«Как Колобок в школу спешил» Социальный педагог: Вениченко Татьяна Викторовна
Пояснительная записка.
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Актуальность данной проблемы Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, и рассчитана на 20 часов (1 час в неделю).
Цель:
- Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.
Задачи:
- дать представление детям о необходимости соблюдения правил в различных взаимоотношениях;
- дать представление о правилах поведения в школе,
- разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между учениками и учителем;
- способствовать развитию навыков коммуникативной компетенции.
Ожидаемые результаты:
- активное включение обучающихся в групповое взаимодействие;
- анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу;
- выявление своих положительных и отрицательных качеств;
- актуализация потенциала ребенка, его достоинств;
- установление доброжелательных отношений между детьми.
Темы классных часов:
- Вместе тесно, а врозь скучно;
- Как Колобок в школу пошёл;
- Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много;
- Мой страшный сон;
- Сказка про Чебурашку;
- Как Лисёнок боролся с трудностями;
- Добрая темнота;
- Сказка про Обиду;
- Фея чистоты;
- Настроение моего дня;
- История Осины;
- Часы;
- Здравствуй Я, мой любимый;
- Венок дружбы;
- Космическое путешествие;
- Путешествие капельки;
- Сказка о самом заветном желании;
- Радужная страна;
- Злость – недобрая черта;
- Давай мириться
Заключение.
Сказкотерапия — действенное оружие в борьбе с детскими проблемами. Слушая и играя в сказку, проговаривая возможные негативные моменты, ребёнок вместе со взрослым (педагогом, психологом, родителями) сможет избавиться от разного рода страхов, неадекватного поведения, научится строить отношения со сверстниками и с людьми старшего возраста.
При помощи сказки специалисты проводят психокорректирующие манипуляции поведения детей младшего школьного возраста. В результате ребенок анализирует свое поведение и обнаруживает свои отрицательные поступки. На все это влияет контекст, заложенный в сюжете прослушиваемого повествования.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам в гости с этой замечательной игрушкой (демонстрация колобка). Кто это? Сейчас колобок поможет нам познакомиться.
- Разминка. «Давайте познакомимся!» (3 – 5 минут).
Встаньте, пожалуйста в круг. Внимание! Сейчас мы передаём колобка по кругу из рук в руки. У кого в руках колобок, тот говорит своё имя и то, какой он. Начну я, а вы продолжите.
Ну вот мы и познакомились, узнали, какие вы. Садитесь на свои места. Вы любите сказки? Сейчас я вам расскажу необычную историю, которая произошла с колобком!
Демонстрационный слайд № 1.
Внимательно слушайте, потому что главному герою нужна будет ваша помощь.
- Работа со сказкой. (10 мин.).
Демонстрационный слайд № 2.
Жили-были дед и баба. Говорит дед бабке: «Испеки-ка бабка колобок»
Демонстрационный слайд № 3.
Испекла бабка колобок. Рос-рос колобок, вырос и пошёл в первый класс.
Демонстрационный слайд № 4.
Собрал портфель и бежит радостный по дорожке, а навстречу ему заяц прогульщик.
Демонстрационный слайд № 5.
– Привет, колобок. Ты куда бежишь?
– В школу тороплюсь!
– А зачем торопиться? Школа никуда не убежит. На уроки можно и опоздать.
– Правда? А я не знал.
И побежал колобок дальше. Навстречу ему волк-хулиган.
Демонстрационный слайд № 6.
– Колобок, колобок, ты куда торопишься?
– В школу бегу!
– А ты знаешь, как себя надо в школе вести?
– Нет, не знаю.
– Можно прыгать и скакать, играть в мяч.
– Спасибо тебе, волк за совет.
Пошёл колобок дальше. Идёт, идёт, а навстречу ему медведь-говорун.
Демонстрационный слайд № 7.
– Здравствуй, колобок! Ты куда идёшь?
– В школу!
– Правда? Ты знаешь, как себя нужно в школе вести?
– Как? Расскажи.
– Чтобы тебя все в классе услышали, надо громко кричать с места.
– Спасибо медведь.
Демонстрационный слайд № 8.
Идёт колобок дальше, а навстречу ему лиса.
– Привет, колобок! Ты куда идёшь?
– Иду в школу!
– Как себя в школе надо вести ты знаешь?
– Да, мне заяц, волк и медведь рассказали, что на уроки можно опаздывать, бегать, прыгать, играть в мяч, кричать с места.
– А ещё можно на уроке вскакивать с места и ходить по классу.
– Спасибо тебе, лиса за совет!
Пришёл колобок в школу, опоздал на первый урок. Вёл себя так, как ему рассказали лесные звери. Посмотрела на это учительница и говорит: «Колобок, тебе ещё рано в школу. Ты себя совершенно не умеешь вести. Вот, когда научишься правильно себя вести, тогда и приходи в школу».
Расстроился колобок, пришёл на полянку, сел на пенёк и заплакал.
«Как же я домой пойду к бабушке и дедушке? Мне стыдно. Я не знаю, как же себя надо вести в школе. Кто бы мне помог, рассказал, какие правила существуют в школе?»
Обсуждение.