Жестокое обращение с детьми. Методы выявления и предупреждения.

Жестокое обращение с детьми  включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Жестокость в отношении детей формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшие воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.

Формы жестокого обращения с детьми

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка.

1.Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку:

Внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги).

Физическое насилие, имеющие систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния иповедения ребенка:

  • боязнь физического контакта со взрослыми;
  • стремление скрыть причину травм;
  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
  • суицидальные попытки.

 

2. Сексуальное насилие (или развращение)

Это – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственными, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка;

  • ночные кошмары, страхи;
  • несвойственные характеру сексуальные игры;
  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
  • стремление полностью закрыть свое тело;
  • депрессия, низкая самооценка;
  • проституция, беспорядочные половые связи.

3. Психологическое (эмоциональное) насилие

Это – периодически, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
  • глубокое однократное психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.

Психологическое насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

  • задержка  физического и умственного развития ребенка;
  • нервный тик, энурез;
  • постоянно печальный вид;
  • различные соматические заболевания.

Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:

  • беспокойство, тревожность, нарушение сна;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению, неумение общаться;
  • плохая успеваемость.

4. Пренебрежение нуждами ребенка

Это – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно – гигиеническая запущенность;
  • отставание в физическом развитии;
  • частая вялотекущая заболеваемость;
  • задержка речевого и  моторного развития;
  • постоянный голод;
  • кража пищи;
  • низкая самооценка, низкая успеваемость;
  • агрессивность и импульсивность;
  • антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Оказание помощи ребенку, пострадавшему от насилия, и его семье требует комплексного подхода с участием различных органов и учреждений, поэтому необходимо развивать сотрудничество с различными психологическими службами, поддерживать тесную связь с Комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки, и попечительства.  В просветительскую деятельность включать и работу с представителями средств массовой информации, что дает возможность повышать осведомленность населения по проблемам детско-родительских отношений.

Очкова Наталья Анатольевна, педагог-психолог

Comments are closed