Конкурсная работа. “Педагог-психолог 2015”. Практическое применение современных технологий в работе педагога-психолога.

 

Щенникова В.А.,

педагог-психолог

МБОУ Мещеринская СОШ №1

 

Всякая душа измеряется огромностью своего стремления…

Гюстав Флобер

Специфика работы практического психолога состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.

В своей деятельности применяю различные технологии: здоровьесберегающие, проектно-исследовательские, групповые, информационные.

Особое внимание уделяю групповым технологиям. К групповым технологиям относят, прежде всего, групповую и межгрупповую работу.

Систематически работаю над изучением теоретических и практических основ групповых технологий. Основу моей методической копилки по данным технологиям составляет следующая методическая литература:  К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», « Технология ведения тренинга»; И.В. Вачков «Групповые методы в работе школьного психолога», «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» (под ред. М.Р. Битяновой), Битянова М.Р., Беглова Т.В. «Учимся решать проблемы» .

Особое внимание я уделяю следующим технологиям.

Технология профессиональной ориентации учащихся

Резапкиной Г.В

Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.

В результате перехода к профильному обучению в 10-11 классах образование большинства детей ограничится девятью классами. Школа «выдавит» лишних детей в том возрасте, когда им особенно необходимы жизненные ориентиры. Так что до курса «Профессиональное самоопределение и карьера» и учебника «Технология профессионального успеха» 10-11 классов дойдут не все. На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

 

 

Технология развития когнитивных способностей ребенка

 Локаловой Н.П.

Выявлено, что в процессе обучения по любой из рассмотренных педагогических дидактико-методических систем когнитивное развитие учащихся обеспечивается недостаточно. Значительно более высокие результаты когнитивного развития получены при проведении даже в условиях традиционного обучения работы по предложенной программе для учащихся I—IV классов «120 уроков психологического развития младших школьников», в качестве теоретической основы, в которой используется закон системной дифференциации.

В свое время Д. Б. Эльконин отмечал, что вопрос о движущих силах психического развития, его возрастных и общих закономерностях возникает всякий раз, когда общество испытывает переломные моменты в своей истории. В настоящее время стало остро осознаваться несоответствие результатов школьного образования новым социально-экономическим задачам, стоящим перед обществом. Дело в том, что существенным недостатком стало признаваться не неудовлетворяющее общество качество усвоения школьных знаний детьми (которое часто как раз достаточно высокое), а то, что эти знания лежат в голове школьников «мертвым грузом», учащиеся оказываются беспомощными, когда имеющиеся знания нужно использовать в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их усвоение, в нестандартных или неопределенных ситуациях, где требуется перестраивать привычные или вырабатывать новые способы действия.

В последние годы мир существенно изменился. Уже сегодня перед людьми жизнь ставит жесткие альтернативы: перед тем, кто оказывается способным воспринимать и понимать новые концепции, кто открыт к изменениям разного рода, кто может делать правильный выбор, успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, открываются новые возможности .

Положив в основу когнитивного развития повышение качества процессов анализа и синтеза, облекая их в различные формы и используя различное конкретное содержание, мы получаем возможность целенаправленно развивать важные для школьного обучения умения. Это умения, лежащие в основе сложных навыков письма и чтения, связанные со звуковым анализом (не только выделение звуков речи, но и различение звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам); умение выделять сходные и различающиеся элементы различных объектов, т. е. осуществлять  зрительный анализ; умения, связанные с четким различением пространственных отношений между объектами (во избежание появления в будущем «зеркального» письма, неправильного написания букв и цифр, некоторых орфографических ошибок, трудностей при обучении счету); умение дифференцировать степень напряжения мелкой мускулатуры руки и отрабатывать тонкие зрительно двигательные координации для формирования в дальнейшем навыка письма (психомоторное развитие); умение анализировать и копировать зрительно воспринимаемый образец, умение подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности в управлении своей мыслительной деятельностью и поведением в целом .

Результаты занятий способствуют благоприятной адаптации к школе, облегчают обучение детей способствуют установлению более теплых отношений с учителем у ребенка, благодаря игровой форме занятий.

 

Технология развития жизненных навыков

по Кривцовой С.В.

В содержании современного начального образования существует определенный дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта (эмоциональный интеллект – способность понимать и усваивать знания о чувствах и с помощью чувств). Последнему уделяется недостаточно внимания. По сути, эмоциональный интеллект детей, их социальная компетентность не являются объектами направленного развития в рамках школьного обучения, так как традиционно считается, что место этим проблемам – в семейном воспитании. В стабильном обществе социальные и жизненные навыки естественным образом транслируются ребенку семьей или формируются в процессе наблюдения за поведением взрослых. В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях.

«Уроки психологии в начальной школе» – развитие эмоционального интеллекта и социальных компетенций детей, то есть формирование личностных и метапредметных результатов . Это означает, что под руководством ведущего-психолога дети 7-10 лет в течение всего обучения в начальной школе, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам, что выражается в достижении ими личностных и метапредметных результатов .

Задачи курса: – дать детям возможность пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя (личностные результаты);

  • – передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам (личностные и метапредметные результаты),
  • – научить ребенка удерживать противоречия, развивать в нем устойчивость, толерантность к противоречиям, научить его выдерживать разные правды об одном и том же (личностные и метапредметные результаты).

Результаты работы : многочисленные положительные социометрические исследования в средней школе.

Информационные технологии в психолого-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса занимают особое место:  создание информационного пространства психологической службы школы через использование электронных ресурсов: электронная почта доверия для детей и родителей; поиск необходимой информации в Интернете;  разработка и реализация тематических  проектов; создание компьютерных презентаций как психологом, так и самими учащимися; использование проекционного оборудования при проведении коррекционно-развивающих занятий, классных часов и общешкольных мероприятий и др.

Человек – ребенок или взрослый – стремится к совершенству, гармонии, красоте. Это стремление является природным,  как естественная потребность. В этом смысле, учитель хочет хорошо работать, ученик – хорошо учиться, а педагог-психолог, при помощи современных психологических технологий, оказывает  помощь и поддержку всем участникам взаимодействия.

 

Литература:

  1. Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога // Школьный психолог – 2009.-№24. – с. 8-10.
  2. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). М.:”Ось-89″,2006.
  3. Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1,2,3,4 классах. М.: Генезис, 2002.
  4. Г. Резапкина « Психология и выбор профессии»

 

Comments are closed