Психологическая безопасность.

Соколова Т.В.

Психологическая безопасность  для ребенка заключается в отсутствии опасных условий психического развития ребенка, когда правильно и корректно исключаются  внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка.

Внешние источники психологической угрозы для ребенка.

  • Недостаточное внимание к воспитанию ребенка, развитию общественно-полезных навыков.
  • Манипулирование ребенком со стороны взрослых.
  • Агрессивное поведение взрослых/родителей/учителей по отношению к ребенку.
  • Враждебная агрессивная среда дома, в школе, на улице.
  • Осознание ребенком своей не успешности, ущербности в сравнении со сверстниками.
  • Прямая зависимость от взрослых/родителей, что порождает комплекс неполноценности.
  • Необоснованные запреты.
  • Нарушение личностных границ ребенка.
  • Нагрузки, не соответствующие возможностям ребенка.
  • Отсутствия понятных правил взаимоотношений в семье/школе или не соблюдение взрослыми этих правил.
  • Авторитарный стиль воспитания.

К внутренним источникам психологической опасности,  можно отнести следующее:

  • Негативные привычки, которые сформировались у ребенка.
  • Низкая самооценка.
  • Страх, неуверенность в своих силах, беспомощность.
  • Недоверие этому миру (нарушение привязанности к родителям). Ребенок не чувствует себя защищенным.
  • Невнимательность и неконтролируемость своих действий.
  • Отсутствие ответственности за свои поступки.
  • Болезненные эмоции и чувства. Неумение с ними правильно справляться.

Симптомы нарушения психологической безопасности ребенка.

Проблемы со сном, питанием, личной гигиеной и самообслуживанием.

Быстрая утомляемость

Частые и беспричинные слезы. Беспокойство без видимых причин.

Не умение организовать свое время для учебы и отдыха: «Мне скучно, мне нечем заняться!»

Уединение предпочтительнее общению со сверстниками.

Энурез. Энкопорез. Нервные тики.

Как помочь ребенку?

Проанализировать свое собственное родительское отношение к ребенку. Обоснованны ли претензии, неудовольствия.

Обратиться к специалистам, если необходима помощь, а не обвинять себя и всех.

Разговаривать, но, не читая нотации и ругая ребенка, а рассказывая о личном примере или литературном примере , который помог справиться с данной ситуацией/проблемой.

Важно понимать, что ребенок специально не хочет быть плохим, злым, агрессивным и непослушным.

Понимать и принимать любую эмоцию ребенка, говоря ему об этом: «Мне кажется, что ты сейчас злишься; негодуешь; обижаешься; грустишь; тоскуешь; горюешь, боишься и т.д. Да, так бывает! У меня так же было, я понимаю тебя! Что я сейчас могу для тебя сделать?»

Научиться самим и научить ребенка правильно и безопасно отпускать болезненную эмоцию из себя!

Защищать своего ребенка всегда. Давать ему поддержку! Дома, в спокойной обстановке вы сможете разобраться в причинах и вместе исправить последствия! Сделать выводы и сформировать иной полезный опыт.

Родителям надо быть с ребенком и в радости и в беде. Не справляться/делать «за ребенка», а вместе с ребенком.

Признаками неблагополучного эмоционального состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности выступают:

  • беспокойный сон, долгое засыпание;
  •  повышенная утомляемость;
  •  чрезмерная обидчивость, плаксивость или, на­оборот, повышенная агрессивность, упрямство;
  •  рассеянность, невнимательность;
  •  отсутствие уверенности в себе, ребенок постоянно ищет одобрения у взрослых;
  • нарушения аппетита;
  • боязнь социальных контактов, нежелание участвовать в играх с другими детьми;
  • навязчивые движения и тики (подергивание плеч, моргание и др.);
  • повышенная тревожность и другие явления.

Перечисленные симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напря­жения, но только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Необходимо заметить, что не все признаки могут быть ярко выражены. Но следует обратить внимание на ребенка даже в том случае, если проявились только некоторые из них.

Игнорирование подобных проявлений может привести к стой­ким нарушениям и в здоровье и в личностном развитии ребенка.

В свою очередь, верными показателями того, что психологическая безопасность ребенка в достаточной мере обеспечена, служат хорошее настро­ение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности, высокая познавательная активность.

Основные источники угроз психологической безопаснос­ти личности можно разделить на две группы: вне­шние и внутренние. К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка как в семье, так и в детских садах и школах, относятся:

1. Негативные индивидуально-личностные особенности взрослых (родителей, воспитателей, учителей), которые ежедневно вступа­ют во взаимодействие с детьми. Это прежде всего такие характеристики, как жестокость, агрессивность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, интолерантность и т.п.

2. Неблагоприятные межличностные отношения детей в семье или группе сверстников. В ситуации, когда детское сообщество отвергает ребенка, а взрослые долгое время этого не замечают или не считают нужным ребенку помочь, у отвергаемых детей появляет­ся чувство дезориентации в микросоциуме, снижается самооценка, повышается тревожность, в целом нарушается социальное развитие.

3. Враждебность, сниженный развивающий потенциал окружающей ребенка среды: ограничен доступ к игрушкам и другим развивающим и обучающим средствам, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движе­нии, действуют необоснованные запреты и т.д.

4. Физические, интеллектуальные, психоэмоциональные перегрузки ребенка из-за нерационально построенного графика жизне­деятельности детей, отсутствия учета взрослыми их потребностей и возможностей.

5. Неправильная организация общения в системе «взрослый-ребенок»: преобладание ав­торитарного стиля, отсутствие заинтересованности и уважения к ребенку со стороны взрослых, несформированность у родителей и педагогов коммуникативной культуры.

6. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в семье, образовательном учреждении, детском обществе.

Внутренними источниками угроз психологичес­кой безопасности ребенка являются:

1. Негативные поведенческие привычки, которые сформировались у ребенка в результате неправильного вос­питания в семье. В резуль­тате такой ребенок не принимается и детьми и взрослыми, что только усиливает его психологическое неблагополучие.

2. Переживание ребенком своей неуспешности по сравнению с другими детьми. Это приводит к формированию комплекса непол­ноценности, снижается самооценка ребенка, он перестает верить в себя, стремиться к чему-то.

3. Отсутствие автономности. Если ребенок полностью зависим от взрослого, то у него формируется чувство беспомощности, не возникает желания действовать самостоятельно. В этом случае ребенок не развивается как индивидуальность, повышается вероятность его подверженности неблагоприятным влияниям, формируется конформность.

4. Негативные индивидуально-личностные особенности ребенка, напри­мер сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязли­вость, застенчивость или, наоборот, привычка постоянно быть в центре внимания, эгоцентризм, навязчивость.

5. Патологии физического развития, например, двигательные или сенсорные нарушения. Они значительно затрудняют адаптацию ребенка в нашем интолерантном мире.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема психологической безопасности ребенка становится все более актуальной, так как постоянно увеличивается количество угроз, имеющих экзогенную и эндогенную природу. Как же противостоять этим угрозам?

В психологии и педагогике разработано достаточно средств и методов, нацеленных на обеспечение психологической безопасности детей как в семье, так и в образовательных организациях [8]. К ним относятся:

1. Разумное дозирование психических, эмоциональных и физических нагрузок. Чем младше ребенок, тем больше у него должно быть свободного времени для игры, общения со сверстниками и родителями, самостоятельной творческой деятельности.

2. Наблюдение за самочувствием и настроением ребенка, выявление причин неблагополучия, организация своевременной помощи.

3. Грамотная с точки зрения психологического и физического состояния детей организация режимных моментов (полноценный сон, достаточное время для прогулок, ограничение времени для просмотра телевизора или компьютерных игр).

4. Предоставление ребенку максимально возможной в его возрасте самостоятельности и свободы.

5. Профилактика нарушений психоэмоционального состояния детей с использованием водных процедур, массажа, психотерапевтических игр, простейших способов релаксации и т.п.

6. Создание предметно-развивающей среды дома и в образовательных учреждениях.

Кроме того, для обеспечения психологического комфорта ребенку взрослые могут использовать и такие методы воспитания и развития, как арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, анималотерапия.

Comments are closed.