Конкурсная работа. “Педагог-психолог 2015”. Использование технологии психологической адаптации детей к школе.

 

Педагог-психолог МБОУ «Жилёвская СОШ»

Стрижиченко Ирина Александровна.

В первый класс приходят очень разные дети, и это надо принять как данность, которую не изменить; детство у всех разное, и поэтому неодинаковы возможности развития. Различия определяются особенностями образа жизни семьи, семейными традициями, представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями, характером общения с ребенком и многими другими факторами. В том, как протекает жизнь ребенка, существенную роль играет сегодня экономическое и социальное положение семьи. Однако школа – предъявляет ко всем детям одинаковые требования. Несоответствие им, отклонение от них в любую, даже в лучшую, сторону оказываются абсолютно нежелательными и могут значительно осложнять жизнь школьника. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагаются усвоение точно определенного объема знаний в определенные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. С первого класса могут возникнуть сложности в обучении не только у так называемых «слабо подготовленных», но и у одаренных детей. Однако, они, как правило, не сталкиваются с эмоциональными и личностными проблемами, которые им традиционно приписываются. Подобные осложнения характерны не столько для одаренных, сколько для детей с дисгармоничным развитием, у которых сформированы какие-то одни специальные способности при среднем уровне других (чаще основных), и особенно когда при этом ребенок оказывается личностно инфантильным.

Для успешного усвоения знаний необходим достаточно высокий уровень знаний психологического развития учащихся в целом.  Использование технологии «Методика определения готовности к школе: про­гноз и профилактика проблем обучения в начальной школе», Л. А. Ясюковой позволяет оценить уровень готовности детей к школьному обучению. По результатам диагностики проводится коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска» по программе Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников».

Содержанием занятий является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), психологи­ческих предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя;  умение учитывать  в  своей  работе  заданную систему требований), формирование психологических но­вообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интел­лектуальном плане без опоры и реального манипулиро­вания   объектами;   произвольности   в   управлении   не только двигательными, но, главным образом, интеллек­туальными процессами, т.е. школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную дея­тельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей дея­тельности,    анализировать   свой   ответ,    затруднения, ошибки).

Не   менее   важной  является  и   задача   подготовки младшего школьника к переходу в среднюю школу. Хо­рошо известно, что школьники испытывают порой зна­чительные трудности, начиная учиться в средних клас­сах, требования в которых к степени развития различ­ных сторон психической деятельности учащихся доста­точно   высокие.   Поэтому   у   учащихся   должны   быть сформированы такие индивидуальные качества и уме­ния, которые позволили бы им наиболее легко адапти­роваться к требованиям средней школы. Это значит, что психологические   процессы   учащихся   должны   быть сформированы на новом, более высоком уровне: долж­ны функционировать более сложные, опосредованные формы памяти, должны быть сформированы предпо­сылки к переходу на уровень абстрактного, вербально-понятийного мышления, необходимо обеспечить доста­точно   высокий   уровень   произвольности   в   управлении как двигательными, так и интеллектуальными про­цессами. С целью выявления интеллектуальных способностей, влияющих на обучение учащихся 5-х классов,  проводится диагностика по методике Л.А. Ясюковой  «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах». По результатам диагностики проводятся коррекционно-развивающие занятия по программе Н.П. Локаловой «Уроки психологического развития в средней школе».

Программа психологического развития младших подростков основывается на необходимости учета естественного хода развития познавательной деятельности от глобально-дифференцированного отражения объектов и явлений действительности к  более расчлененным и дифференцированным ее формам.

Центральной идеей психологического развития младших школьников является расчленение, прежде всего различных чувственных впечатлений и формирование на основе дифференцированных иерархизированных наглядно-перцептивных когнитивных структур, являющихся инструментом осуществления наглядно-образных форм мышления, то в подростковом возрасте на первым план должны выступить анализ как средство расчленения понятийно-семантической и логико-понятийной информации, выраженной в вербальной форме, и ее постепенное обобщенно-абстрактное репрезентирование в складывающихся вербально-смысловых когнитивных структурах.

 

 

Comments are closed