Методические рекомендации по оформлению документации.

Еремна Л.В., педагог-психолог.

Структура информационного письма.

Информационное письмо относится к одному из наиболее распространенных видов деловых писем. Его основная задача – передать конкретную информацию конкретному лицу:

  • подчиненным;
  • коллегам;
  • партнерам;
  • клиентам;
  • потенциальным клиентам.

На практике принято соблюдать определенные требования к структуре и тексту документа. Он составляется только в официально-деловом стиле, отличается небольшим объемом (чаще всего 1 страница), отсутствием эмоционально окрашенных фраз и просторечных выражений. Обычно текст составляют по такому плану:

  1. В верхнем правом углу прописывают должность и ФИО лица, которому адресовано сообщение. Обычно это главный директор предприятия, который в дальнейшем должен ознакомить с текстом письма всех работников либо часть коллег.
  2. В левом верхнем углу указывают номер и дату, которая прописывается в журнале регистрации исходящей корреспонденции.
  3. Затем следует собственно текст – это и есть основное содержание документа. Обычно он начинается с фразы: «Настоящим уведомляем Вас о том, что…». Далее в одно или несколько предложений прописывают суть уведомления (нередко используют нумерованный список).
  4. При необходимости после текста прописывают приложения – список документов, которые прилагаются к сообщению.
  5. Далее автор-отправитель указывает свою должность, название компании, ставит печать и подпись, расшифровку подписи (фамилия, инициалы).

Письмо-запрос.

Как любой другой вид деловых писем, данный запрос не имеет унифицированной формы и составляться может в абсолютно произвольном виде. Однако при этом не стоит забывать о том, что письмо-запрос относится к официальной деловой корреспонденции, поэтому для его оформления требуется соблюдать некоторые нормы и правила в части корпоративной этики и делопроизводства.

  1. Первым делом в нем следует указать адресата, т.е. наименование компании-отправителя (с адресом и номером телефона для связи), а также название компании-получателя. Тут же при необходимости нужно вписать конкретного сотрудника (его должность и ФИО).
  2. Затем следует основная часть, которая касается самого запроса. Здесь в уважительной, корректной форме следует высказать суть просьбы и указать причину запроса («в связи с получением», «исходя из результатов», «для решения вопроса», на основании переговоров» и т.п.).

Если запрос касается сразу нескольких тем, то его следует разбить на пункты или разделы. При этом следует помнить, что негласные правила деловой переписки говорят о том, что ответ на подобного рода послания также должен быть разделен на пункты.

  • Если запрос требует получения ответа в какой-то определенный период или к точной дате, это следует вежливо, но твердо обозначить в тексте послания.
  • При необходимости в текст можно вставлять ссылки на законы, нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сути письма. Кроме того, к запросу могут быть приложены какие-либо дополнительные документы, обосновывающие его, при этом сведения о них необходимо также включить в основную часть послания.
  • Письмо обязательно должно быть подписано с указанием должности и ФИО составителя, а также проштамповано (при условии, что организация использует штампы и печати для удостоверения документации).

Примерная схема психологического заключения по данным психолого-педагогического обследования.

1. Постановка задачи исследования (например: решение

вопроса о переводе ребенка в коррекционное учебно-воспита-тельное учреждение, определение причин и характера нарушений поведения и т.п.).

2. Описательная характеристика результатов исследования с учетом выбранного его направления. В этом разделе приводятся данные психологического анамнеза, наблюдений за внешним видом и деятельностью ребенка, а также результаты экспериментального исследования. Анализируются организационная и операционная стороны предметно-практической и интеллектуальной деятельности ребенка.

При анализе организационной стороны деятельности анализируется следующее:

  • может ли ребенок ставить цель действия и удерживать ее;
  • планирует ли он свою деятельность;
  • контролирует ли он ее;
  • правильно ли оценивает свою деятельность и ее результаты;
  • способен ли ребенок осуществить перенос умений с
  • ранее усвоенных на вновь осваиваемые способы решения задач;
  • может ли обследуемый варьировать приемы решения познавательных задач, проявлять гибкость и самостоятельность при их решении;
  • насколько ребенок способен проявить настойчивость и умственное напряжение при встречающихся трудностях и неудачах;
  • какую (по характеру, объему) помощь и каким образом использует обследуемый ребенок.

При анализе исполнительной (операционной) стороны психической деятельности особое внимание уделяется состоянию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и абстрагирования.

Все формулируемые выводы иллюстрируются соответствующими примерами.

В заключениидолжны быть отражены следующие моменты:

  • каковы содержание и структура нарушения развития: какие проявления (признаки) нарушения являются первичными, какие вторичные нарушения возникли вследствие первичного дефекта;
  • какова взаимосвязь в развитии высших психических функций ребенка, в первую очередь ‒ мышления и речи;
  • соответствует ли уровень интеллектуального и речевого развития ребенка возрастным нормам;
  • каков уровень жизненного опыта (знаний, представлений и практических навыков) к моменту обследования;
  • какова степень обучаемости ребенка;
  • как проявляется воздействие интеллектуального и речевого развития ребенка на формирование его личности.
  • Резюме наиболее важных данных. Формулирование практических рекомендаций для родителей ребенка и педагогов данного образовательного учреждения.

Методические рекомендации к составлению психологи-

ческого заключения

Психологическое заключение является логическим завершением ана­лиза результатов психологического обследования ребенка. Психологическое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе об­следования.

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психо­лог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере необходимой коррекционной помощи. После этого психолог оформляет полу­ченные результаты в виде письменного заключения.

Условно все психологическое заключение может быть подразделено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характерис­тику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе об­следования. Во второй ‒ характеризует деятельность ребенка, в тре­тьей ‒ описывает качественное своеобразие исследуемых психических функций и состояние моторики. При этом обязательно следует указывать способы выполнения проверочных тестовых заданий и качественную специфи­ку познавательных процессов.

В заключительной части психолог должен определить психологичес­кий диагноз состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Психологический диагноз – это вывод о результа­тах проведенного исследования.

Психологический диагноз является отправной точкой для последующей коррекционно-развивающей работы с ребен­ком. В связи с этим психологический диагноз представляет собой иерархически организованную последова­тельность психологических составляющих (от ведущего нарушения ксвязанным с ним вторичным и сопутствующим нарушениям). Целостная картина психологического портрета ребенка должна завершаться указанием на сохранные функции – «сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные качества и личностные проявления.

В своей завершающей части психологическое заключение должно содержать рекомендации, которые содержат обоснование последовательности включения в работу с ребенком тех или иных специалистов по психокоррекционной работе (психоневролога, психолога, коррекционного педагога и т.д.).

Психологическое заключение пишется в свободной форме, тем не менее, при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из нескольких относительно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особеннос­ти контакта и взаимодействия с психологом, способы выполне­ния заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, замечание, успех или неудачу; особое внимание обращается на способность ребенка про­дуктивно использовать помощь, виды необходимой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения дей­ствий, характер речевых высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях и объяснить их.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагности­ческого изучения познавательной деятельности ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, от того, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушения познавательной деятельности. При этом отмечаются не только выявленные нарушения, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие прогноз его дальнейшего развития. Далее приводятся рекомендации к организации и содержанию психолого-педагогической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогической работы с ним. Эти рекомендации адресованы педагогам образовательного учреждения и родителям.

Текст заключения должен содержать указания на возраст обследуемого, дату обследования и оформления заключения, подпись психолога.

Ходатайство.

 Ходатайство представляет собой прошение, напрвляемое в уполномоченный компетентный или вышестоящий орган, об оказании содействия в том или ином вопросе. Ходатайство выражают устно или письменно, причём устное заявление должно быть непременно зафиксировано в протоколе или ином аналогичном документе. Чаще всего ходатайствуют о совершении определённых действий в интересах заявителя или о принятии решения, логичного и справедливого с точки зрения ходатая. Обращение в официальные органы не может остаться без ответа (КоАП ст.24.4), так как любое представленное заявление приравнивается к озвучиванию позиции и должно быть рассмотрено и проверено (принято во внимание). В случае отклонения просьбы непременно указывают причины отказа – немотивированный отрицательный ответ исключается. Например, если ходатайство связано с несогласием с принятым решением и вступлением его в силу, но оснований для протеста и пересмотра материалов дела не обнаружено, то суд или иная официальная инстанция обязательно указывает на это в своём ответе и обосновывает позицию. По большей части с ходатайствами обращаются в суд или административные органы. В суде ходатайствовать может любой гражданин (и ЮЛ), причастный к процессу, и его законные представители. Обращаться в административные органы могут все без исключения члены общества (Конституция ст.33; УПК гл.15; КоАП ст.24.4; ГПК ст.35; АПК ст.41; ФЗ №59). Прошение может быть подано на любом этапе разбирательства (КоАП стт.29.1, 29.7, гл.30; УПК гл.15-16; ГПК ст.35): на подготовительном этапе до начала процесса; в любом этапе процесса; после вынесения решения (обжалование, опротестование). Как показывает практика, ходатайства, не представленные в письменной форме, не принимаются во внимание. Доказать факт озвучивания заявления часто не представляется возможным. Лишь изложенное на бумаге пожелание или требование, зарегистрированное в канцелярии (!), обяжет уполномоченное лицо отреагировать должным образом с соблюдением временных рамок. Когда оно требуется? Посредством ходатайства решают многие вопросы, которые невозможно урегулировать без авторитетного вмешательства и выдачи соответствующего распоряжения (предписания): обращение за содействием во все судебные и административные инстанции; все обращения в Конституционный Суд; получение сведений, информации, документов; в форме прошения представляется просьба об оказании помощи, адресованная руководителю организации или подразделения; инициирование поощрений, взысканий, помилования и пр.; возбуждение исполнительного производства (ФЗ №229 ОИП 2007/02/10 редакция 2016/28/12); признание факта банкротства через Арбитражный суд (ФЗ №127 2002/26/10 редакция 2016/03/07 ст.42); разрешение будничных вопросов частных лиц на муниципальном уровне (детские учреждения, банки, жкх, соцобеспечение, мед. услуги, миграция и гражданство). 
Что написать в тексте документа? Стандартной формы ходатайства нет, оно составляется в соответствии с определённой ситуацией. Тем не менее следует придерживаться стандартных правил делового письма и общих рекомендаций по написанию ходатайства (ГПК ст.131 п.2; АПК ст.125 п.2): В правом верхнем углу указывается адресат. Вносятся данные составителя ходатайства. Излагаются обстоятельства по факту, описывается ситуация, требующая вмешательства. Перечисляются действия, которые могут помочь и положительно повлиять на исход событий. Излагается суть просьбы (ходатайства) чётко и без обиняков. Если имеется ссылка на законодательные и нормативные акты, то указать обязательно. Если требуются документы или сведения, то указывают место их нахождения и основания для предоставления. Указываются документы, прилагаемые к ходатайству (если есть). Число и подпись ходатая с расшифровкой.
Ходатайство в административные инстанции не столь строго и лаконично, как обращение в суды, но общие правила его составления и оформления остаются неизменными. В шапке желательно прописать предельно полную информацию о заявителе с указанием адреса и контактных данных. В случае ходатайства от имени ЮЛ указываются реквизиты организации-ходатая. Излагая обстоятельства, следует придерживаться делового стиля и не изобиловать деталями. Орфографические ошибки не допускаются, равно как «сорные слова». Собственно просьбу можно начать с шаблонного «в связи с вышеизложенным». Суть ходатайства должна быть указана по возможности кратко и конкретно. Таким образом будет соблюдено основное правило ходатайства: формулирование цели обращения и чёткая просьба о содействии. Если ходатайство подписывает группа лиц, то подписи с расшифровкой размещают столбцом.

Характеристика.

Характеристика на ученика оформляется в свободной форме. Тем не менее желательно придерживаться ее стандартной структуры. Это необходимо для того чтобы учителя могли сопоставить характеристики во времени, отследить произошедшие изменения в поведении и успеваемости школьника.

Что должен содержать данный документ:

В начале этого документа указываются личные данные ребенка: Ф.И.О., его класс, возраст. Здесь же можно записать сведения о его родителях и национальности.

Далее нужно заполнить информацию о состоянии здоровья и физическом развитии школьника.

В этом разделе классному руководителю необходимо описать атмосферу в семье ребенка, его взаимоотношения с родителями и степень их влияния на него.

Этот абзац характеристики посвящен интересам ребенка. В нем лучше всего рассказать, что любить он делать, чем увлекается, какие секции и кружки посещает, сведения о его хобби.

В этом разделе составитель характеристики должен описать развитие интеллекта ученика, имеющиеся способности к определенным наукам, а также предметы, которые школьнику труднее всего даются. Обязательно необходимо указать его успеваемость.

В этом подразделе учитель характеризует особенности темперамента и наличие волевых качеств у ребенка.

Важным для преподавателя является абзац, посвященный описанию взаимоотношений школьника с одноклассниками, другими школьниками, а также с другими учителями.

В последнем разделе нужно описать моральные качества ученика, рассказать о его самооценке.

Характеристика на школьника подписывается классным руководителем и обязательно проставляется дата ее составления.

Психолого-педагогическая характеристика, ее составление

Психолого педагогическая характеристика – это наиболее подробный документ с объективной оценкой, который составляется преподавателем или психологом на конкретного ученика. Он более стандартизирован, применяется внутри школы для построения учебного процесса учителем, а также в качестве источника информации для социального педагога, психолога, врача, руководства школы.

В нем желательно не использовать общие фразы, здесь оценка школьника происходит по заранее определенным показателям. Главная особенность этой характеристики – она содержит максимум информации для преподавателя, при ее составлении не требуется много времени, и она понятна любому учителю.

Лучше всего применять разновидность этой характеристики – графическую психолого-педагогическую карту. Она представляет собой шкалы, в начале и в конце которой стоят противоположные по значению характеристики школьника. Например, «Учится с интересом» и «Учебой не интересуется». Карта разбита на блоки. Например, «Учеба», «Поведение», «Общение в семье», «Общение в школе», «Общественная активность», «Личные качества». Этот документ позволяет по шкале оценить также степень развития качеств ребенка.

Особенность составления некоторых характеристик на учеников

Преподаватель может составлять характеристику на группу учащихся. В этом случае необходимо предварительно разбить школьников на группы по успеваемости, общению и т. д. И только после этого приступать к ее составлению.

Характеристика на ученика с плохим поведением должна помочь учителю найти подход к этому ребенку, а последнему влиться в учебный процесс. Поэтому этот документ должен непросто содержать данные о плохом поведении, но конкретизировать причины и в чем оно проявляется. Преподавателю нужно помнить, что главная цель такой характеристики – не наказание ученика, а оказание ему помощи.

Примерный план психологической характеристики ученика.

Раздел 1. Общие сведения о ребенке.

Анкетные данные.

– Фамилия, имя.

– Дата рождения.        

– Школа, класс.        

– Специализация школы.

Сведений о  состоянии здоровья.

– Часто ли болеет (часто, средне, редко).        

– Хронические заболевания (какие).        

– Особенности функционирования нервной системы:

быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;

стабилен в проявлении настроения;

преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;

преобладает торможение.

Успеваемость.

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Внешкольные занятия (систематические).

– Занятия общественно полезным трудом (каким).

– Занятия  в художественной самодеятельности (какой).        

– Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.         

– Занятия спортом (каким).        

– Занятия организационной работой (какой).        

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.

Направленность интересов:  

– На учебную деятельность;        

– На трудовую деятельность;        

– На художественно – эстетическую деятельность;  

– На достижение в спорте, туризме;

– На отношения между людьми.        

Отношения к делу:

Общественная активность.

– Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

– Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.

– Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

– Редко принимает участие в общественных делах.

– Отказывает участвовать в общественных делах.

Трудолюбие.

– Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

– Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

– Редко охотно берется за работу.

– Чаще всего старается уклониться от любой работы.

– Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

Ответственность.

– Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

– В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

– Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

– Очень редко выполняет порученное ему дело.

– Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

Инициативность.

– Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
– Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

– Редко сам начинает новое дело.

– Почти никогда сам не начинает новое дело.

– Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.    

Организованность.

– Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.

– В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

– Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап
надо отчитываться.

– Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Любознательность.

– Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

– В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и
культуры.

– Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью
знаний.

– Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.

– Равнодушен к всякого рода новым знаниям.

Аккуратность.

– Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут – и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

– Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по
обязанности.

– Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в 
школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.  

– Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет

общественное имущество, даже портит его.

– Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям:

Коллективизм.

– Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.

– Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и
делам.

– Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

– Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

– Считает излишним   проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не
лезь не в сое дело».

Честность. Правдивость.

– Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно.

– Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.

– Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

– Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.

– Склонен всегда, говорить не правду.

Справедливость.

– Активно борется с тем, что считает несправедливым.

– Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

– Редко выступает против того, что считает несправедливым.

– Не добивается справедливости.

– Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

Бескорыстие.

– В своих  поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не  собственной выгоде.

– Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.

– Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.

– В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

– В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

Общительность.

– Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

– Как правило, с удовольствием общается с людьми.

– Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.

– Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

– Замкнут, необщителен.

Чувство товарищества.

– Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

– Как правило, помогает товарищам.

– Помогает товарищам, когда его просят.

– Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.

– Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

Отзывчивость.

– Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

– Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.

– Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства
других людей.

– Почти не умеет сочувствовать другим.

– Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

Вежливость, тактичность.

– Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

– Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

– Часто бывает,  невежлив и нетактичен.

– Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.

– Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре   оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе:

Скромность.

– Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.

– Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,
достоинствах.

– Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.

– Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает  очень малое участие, к
чему имеет мало отношения.

– Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

Уверенность в себе

– Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы
сделать.

– Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости.

– Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

– Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже  если
сам может справиться.

– Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

Самокритичность.

– Всегда со вниманием   выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

– В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

– Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

– К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно,  не старается исправить недостатки.

– Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

Умение рассчитывать свои силы.

– Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные.

– Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.

– Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

– В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.

– Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

Стремление к успеху, первенству.

– Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается.

– Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой-либо одной области.

– Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

– Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка».

– Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой
деятельности.

Самоконтроль.

– Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

– Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

– Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

– Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

– Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

Смелость.

– Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

– В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

– Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

– В большинстве случаев отступает перед силой.

– Всегда отступает перед силой, трусит.        

Решительность.

– Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

– В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

– Иногда колеблется перед ответственным решением.

– Редко решается принять какое – либо ответственное решение.

– Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

Настойчивость.

– Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не
отступает перед трудностями.

– Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

– Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

– Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

– Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

Самообладание.

– Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

– Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера
единичны.

– Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

– Часто не может подавить нежелательные эмоции.

– Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в детском коллективе.

Авторитет в классе.

– Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

– Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

– Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой – то группировки, только
среди мальчиков или среди девочек и т.д.)

– Пользуется авторитетом у остальных учащихся.        

– В классе авторитетом не пользуется,

Симпатия.

– Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.  

– В классе ребята относятся к нему с симпатией.

– Пользуется симпатией только у части одноклассников.

– Пользуется симпатией у отдельных ребят.

– В классе его не любят.

Авторитет во внешкольных объединениях.

– Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).

– Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)

– Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе,
клубе)

– Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб).

– Не является членом никакого внешкольного объединения.

Особенности психических процессов и эмоций.

Внимание.

– Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

– Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности.

– Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

– Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

– Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.

Память.

– При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

– При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

– Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого
материала.

– При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно.

– Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Мышление.

– Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

– Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.  

– Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.

– В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

– Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Эмоциональная реактивность.

-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм.

– Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко.

– Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
–  Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.        

Общий эмоциональный тонус.

– Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела.

– Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

– Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

– В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

– Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.

Эмоциональная уравновешенность.

– Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

– Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

– Эмоционально уравновешен.

– Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

– Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.

Comments are closed.