- задержка физического и умственного развития ребенка;
- нервный тик, энурез;
- постоянно печальный вид;
- различные соматические заболевания.
Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:
- беспокойство, тревожность, нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению, неумение общаться;
- плохая успеваемость.
4. Пренебрежение нуждами ребенка
Это – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно – гигиеническая запущенность;
- отставание в физическом развитии;
- частая вялотекущая заболеваемость;
- задержка речевого и моторного развития;
- постоянный голод;
- кража пищи;
- низкая самооценка, низкая успеваемость;
- агрессивность и импульсивность;
- антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
Оказание помощи ребенку, пострадавшему от насилия, и его семье требует комплексного подхода с участием различных органов и учреждений, поэтому необходимо развивать сотрудничество с различными психологическими службами, поддерживать тесную связь с Комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки, и попечительства. В просветительскую деятельность включать и работу с представителями средств массовой информации, что дает возможность повышать осведомленность населения по проблемам детско-родительских отношений.
Очкова Наталья Анатольевна, педагог-психолог