Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группой и личностью

Педагог-психолог Центр «Семья» Милакина Н.Н.

Тема: “Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группой и личностью».

Цели:
  1. Предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков;
  2. Воспитывать нравственные личностные качества: доброту, желание помогать, сочувствие;
  3. Способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
  4. Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию;
  5. Формировать умения оценивать ситуацию и поведение окружающих;
  6. Познакомиться со способами предупреждения конфликтов.

Форма проведения: тренинг
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (презентация, видеоролик)

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
  1. Вступление;
  2. Ситуации в России и мире;
  3. Просмотр видеоролика;
  4. Обсуждение видеоролика;
  5. Беседа;
  6. Работа в группах;v
  7. Последствия конфликтов;
  8. Из уголовного кодекса;
  9. Рекомендации для профилактики конфликтов (Техники, упражнения);
  10. Заключение;
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ

Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью.
Сегодня мы поговорим об агрессии и жестокости подростков, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения подростков друг к другу, а точнее о конфликтах между группой и личностью. Я прошу всех высказывать свою точку зрения, вступать в дискуссию, доказывать свое мнение.
Что же такое агрессия?
Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

СИТУАЦИИ В РОССИИ И МИРЕ

Подростковая жестокость захлестывает мир. Вот только некоторые факты, подтверждающие это: (читают ученики)
В России феврале 2014 года в московской школе №263 (Отрадное). Ученик 10 класса этой школы Сергей Гордеев, взяв карабин и винтовку своего отца, проник в здание школы, где убил учителя географии захватив в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия сотрудникам МВД России, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного. Произошедшее стало первым случаем школьной стрельбы в России. 3 марта 2015 года Бутырский районный суд Москвы признал Гордеева совершившим убийства и покушение на убийство в состоянии невменяемости и направил его на принудительное психиатрическое лечение. Решение было оспорено защитой потерпевших, 10 августа 2015 года Московский городской суд признал его незаконным однако 13 ноября 2015 года Президиум Мосгорсуда направил дело на пересмотр в Московский окружной военный суд. В настоящее время продолжает находиться на рассмотрении.
Вот еще пример зверской расправы школьников с учителями.
Шокирующее происшествие в подмосковной школе: подросток, ученик 9 класса одной из школ Ивантеевки во вторник утром, 06 сент. 2017 г. с оружием и топором ворвался в класс, где шел урок, и набросился на преподавателя. Женщина получила открытую черепно-мозговую травму. Находившиеся в классе дети начали в панике выпрыгивать из окон. Несколько человек получили травмы.

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

(Видео из интернета, в котором группа девушек избивает одноклассницу)

ОБСУЖДЕНИЕ ВИДЕОРОЛИКА
  1. Какие чувства в вас вызвал ролик?
  2. Что вы чувствуете по отношению к обидчикам и к жертве?
  3. Допускаете ли вы, что жертва сама виновата в создавшейся ситуации?
  4. Что движет подростками?
  5. Оказывались вы сами в такой ситуации? И если оказывались, то в какой роли?
  6. БЕСЕДА. подростковая жестокость, её формы, причины, последствия, ответственность.

Что же с нами происходит? Почему родители боятся за здоровье и жизнь своих детей? Почему жестокость становится нормой в наше время?
Подростковая жестокость проявляется не только в физическом насилии над сверстниками, но и в моральном.
Подростковая жестокость во всем мире приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников, снимая действо на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет; доводят одноклассников до самоубийства. Практически в каждом коллективе есть отверженные дети, и отношение к ним бывает абсолютно разным: от игнорирования до унижений и издевательств, которые порой приводят ребят к суициду. Устраивая “травлю” такого ребенка, подростки не задумываются, к чему это может привести. И все, кто дружит с изгоем, автоматически теряют авторитет в классе. Улучшить отношение можно, давая списывать, но это до первого отказа, а потом ты снова становишься отверженным.
Жертвой станет тот, кто слабее.
Агрессия – это то, что многим отравляет жизнь. И даже когда с вами просто мало общаются в классе, это кажется ничем по сравнению с постоянными издевками и оскорблениями. Одни отделываются словесной атакой, на других направлена более тяжелая артиллерия: плевки, удары, пачканье одежды мелом, подножки, купания в унитазе.

РАБОТА В ГРУППАХ

Каковы же причины агрессии и жестокости в школьном коллективе?(работа в группах)

  • Семейные причины
    Безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или отсутствие его, запрет на физическую активность, отказ на право личной свободы;
  • Личные причины
    Недовольство собой, желание самоутвердиться, повышенная раздражительность;
  • Ситуативные причины
    Плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние СМИ.

Итак, подведём итог
А теперь предлагаю проголосовать. Прошу выбрать ту причину, которую вы считаете наиболее важной.
Агрессия подростков – это

  • Способ обратить на себя внимание;
  • Последствия неправильного воспитания;
  • Виновата школа и общество.
ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ

В чём вред конфликтов между подростком и группой?

  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека;
  • Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук;
  • В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты;

К каким последствиям может привести такой конфликт?
Приложение

  • унижение;
  • напряжение;
  • озлобленность;
  • разочарование;
  • невозможность достичь цели;
  • тревога;
  • беспомощность;
  • ответная агрессия;
  • суициды;
  • уголовная ответственность.
ИЗ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА

СПРАВКА (зачитывает ученик)
В соответствии с частью второй пункта «а» статьи 115 Уголовного кодекса РФ умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Покушение на убийство – статья 30, 105 УК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 30 УК РФ, покушением являются умышленные действия, направленные на совершение преступления, при условии, что оно не было доведено до конца по причинам, не зависящим от виновного. К таким обстоятельствам может быть отнесено, например, задержание виновного сотрудниками полиции или другими лицами.
На практике, покушение на убийство, то есть преступление, предусмотренное ч.3 ст.30, ст.105 УК РФ, нередко бывает сложно отграничить от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – ст.111 УК РФ. Пределы наказания по этим двум нормам имеют принципиальные различия – в первом случае санкция достигает пожизненного лишения свободы, во втором – максимум, что может грозить виновному – 15 лет заключения.
Таким образом, для квалификации попытки убийства ключевое значение имеют два фактора:

  1. умысел виновного
  2. обстоятельства прекращения преступления (наличие или отсутствие препятствий)

Давайте вместе попытаемся разобраться в психологии таких «трудных» подростков, понять, как правильнее общаться и взаимодействовать с ними.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ

Как преодолеть конфликты?
Как не стать жертвой конфликта?
Как не подвергнуть окружающих собственной агрессии и жестокости? Почему нельзя проявлять жестокость по отношению к другим?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Толерантность – это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.

  • Поэтому необходимо научиться контролировать себя и свои эмоции;
  • Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять – пойдите в секцию восточных единоборств. Научитесь контролировать себя и свои эмоции;
  • Организовать себе регулярные физические нагрузки. После хорошей тренировки – неуправляемой агрессии не бывает;
  • Полноценно отдыхать. Если вы спите 2 часа в сутки – об управлении собой речи идти не может. У вас для этого не хватает ресурсов, организм усталый, работает на пределе и заботиться об ограничении своей агрессивности не в состоянии. Обеспечьте своему организму достойный отдых;
  • Практиковать спокойное присутствие. Как гладь озера реагирует на окружающую среду? Никак: просто отражает и все. Так же и вы – тренируйтесь просто воспринимать, что происходит вокруг и никак не реагировать на происходящее;
  • Формировать позитивное мировоззрение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы: «Для чего я пришел в этот мир? Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону? Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?».
На прощание я хочу рассказать вам одну притчу.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!
Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!

Comments are closed.