Формы и методы самосбережения здоровья педагогов.

«Высшее искусство – безупречная человеческая жизнь»

                                                                                                                   Сократ          

 

Человек всерьез задумывается о своем здоровье, к сожалению, когда сталкивается с серьезными недугами. А задумываться и обучаться здоровью нужно еще со школьной скамьи.

Отрадно, что помимо «проветривания кабинетов» и «норм СанПиНа» в школу приходят программы по здоровьесбережению,  с акцентом на всех субъектов образовательного процесса.

Сегодняшние дети, подростки, госслужащие – учителя подвержены большим рискам. Огромные психологические, социальные нагрузки ведут к психосоциальным, психосоматическим нарушениям, заболеваниям, зависимостям и т.д.

Тема здоровья будет актуальна еще многие десятилетия, а в ближайшее время станет еще острее. Проблема ресурсов нашей адаптационной энергии приобретает особую актуальность. Отрицательные эмоции, раздражительность, бессонница, страх, стрессы, болезни – все это сигналы и импульсы нездоровья.

Немного о себе: я 10 лет работаю в школе, но по своей любимой специальности – учитель русского языка и литературы работала всего 5 лет. Иногда обстоятельства выше нас: я живу в военном городке, и школа у нас одна, нет  работы по специальности. Огромное желание быть с детьми, быть, так или иначе, в профессии «привело» меня к мысли: на любом рабочем месте (я начинала «пионерской вожатой», «освобожденным классным воспитателем с правом преподавания русского языка и литературы», работала в школе при посольстве в Республике Мали (Африка), в условиях малокомплектной школы, замкнутого пространства и волеизъявления) дарить людям, детям радостьот общения с собой, оставаться оптимистом, творчески подходить ко всему, чем занимаешься сегодня.

Мой жизненный положительный и неположительный опыт подсказал мне ту часть работы, которой я сегодня занимаюсь. Несмотря на какие-то жизненные невзгоды, важно уметь правильно проживать отрицательные эмоции, опыт и правильно находить способы для релаксации. Лично мои формы и методы самосбережения – это сон, занятия в тренажерном зале, бассейн, общение с близкими людьми. Я взяла за правило никогда не слушать гадости и сплетни ни о себе, ни о других людях.

Сегодня я работаю социальным педагогом, имею классное руководство в 11 классе, веду занятия с детьми и педагогами в тренажерном зале. Совместно с медиками: педиатром, хирургом – ортопедом, мануальным терапевтом, врачом урологом, гинекологом составлены комплексные блоки – упражнения на все группы мышц. Я не врач и понимаю ответственность и заповедь человеческую: «Не навреди!»

Часовое занятие посещают дети нашей школы с 13 лет, родители, коллеги – учителя, и состоит оно из нескольких этапов:

  • физической разминки,
  • блоков упражнений на позвоночник, общий тонус организма,
  • дыхательной гимнастики с элементами медитации,
  • занятий на тренажерах,
  • релаксации.

Все «действо» направлено на восстановление нормального физического состояния, на формирование здорового отношения к себе, положительного психоэмоционального состояния, как у детей, так и у взрослых. Среди коллег, занимающихся в группах, существует негласное табу: «Ни слова о работе!» О природе, о погоде, о моде, о новинках театра и кино, о вкусной и здоровой пище, об интересных рецептах и т.д. за расслабляющей чашкой, например, зеленого чая после занятия.

Группы небольшие: 5-6 человек. И взрослым, и детям позволительно проявлять при музыкальных разминках свои эмоции: хочется танцевать – танцуйте! При упражнениях на осанку – двигайтесь как модели по подиуму! Где ж еще человек может понять себя, свое тело, эмоции своего тела?! Если не в зале!

В неделю у меня таких 10 часов – 5 групп, поток желающих заниматься большой, тем более мы еще и живем в закрытом военном городке, где на двух (музыкальной и общеобразовательной) школах держится вся занятость детей и подростков! Мне радостно потому, что я нашла применение себе сегодняшней, оттого, что делюсь теплом своей души.

Дети и взрослые очень «закомплексованные», боятся выразить себя в эмоциях, с нарушениями осанки, со слабыми руками, мышцами, «втянутыми в шеи головами», с ожирениями различной степени, больно смотреть, особенно на молодое поколение.

После разминок обязательным элементом расслабления –  самовнушение:

«Разговор с самим собой. Я такая (такой) «классная», умница, молодец и т.д.» Обязательным, особенно для коллег, после занятий в зале – ни под каким предлогом не брать работу на дом! Контрастный душ дома, мягкий диван, хороший сон, общение с семьей. Педагоги поговаривают, что стараются «освободить» себя на этот день и от плиты – полный отдых и расслабление, хотя бы 1 раз в неделю!

           «Высшее искусство – безупречная человеческая жизнь», так говорил когда-то Сократ.  «Безупречная» жизнь, на мой взгляд, сохранить человеческое лицо в любых ситуациях и самосовершенствоваться, ибо «источник жизни» в самом человеке…

Нечаева Елена Алексеевна, социальный педагог МБОУ Мещеринская СОШ №1

Comments are closed