Информационное пространство, социальные сети и здоровье.

  • Что такое информационное пространство?

По информации из Wikipedia (Википедия): «Информационное пространство представляет собой совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие». Центром этого пространства выступает человек, который в процессе своей деятельности создает информацию, присваивает ее, накапливает и передает, используя возможности современных информационных технологий.

Если предыдущее поколение отдавало предпочтение книгам, то современное общество использует информационно-коммуникационные технологии, которые буквально заполонили мир человека, изменяя возможности общения и характер отношений. Интернет-пространство формирует новый способ жизни людей на планете.

Социальные сети и их влияние на развитие личности.

Социальная сеть —   платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете. К ним также относятся и форумы, особенно узконаправленные, и студенческие порталы. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса: 93% подростков в возрасте от 7 до 17 лет пользуются социальными сетями и почти половина детей в возрасте 10-17 лет сидят на сайтах вроде Facebook (Фейсбук), ВКонтакте, Instagram (Инстаграм) до 7-ми часов в день.

Социальные сети пришлись по вкусу нашим соотечественникам. Статистика показывает, что «россияне – самые активные пользователи социальных сетей. Российское общество взбудоражено проблемой влияния социальных сетей на подростков. Ведь именно подростковый возраст (от 14 до 18 лет) является возрастом активной социализации. Неоднозначность влияния социальных сетей на подростков вызывает интерес к изучению этой проблемы и обосновывает актуальность данной темы.

Социальная сеть, имеющая также распространенное название как социальная паутина, «выбирает в качестве своих потенциальных жертв -школьников и студентов. И, к сожалению, нельзя не отметить тот факт, что именно у этого сегмента населения сформировалась маниакальная привязанность к телефону и плееру».

Старший подростковый возраст – рубеж развития личности, когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем.

Быстрый поиск ответов на животрепещущие вопросы приводят подростков в «Интернет». В действительности сотни тысяч молодых людей сегодня не представляют своей жизни без ежедневного посещения социальных сетей, черпают информацию из лент новостей интернет-сайтов, общаются через комментарии живых журналов и т.п.

Сетевая свобода – фактор, особенно привлекающий молодых людей, возможность высказывать свое мнение (анонимно или публично) многомиллионной аудитории. В сети подростки ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности молодые получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы.

Основными моментами отрицательного воздействия электронных технологий на растущий организм и развивающийся мозг школьника являются:

– развращение, а также зомбирование ложной и непотребной информацией;

– нанесение вреда физическому здоровью действием электромагнитных полей и излучений электронных устройств (телевизоров и компьютеров, мобильных телефонов и плейеров);

– потеря реального времени и отсутствие двигательной активности.

Но мало уделяется должного внимания следствию сложившейся ситуации: рост времени пребывания в виртуальных паутинах ведет к глобальному замещению реального бытия виртуальным.

Позитивные и негативные факторы влияния информационного пространства.

Всевозможные компьютерные технологии, мобильные телефоны и плейеры существенно расширили сферу действия как позитивных, так и, негативных факторов, влияющих на развитие и здоровье подрастающего поколения.

Следовательно, с одной стороны, можно выделить положительные факторы влияния информационного пространства на человека: увеличение профессиональных знаний, стремление к самообучению, интеллектуальное насыщение, умения точно сформулировать свои мысли, воспитание точности и аккуратности мышления.

В то же время возникают, и негативные последствия информатизации: электромагнитное облучение и повышение утомляемости людей, компьютерные вирусы, компьютерное одиночество, формирование новых духовно-культурных ориентиров, психические расстройства, попытка заменить реальный мир виртуальной реальностью – все это реалии сегодняшнего дня. Работа на компьютере создает принципиально иные нагрузки на сетчатку глаза, чем чтение или письмо на бумаге; наблюдается потеря остроты зрения.

Психологи утверждают, что «в развитых странах эйдетизм, т.е. способность памяти сохранять яркие образы предметов, исчезает. Это создает состояние душевного дискомфорта, потерю индивидуальности и снижение общекультурного уровня личности и влечет за собой многие негативные формы поведения человека – озлобленность, агрессивность, конфликтность».

Пассивное потребление информации по компьютеру, телевидению, аудио, радио, телефону все больше вытесняет активные формы досуга, творчества, познания, формирует жесткость мышления, лишает людей непосредственного общения друг с другом.

Исследование влияния социальных сетей на здоровье школьников подросткового возраста.

С целью исследования влияния социальных сетей на здоровье школьников подросткового возраста было проведено анкетирование школьников 8-х классов.

При организации исследования использовалась анкета – комбинированный опросник с ответами открытого и закрытого типа (Приложение 1). В анкетировании приняли участие 86 человек в возрасте 14-16 лет мужского (39) и женского (47) пола.

По результатам анкетирования установлено:

а) 100% опрошенных посещают социальные сети;

б) до половины опрошенных (44%) посещают социальные сети ежедневно;

в) 41% респондентов называет в качестве основного мотива использования социальных сетей поиск друзей, одноклассников и общение с ними;

г) 29% – способ связи;

д) в качестве приоритетных услуг, предоставляемых социальной сетью, 52% школьников старшего подросткового возраста отмечают способ связи, экономящий средства и время;

е) 36% опрошенных признает, что использование социальных сетей помогло им в личной жизни и общении с друзьями;

ж) только 30% школьников старшего подросткового возраста отмечают, что социальные сети позитивно влияют на их успеваемость, 28% – негативно, а 42% не смогли определиться;

з) больше половины респондентов (63%) не используют социальную сеть в процессе подготовки к экзаменам, однако 37% опрошенных пользуются возможностями социальных сетей;

к) в результате анкетирования выявлены изменения в состоянии психического здоровья школьников старшего подросткового возраста после посещения социальных сетей:

– 25% – эмоциональное возбуждение;

– 20% – усталость,

– 20 % – положительные эмоции,

– 15% – раздражительность;

л) в результате анкетирования выявлены изменения в состоянии физического здоровья школьников старшего подросткового возраста после посещения социальных сетей:

– 45% – утомляемость, боль в глазах

– 20% – боль в шее;

– 15% – боль в спине;

-69% респондентов отметили, что используют социальные сети в организации досуга;

-29% опрошенных указывают социальные сети, а 6% Интернет в качестве приоритетов в организации свободного времени;

-80% опрошенных согласны с мнением о том, что социальные сети могут вызывать зависимость; 18% – не согласны с данным мнением и 2% – затруднились ответить.

 

Следует заметить, что при всех положительных моментах использования социальных сетей (экономное средство связи, доступность аудио и видео материала, быстрота поиска и обмена информацией), влияние социальных сетей на сам процесс обучения и успеваемость подростков неоднозначно.

Социальные сети пока не заняли большую часть свободного времени школьников подросткового возраста, хотя используют информационное пространство практически все. Многие респонденты предпочитают прогулки на улице и спорт в качестве приоритетных видов деятельности в свободное время, таким образом, живое общение все же преобладает, над виртуальным.

Заключение

В завершении необходимо отметить, что существует мнение, что информационное пространство отрицательно влияет на организм человека, «ослабляет его физически, притупив биологическую активность». Есть и иное утверждение: информационное пространство – «развивает интеллектуальные способности человека». Следует помнить, что социальная сеть — это интерактивный веб-сайт, в котором осуществляется открытое взаимодействие и обеспечивается широкий спектр как полезных, так и опасных возможностей.

Детям и родителям важно знать, что социальные сети не подходят для комплексного изучения чего-либо. Они подобны телеканалу, показывающему видеоклипы обо всем на свете вперемешку, но для эффективного обучения нужны последовательность и живое общение с учителем. В этом смысле ничто не сравнится с чтением книг и посещением школы, кружков и секций. Все проявления асоциального поведения – нецензурная речь, преступность, агрессия – могут направляться и развиваться через социальные сети.

Вторая опасность – ребенок может разгласить конфиденциальную информацию о себе и своих родителях. В идеале несовершеннолетнему не стоит входить в интернет без взрослых.

К числу доступных плюсов можно отнести возможность организовать быстрый обмен информацией или завести «друзей» – сотню подростков из европейских стран, с которыми можно практиковать, например, письменный английский язык.

Так или иначе, являясь прямым обращением к психике, физическому состоянию человека, информационное воздействие должно быть продуманным, грамотным, не вредить здоровью.

Организация такого взаимодействия лежит на взрослых – родителя, педагогах. Обязательное условие современности – знать и практически применять необходимые рекомендации при организации взаимодействия системы «человек – информационное пространство», особенно школьникам в подростковом возрасте.

Приложение 1

Анкетирование на выявление зависимости от социальных сетей.

  • Укажите свой пол.

а) мужской

б) женский

  • Какой соц. сетью Вы пользуетесь чаще всего?

а) ВКонтакте

б) Одноклассники

в) Мой мир

г) Facebook

д) MySpace

е) Twitter

ж) Instagram

з) Другая соцсеть ___________________________________________________

3) Сколько времени в сутки вы проводите в соц. сетях?

а) Менее 1 часа

б) 1-2 часа

в) 3 и более часов

4) Сколько раз в сутки вы заходите в соц. сети?

а) 1-2 раза

б) 2-5 раз

в) Более 5 раз

5) Что занимает большую часть времени при нахождении в соц. сетях?

а) Общение

б) Просмотр видео

в) Прослушивание музыки

г) Различные приложения

д) Просмотр новостей

6) С чем связанна Ваша регистрация в соц. сетях?

а) Нужно для учебы/работы

б) Для общения с друзьями

в) Легкий доступ к медиа файлам

г) Все зарегистрировались, а я чем хуже?

7) Вы зарегистрированы от своего имени?

а) Да

б) Нет

8) Есть ли у Вас дополнительные страницы, о которых никто или почти никто не знает?

а) да

б) нет

9) Имеет ли для Вас значение количество друзей в социальных сетях?

а) Да имеет, чем больше, тем лучше

б) Да имеет, чем меньше, тем лучше

в) Нет, не имеет.

10) Есть ли у вас интернет-друзья?

а) Есть

б) Нет

11) Какой вид активности вы предпочитаете в соцсетях?

а) Активно общаюсь со всеми, участвую в обсуждениях, комментирую фотографии

б) Общаюсь преимущественно в личных сообщениях, иногда комментирую фотографии

в) Захожу в соцсети исключительно по деловым вопросам

12) Как часто Вы испытываете непреодолимое желание использовать соцсеть?

а) часто

б) иногда

в) никогда

13) Как часто Вы используете соцсеть, чтобы уйти от личных проблем?

а) часто

б) иногда

в) никогда

14) Как часто Вы ощущаете раздражительность и беспокойство при отсутствии возможности посетить «страницу» в соцсети?

а) часто

б) иногда

в) никогда

15) Как часто Вы испытываете потребность добавлять фотографии в альбом соцсетей?

а) часто

б) иногда

в) никогда

16) Как часто Вы можете проспать на учебу после ночи, проведенной в соцсети?

а) часто

б) иногда

в) никогда

17) Как часто посещение соцсетей улучшает Ваше настроение?

а) часто

б) иногда

в) никогда

18) Пренебрегаете делами, чтобы подольше побродить в сети?

а) часто

б) иногда

в) никогда

19) Помогает ли вам социальная сеть в процессе подготовки к экзаменам?

а) Да

б) Нет

20) Как повлияло на ваш образ жизни использование социальной сети?

а) Помогло в учебе (в подготовке домашнего задания)

б) Помогло в личной жизни и общении (друзья, новые знакомства)

в) Помогло в организации досуга, в поиске групп по интересам

г) Никак не повлияло

д) Повлияло отрицательно на свободное время

е) Другое __________________________________________________________

21) Что для вас является приоритетным при использовании услуг, предоставляемых социальной сетью?

а) Наличие способа связи, экономящего средства и время

б) Возможность найти интересующую для меня музыку, фильмы, фото

в) Способы поиска информации и обмена ею

г) Возможность продвижения моих навыков и умений

22) Согласны ли вы с тем, что существует тенденция к появлению зависимости человека от социальных сетей?

а) Да

б) Нет

в) Затрудняюсь ответить

23) Как влияют социальные сети на вашу успеваемость?

а) Позитивно

б) Негативно

24) Какие изменения в состоянии психического здоровья Вы отмечаете у себя после использования социальных сетей?

__________________________________________________________

25) Какие изменения в состоянии физического здоровья Вы отмечаете у себя после использования социальных сетей?

__________________________________________________________

26) Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

__________________________________________________________________

27) Как часто Вы пытаетесь безуспешно сократить время проведения в соцсети?

а) часто

б) иногда

в) никогда

г) с успехом сокращаю время проведения в соцсетях

28) Считаете ли вы себя зависимым от соцсети?

а) да

б) нет

29) Хотите ли вы избавиться от зависимости?

а) да

б) нет

в) не зависим

Comments are closed.