Еремна Л.В., педагог-психолог.
Структура информационного письма.
Информационное письмо относится к одному из наиболее распространенных видов деловых писем. Его основная задача – передать конкретную информацию конкретному лицу:
- подчиненным;
- коллегам;
- партнерам;
- клиентам;
- потенциальным клиентам.
На практике принято соблюдать определенные требования к структуре и тексту документа. Он составляется только в официально-деловом стиле, отличается небольшим объемом (чаще всего 1 страница), отсутствием эмоционально окрашенных фраз и просторечных выражений. Обычно текст составляют по такому плану:
- В верхнем правом углу прописывают должность и ФИО лица, которому адресовано сообщение. Обычно это главный директор предприятия, который в дальнейшем должен ознакомить с текстом письма всех работников либо часть коллег.
- В левом верхнем углу указывают номер и дату, которая прописывается в журнале регистрации исходящей корреспонденции.
- Затем следует собственно текст – это и есть основное содержание документа. Обычно он начинается с фразы: «Настоящим уведомляем Вас о том, что…». Далее в одно или несколько предложений прописывают суть уведомления (нередко используют нумерованный список).
- При необходимости после текста прописывают приложения – список документов, которые прилагаются к сообщению.
- Далее автор-отправитель указывает свою должность, название компании, ставит печать и подпись, расшифровку подписи (фамилия, инициалы).
Письмо-запрос.
Как любой другой вид деловых писем, данный запрос не имеет унифицированной формы и составляться может в абсолютно произвольном виде. Однако при этом не стоит забывать о том, что письмо-запрос относится к официальной деловой корреспонденции, поэтому для его оформления требуется соблюдать некоторые нормы и правила в части корпоративной этики и делопроизводства.
- Первым делом в нем следует указать адресата, т.е. наименование компании-отправителя (с адресом и номером телефона для связи), а также название компании-получателя. Тут же при необходимости нужно вписать конкретного сотрудника (его должность и ФИО).
- Затем следует основная часть, которая касается самого запроса. Здесь в уважительной, корректной форме следует высказать суть просьбы и указать причину запроса («в связи с получением», «исходя из результатов», «для решения вопроса», на основании переговоров» и т.п.).
Если запрос касается сразу нескольких тем, то его следует разбить на пункты или разделы. При этом следует помнить, что негласные правила деловой переписки говорят о том, что ответ на подобного рода послания также должен быть разделен на пункты.
- Если запрос требует получения ответа в какой-то определенный период или к точной дате, это следует вежливо, но твердо обозначить в тексте послания.
- При необходимости в текст можно вставлять ссылки на законы, нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сути письма. Кроме того, к запросу могут быть приложены какие-либо дополнительные документы, обосновывающие его, при этом сведения о них необходимо также включить в основную часть послания.
- Письмо обязательно должно быть подписано с указанием должности и ФИО составителя, а также проштамповано (при условии, что организация использует штампы и печати для удостоверения документации).
Примерная схема психологического заключения по данным психолого-педагогического обследования.
1. Постановка задачи исследования (например: решение
вопроса о переводе ребенка в коррекционное учебно-воспита-тельное учреждение, определение причин и характера нарушений поведения и т.п.).
2. Описательная характеристика результатов исследования с учетом выбранного его направления. В этом разделе приводятся данные психологического анамнеза, наблюдений за внешним видом и деятельностью ребенка, а также результаты экспериментального исследования. Анализируются организационная и операционная стороны предметно-практической и интеллектуальной деятельности ребенка.
При анализе организационной стороны деятельности анализируется следующее:
- может ли ребенок ставить цель действия и удерживать ее;
- планирует ли он свою деятельность;
- контролирует ли он ее;
- правильно ли оценивает свою деятельность и ее результаты;
- способен ли ребенок осуществить перенос умений с
- ранее усвоенных на вновь осваиваемые способы решения задач;
- может ли обследуемый варьировать приемы решения познавательных задач, проявлять гибкость и самостоятельность при их решении;
- насколько ребенок способен проявить настойчивость и умственное напряжение при встречающихся трудностях и неудачах;
- какую (по характеру, объему) помощь и каким образом использует обследуемый ребенок.
При анализе исполнительной (операционной) стороны психической деятельности особое внимание уделяется состоянию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и абстрагирования.
Все формулируемые выводы иллюстрируются соответствующими примерами.
В заключениидолжны быть отражены следующие моменты:
- каковы содержание и структура нарушения развития: какие проявления (признаки) нарушения являются первичными, какие вторичные нарушения возникли вследствие первичного дефекта;
- какова взаимосвязь в развитии высших психических функций ребенка, в первую очередь ‒ мышления и речи;
- соответствует ли уровень интеллектуального и речевого развития ребенка возрастным нормам;
- каков уровень жизненного опыта (знаний, представлений и практических навыков) к моменту обследования;
- какова степень обучаемости ребенка;
- как проявляется воздействие интеллектуального и речевого развития ребенка на формирование его личности.
- Резюме наиболее важных данных. Формулирование практических рекомендаций для родителей ребенка и педагогов данного образовательного учреждения.
Методические рекомендации к составлению психологи-
ческого заключения
Психологическое заключение является логическим завершением анализа результатов психологического обследования ребенка. Психологическое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования.
Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере необходимой коррекционной помощи. После этого психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения.
Условно все психологическое заключение может быть подразделено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характеристику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе обследования. Во второй ‒ характеризует деятельность ребенка, в третьей ‒ описывает качественное своеобразие исследуемых психических функций и состояние моторики. При этом обязательно следует указывать способы выполнения проверочных тестовых заданий и качественную специфику познавательных процессов.
В заключительной части психолог должен определить психологический диагноз состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Психологический диагноз – это вывод о результатах проведенного исследования.
Психологический диагноз является отправной точкой для последующей коррекционно-развивающей работы с ребенком. В связи с этим психологический диагноз представляет собой иерархически организованную последовательность психологических составляющих (от ведущего нарушения ксвязанным с ним вторичным и сопутствующим нарушениям). Целостная картина психологического портрета ребенка должна завершаться указанием на сохранные функции – «сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные качества и личностные проявления.
В своей завершающей части психологическое заключение должно содержать рекомендации, которые содержат обоснование последовательности включения в работу с ребенком тех или иных специалистов по психокоррекционной работе (психоневролога, психолога, коррекционного педагога и т.д.).
Психологическое заключение пишется в свободной форме, тем не менее, при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из нескольких относительно самостоятельных частей.
В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта и взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, замечание, успех или неудачу; особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды необходимой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер речевых высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях и объяснить их.
Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения познавательной деятельности ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, от того, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.
В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушения познавательной деятельности. При этом отмечаются не только выявленные нарушения, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие прогноз его дальнейшего развития. Далее приводятся рекомендации к организации и содержанию психолого-педагогической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогической работы с ним. Эти рекомендации адресованы педагогам образовательного учреждения и родителям.
Текст заключения должен содержать указания на возраст обследуемого, дату обследования и оформления заключения, подпись психолога.
Ходатайство.
Ходатайство представляет собой прошение, напрвляемое в уполномоченный компетентный или вышестоящий орган, об оказании содействия в том или ином вопросе. Ходатайство выражают устно или письменно, причём устное заявление должно быть непременно зафиксировано в протоколе или ином аналогичном документе. Чаще всего ходатайствуют о совершении определённых действий в интересах заявителя или о принятии решения, логичного и справедливого с точки зрения ходатая. Обращение в официальные органы не может остаться без ответа (КоАП ст.24.4), так как любое представленное заявление приравнивается к озвучиванию позиции и должно быть рассмотрено и проверено (принято во внимание). В случае отклонения просьбы непременно указывают причины отказа – немотивированный отрицательный ответ исключается. Например, если ходатайство связано с несогласием с принятым решением и вступлением его в силу, но оснований для протеста и пересмотра материалов дела не обнаружено, то суд или иная официальная инстанция обязательно указывает на это в своём ответе и обосновывает позицию. По большей части с ходатайствами обращаются в суд или административные органы. В суде ходатайствовать может любой гражданин (и ЮЛ), причастный к процессу, и его законные представители. Обращаться в административные органы могут все без исключения члены общества (Конституция ст.33; УПК гл.15; КоАП ст.24.4; ГПК ст.35; АПК ст.41; ФЗ №59). Прошение может быть подано на любом этапе разбирательства (КоАП стт.29.1, 29.7, гл.30; УПК гл.15-16; ГПК ст.35): на подготовительном этапе до начала процесса; в любом этапе процесса; после вынесения решения (обжалование, опротестование). Как показывает практика, ходатайства, не представленные в письменной форме, не принимаются во внимание. Доказать факт озвучивания заявления часто не представляется возможным. Лишь изложенное на бумаге пожелание или требование, зарегистрированное в канцелярии (!), обяжет уполномоченное лицо отреагировать должным образом с соблюдением временных рамок. Когда оно требуется? Посредством ходатайства решают многие вопросы, которые невозможно урегулировать без авторитетного вмешательства и выдачи соответствующего распоряжения (предписания): обращение за содействием во все судебные и административные инстанции; все обращения в Конституционный Суд; получение сведений, информации, документов; в форме прошения представляется просьба об оказании помощи, адресованная руководителю организации или подразделения; инициирование поощрений, взысканий, помилования и пр.; возбуждение исполнительного производства (ФЗ №229 ОИП 2007/02/10 редакция 2016/28/12); признание факта банкротства через Арбитражный суд (ФЗ №127 2002/26/10 редакция 2016/03/07 ст.42); разрешение будничных вопросов частных лиц на муниципальном уровне (детские учреждения, банки, жкх, соцобеспечение, мед. услуги, миграция и гражданство).
Что написать в тексте документа? Стандартной формы ходатайства нет, оно составляется в соответствии с определённой ситуацией. Тем не менее следует придерживаться стандартных правил делового письма и общих рекомендаций по написанию ходатайства (ГПК ст.131 п.2; АПК ст.125 п.2): В правом верхнем углу указывается адресат. Вносятся данные составителя ходатайства. Излагаются обстоятельства по факту, описывается ситуация, требующая вмешательства. Перечисляются действия, которые могут помочь и положительно повлиять на исход событий. Излагается суть просьбы (ходатайства) чётко и без обиняков. Если имеется ссылка на законодательные и нормативные акты, то указать обязательно. Если требуются документы или сведения, то указывают место их нахождения и основания для предоставления. Указываются документы, прилагаемые к ходатайству (если есть). Число и подпись ходатая с расшифровкой.
Ходатайство в административные инстанции не столь строго и лаконично, как обращение в суды, но общие правила его составления и оформления остаются неизменными. В шапке желательно прописать предельно полную информацию о заявителе с указанием адреса и контактных данных. В случае ходатайства от имени ЮЛ указываются реквизиты организации-ходатая. Излагая обстоятельства, следует придерживаться делового стиля и не изобиловать деталями. Орфографические ошибки не допускаются, равно как «сорные слова». Собственно просьбу можно начать с шаблонного «в связи с вышеизложенным». Суть ходатайства должна быть указана по возможности кратко и конкретно. Таким образом будет соблюдено основное правило ходатайства: формулирование цели обращения и чёткая просьба о содействии. Если ходатайство подписывает группа лиц, то подписи с расшифровкой размещают столбцом.
Характеристика.
Характеристика на ученика оформляется в свободной форме. Тем не менее желательно придерживаться ее стандартной структуры. Это необходимо для того чтобы учителя могли сопоставить характеристики во времени, отследить произошедшие изменения в поведении и успеваемости школьника.
Что должен содержать данный документ:
В начале этого документа указываются личные данные ребенка: Ф.И.О., его класс, возраст. Здесь же можно записать сведения о его родителях и национальности.
Далее нужно заполнить информацию о состоянии здоровья и физическом развитии школьника.
В этом разделе классному руководителю необходимо описать атмосферу в семье ребенка, его взаимоотношения с родителями и степень их влияния на него.
Этот абзац характеристики посвящен интересам ребенка. В нем лучше всего рассказать, что любить он делать, чем увлекается, какие секции и кружки посещает, сведения о его хобби.
В этом разделе составитель характеристики должен описать развитие интеллекта ученика, имеющиеся способности к определенным наукам, а также предметы, которые школьнику труднее всего даются. Обязательно необходимо указать его успеваемость.
В этом подразделе учитель характеризует особенности темперамента и наличие волевых качеств у ребенка.
Важным для преподавателя является абзац, посвященный описанию взаимоотношений школьника с одноклассниками, другими школьниками, а также с другими учителями.
В последнем разделе нужно описать моральные качества ученика, рассказать о его самооценке.
Характеристика на школьника подписывается классным руководителем и обязательно проставляется дата ее составления.
Психолого-педагогическая характеристика, ее составление
Психолого педагогическая характеристика – это наиболее подробный документ с объективной оценкой, который составляется преподавателем или психологом на конкретного ученика. Он более стандартизирован, применяется внутри школы для построения учебного процесса учителем, а также в качестве источника информации для социального педагога, психолога, врача, руководства школы.
В нем желательно не использовать общие фразы, здесь оценка школьника происходит по заранее определенным показателям. Главная особенность этой характеристики – она содержит максимум информации для преподавателя, при ее составлении не требуется много времени, и она понятна любому учителю.
Лучше всего применять разновидность этой характеристики – графическую психолого-педагогическую карту. Она представляет собой шкалы, в начале и в конце которой стоят противоположные по значению характеристики школьника. Например, «Учится с интересом» и «Учебой не интересуется». Карта разбита на блоки. Например, «Учеба», «Поведение», «Общение в семье», «Общение в школе», «Общественная активность», «Личные качества». Этот документ позволяет по шкале оценить также степень развития качеств ребенка.
Особенность составления некоторых характеристик на учеников
Преподаватель может составлять характеристику на группу учащихся. В этом случае необходимо предварительно разбить школьников на группы по успеваемости, общению и т. д. И только после этого приступать к ее составлению.
Характеристика на ученика с плохим поведением должна помочь учителю найти подход к этому ребенку, а последнему влиться в учебный процесс. Поэтому этот документ должен непросто содержать данные о плохом поведении, но конкретизировать причины и в чем оно проявляется. Преподавателю нужно помнить, что главная цель такой характеристики – не наказание ученика, а оказание ему помощи.
Примерный план психологической характеристики ученика.
Раздел 1. Общие сведения о ребенке.
Анкетные данные.
– Фамилия, имя.
– Дата рождения.
– Школа, класс.
– Специализация школы.
Сведений о состоянии здоровья.
– Часто ли болеет (часто, средне, редко).
– Хронические заболевания (какие).
– Особенности функционирования нервной системы:
быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
стабилен в проявлении настроения;
преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
преобладает торможение.
Успеваемость.
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Внешкольные занятия (систематические).
– Занятия общественно полезным трудом (каким).
– Занятия в художественной самодеятельности (какой).
– Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.
– Занятия спортом (каким).
– Занятия организационной работой (какой).
Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.
Направленность интересов:
– На учебную деятельность;
– На трудовую деятельность;
– На художественно – эстетическую деятельность;
– На достижение в спорте, туризме;
– На отношения между людьми.
Отношения к делу:
Общественная активность.
– Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
– Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.
– Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
– Редко принимает участие в общественных делах.
– Отказывает участвовать в общественных делах.
Трудолюбие.
– Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.
– Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.
– Редко охотно берется за работу.
– Чаще всего старается уклониться от любой работы.
– Всегда уклоняется от выполнения любого дела.
Ответственность.
– Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
– В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
– Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
– Очень редко выполняет порученное ему дело.
– Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
Инициативность.
– Выступает зачинателем многих дел, не
стремясь получать за это никого признания.
– Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
– Редко сам начинает новое дело.
– Почти никогда сам не начинает новое дело.
– Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
Организованность.
– Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.
– В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
– Умеет правильно распределить и в срок
выполняет свою работу, только если за каждый её этап
надо отчитываться.
– Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.
Любознательность.
– Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
– В большинстве случаев заинтересован в
получении новых знаний из разных областей науки и
культуры.
– Редко стремиться узнать что-то новое; как
правило, интересуется одной ограниченной областью
знаний.
– Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.
– Равнодушен к всякого рода новым знаниям.
Аккуратность.
– Всегда содержит свои вещи в идеальном
порядке. Всегда идет опрятно, подтянут – и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается
привести его в порядок.
– Содержит в надлежащем порядке собственные
и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты,
инвентарь т. п.) скорее по
обязанности.
– Не проявляет большого стремления к
поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в
школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к
тем, кто портит общественное имущество.
– Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет
общественное имущество, даже портит его.
– Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
Отношение к людям:
Коллективизм.
– Всегда проявляет заботу по отношению к
знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.
– Склонен проявлять заботу о незнакомых
людях, если это не мешает его личным планам и
делам.
– Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
– Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
– Считает излишним проявлять заботу о
незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не
лезь не в сое дело».
Честность. Правдивость.
– Всегда правдив по отношению к своим
родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно.
– Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.
– Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
– Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.
– Склонен всегда, говорить не правду.
Справедливость.
– Активно борется с тем, что считает несправедливым.
– Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
– Редко выступает против того, что считает несправедливым.
– Не добивается справедливости.
– Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
Бескорыстие.
– В своих поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде.
– Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.
– Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.
– В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
– В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
Общительность.
– Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
– Как правило, с удовольствием общается с людьми.
– Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.
– Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
– Замкнут, необщителен.
Чувство товарищества.
– Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
– Как правило, помогает товарищам.
– Помогает товарищам, когда его просят.
– Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
– Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
Отзывчивость.
– Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
– Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
– Поглощен собственными чувствами настолько,
что это мешает ему разделить чувства
других людей.
– Почти не умеет сочувствовать другим.
– Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.
Вежливость, тактичность.
– Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
– Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
– Часто бывает, невежлив и нетактичен.
– Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
– Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе:
Скромность.
– Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.
– Иногда по просьбе товарищей рассказывает о
своих действительных достижениях,
достоинствах.
– Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.
– Часто хвастается еще не сделанным или тем
в чем он принимает очень малое участие, к
чему имеет мало отношения.
– Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
Уверенность в себе
– Никогда не советуется с другими, не ищет
помощи даже тогда, когда это следовало бы
сделать.
– Все задания, поручения выполняет без
помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости.
– Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
– Часто при выполнении заданий, поручений
просит помощи, поддержки других, даже если
сам может справиться.
– Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.
Самокритичность.
– Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
– В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
– Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
– К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно, не старается исправить недостатки.
– Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
Умение рассчитывать свои силы.
– Всегда трезво оценивает собственные силы,
выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные.
– Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.
– Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
– В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.
– Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.
Стремление к успеху, первенству.
– Всегда и во всем стремится быть первым (в
учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается.
– Стремится быть в числе первых во многих
областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой-либо одной области.
– Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
– Очень редко стремиться к успеху в
какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка».
– Никогда не стремится в чем-либо быть
первым, получает удовлетворение от самой
деятельности.
Самоконтроль.
– Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
– Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
– Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
– Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
– Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».
Волевые качества личности
Смелость.
– Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
– В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
– Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
– В большинстве случаев отступает перед силой.
– Всегда отступает перед силой, трусит.
Решительность.
– Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
– В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
– Иногда колеблется перед ответственным решением.
– Редко решается принять какое – либо ответственное решение.
– Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
Настойчивость.
– Всегда добивается выполнения намеченного,
даже если требуются длительные усилия, не
отступает перед трудностями.
– Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.
– Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
– Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
– Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
Самообладание.
– Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
– Как правило, умеет справиться со своими
эмоциями. Случаи противоположного характера
единичны.
– Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
– Часто не может подавить нежелательные эмоции.
– Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
Положение ребенка в детском коллективе.
Авторитет в классе.
– Пользуется безусловным авторитетом
практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
– Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
– Пользуется авторитетом только у части
одноклассников (у какой – то группировки, только
среди мальчиков или среди девочек и т.д.)
– Пользуется авторитетом у остальных учащихся.
– В классе авторитетом не пользуется,
Симпатия.
– Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
– В классе ребята относятся к нему с симпатией.
– Пользуется симпатией только у части одноклассников.
– Пользуется симпатией у отдельных ребят.
– В классе его не любят.
Авторитет во внешкольных объединениях.
– Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).
– Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)
– Пользуется авторитетом у отдельных членов
внешкольных объединений (в спортивно школе,
клубе)
– Является членом какого-либо внешкольного
объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб).
– Не является членом никакого внешкольного объединения.
Особенности психических процессов и эмоций.
Внимание.
– Всегда легко и быстро сосредотачивает свое
внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не
делает.
– Достаточно внимательно слушает объяснение
учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности.
– Не всегда внимательно слушает объяснения
учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
– Слушает достаточно внимательно только в
том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не
всегда исправляет их.
– Как правило, медленно и с трудом
сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений
учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.
Память.
– При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
– При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
– Материал, требующий механического
заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и
смысле заучиваемого
материала.
– При заучивании долго разбирается в
материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно.
– Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
Мышление.
– Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
– Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
– Удовлетворительно понимает материал после
объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.
– В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
– Понимает материалы только после
дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
Эмоциональная реактивность.
-Всегда эмоционально живо реагирует на любые
жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм.
– Обычно эмоционально живо реагирует на
жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко.
– Редко проявляет живую эмоциональную
реакцию на события.
– Живая эмоциональная реакция практически
отсутствует.
Общий эмоциональный тонус.
– Постоянно оживлен, очень активен во всех
сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела.
– Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
– Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
– В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
– Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.
Эмоциональная уравновешенность.
– Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
– Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
– Эмоционально уравновешен.
– Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
– Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.