Использование сказок в работе социального педагога с детьми младшего школьного возраста (формирование и развитие психо-эмоциональной сферы ребенка) классный час

 «Как Колобок в школу спешил» Социальный педагог: Вениченко Татьяна Викторовна

Пояснительная записка.

Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Актуальность данной проблемы Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, и рассчитана на 20 часов (1 час в неделю).

Цель:

  • Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.

Задачи:

  • дать представление детям о необходимости соблюдения правил в различных взаимоотношениях;
  • дать представление о правилах поведения в школе,
  • разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между учениками и учителем;
  • способствовать развитию навыков коммуникативной компетенции.

Ожидаемые результаты:

  • активное включение обучающихся в групповое взаимодействие;
  • анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу;
  • выявление своих положительных и отрицательных  качеств;
  • актуализация потенциала ребенка, его достоинств;
  • установление доброжелательных отношений между детьми.

 

Темы классных часов:

  • Вместе тесно, а врозь скучно;
  • Как Колобок в школу пошёл;
  • Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много;
  • Мой страшный сон;
  • Сказка про Чебурашку;
  • Как Лисёнок боролся с трудностями;
  • Добрая темнота;
  • Сказка про Обиду;
  • Фея чистоты;
  • Настроение моего дня;
  • История Осины;
  • Часы;
  • Здравствуй Я, мой любимый;
  • Венок дружбы;
  • Космическое путешествие;
  • Путешествие капельки;
  • Сказка о самом заветном желании;
  • Радужная страна;
  • Злость – недобрая черта;
  • Давай мириться

 

 

 

 

Заключение.

Сказкотерапия — действенное оружие в борьбе с детскими проблемами. Слушая и играя в сказку, проговаривая возможные негативные моменты, ребёнок вместе со взрослым (педагогом, психологом, родителями) сможет избавиться от разного рода страхов, неадекватного поведения, научится строить отношения со сверстниками и с людьми старшего возраста.

При помощи сказки специалисты проводят психокорректирующие манипуляции поведения детей младшего школьного возраста. В результате ребенок анализирует свое поведение и обнаруживает свои отрицательные поступки. На все это влияет контекст, заложенный в сюжете прослушиваемого повествования.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам в гости с этой замечательной игрушкой (демонстрация колобка).  Кто это? Сейчас колобок поможет нам познакомиться.

  1. Разминка. «Давайте познакомимся!» (3 – 5 минут).

Встаньте, пожалуйста в круг. Внимание! Сейчас мы передаём колобка по кругу из рук в руки. У кого в руках колобок, тот говорит своё имя и то, какой он. Начну я, а вы продолжите.

Ну вот мы и познакомились, узнали, какие вы. Садитесь на свои места. Вы любите сказки? Сейчас я вам расскажу необычную историю, которая произошла с колобком!

Демонстрационный слайд № 1.

Внимательно слушайте, потому что главному герою нужна будет ваша помощь.

  1. Работа со сказкой. (10 мин.).

Демонстрационный слайд № 2.

Жили-были дед и баба. Говорит дед бабке: «Испеки-ка бабка колобок»

Демонстрационный слайд № 3.

Испекла бабка колобок. Рос-рос колобок, вырос и пошёл в первый класс.

Демонстрационный слайд № 4.

Собрал портфель и бежит радостный по дорожке, а навстречу ему заяц прогульщик.

Демонстрационный слайд № 5.

– Привет, колобок. Ты куда бежишь?

– В школу тороплюсь!

– А зачем торопиться? Школа никуда не убежит. На уроки можно и опоздать.

– Правда? А я не знал.

И побежал колобок дальше. Навстречу ему волк-хулиган.

Демонстрационный слайд № 6.

– Колобок, колобок, ты куда торопишься?

– В школу бегу!

– А ты знаешь, как себя надо в школе вести?

– Нет, не знаю.

– Можно прыгать и скакать, играть в мяч.

– Спасибо тебе, волк за совет.

Пошёл колобок дальше. Идёт, идёт, а навстречу ему медведь-говорун.

Демонстрационный слайд № 7.

– Здравствуй, колобок! Ты куда идёшь?

– В школу!

– Правда? Ты знаешь, как себя нужно в школе вести?

– Как? Расскажи.

– Чтобы тебя все в классе услышали, надо громко кричать с места.

– Спасибо медведь.

Демонстрационный слайд № 8.

Идёт колобок дальше, а навстречу ему лиса.

– Привет, колобок! Ты куда идёшь?

– Иду в школу!

– Как себя в школе надо вести ты знаешь?

– Да, мне заяц, волк и медведь рассказали, что на уроки можно опаздывать, бегать, прыгать, играть в мяч, кричать с места.

– А ещё можно на уроке вскакивать с места и ходить по классу.

– Спасибо тебе, лиса за совет!

Пришёл колобок в школу, опоздал на первый урок. Вёл себя так, как ему рассказали лесные звери. Посмотрела на это учительница и говорит: «Колобок, тебе ещё рано в школу. Ты себя совершенно не умеешь вести. Вот, когда научишься правильно себя вести, тогда и приходи в школу».

Расстроился колобок, пришёл на полянку, сел на пенёк и заплакал.

«Как же я домой пойду к бабушке и дедушке? Мне стыдно. Я не  знаю, как же себя надо вести в школе. Кто бы мне помог, рассказал, какие правила существуют в школе?»

Обсуждение.

 

 

 

Comments are closed