Родительское собрание «Семейное воспитание и характер ребенка».

Составитель: педагог-психолог МБОУ Центр ПМСС Л.В.Еремина

 

Семья – это место рождения и основная среда обитания ребенка. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – в семье он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это определенный морально-психологический климат для ребенка. Это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к взрослым, к материальным и духовным ценностям. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, основывается на чувстве любви: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать и др.

    Чувство любви сопровождает ребенка начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему чувство надежности, защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.  Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства.

Так недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда, наоборот, замкнутым, чрезмерно застенчивым.

    А выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет должной гармонии чувств, то семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

 

Что значит любить своего ребенка?

Кто-то скажет, что любить своего ребенка – значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи… А в последнее время все чаще говорят, что любить своего ребенка – это говорить ему: «Я тебя люблю».

Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни и не раз.

 

 

 

Вот случай психологической консультации:

Психолог спросил мальчика, пришедшего на консультацию: «Когда последний раз родители говорили, что любят тебя?»

Он спокойно ответил, что вчера и мама, и папа.

  • А кто еще живет с вами? – спрашивает психолог.
  • Бабушка и дедушка, – говорит мальчик.
  • А они давно признавались тебе в любви.
  • Вчера.
  • А что вчера было? – искренне удивляется психолог.
  • День рождения.

Почаще бы были такие дни в жизни каждого ребенка.

 

Кто-то из вас может взбунтоваться и опровергнуть слова о том, что ребенку необходимо говорить о любви, что мол это вредно и расхолаживает детей.

Вот еще один случай из практики:

Женщина Галина заявила, что она своим детям никогда не говорила и не собирается их баловать, говоря, что любит своих детей. Она рассказала, что она единственная дочь своих пожилых родителей, (отец сейчас серьезно болен), что они никогда не говорили ей о любви и она никогда не ждала этих слов. Ее « прекрасно воспитали», и она так же своих детей воспитывает.

Тогда психолог предложил ей разыграть сценку, будто бы психолог – больной папа, а Галина долго отсутствовала и решила навестить родителей. Женщина согласилась.

Психолог устроился полулежа на стуле и прикрыл глаза. В дверь постучались, и в комнату вошла «его единственная дочь Галя».

  • Галочка, девочка моя, приехала – приподнимаясь на руке, говорит отец. – Дай я на тебя погляжу. Садись, садись рядом. Вот так, ближе.
  • Как ты, папа? – спрашивает Галя. – Как чувствуешь себя?
  • Плохо, деточка, плохо. Видно, немного мне осталось.
  • Папа.
  • Подожди, доченька, я тебе сказать что-то хочу. Я уже давно лежу тут и о многом передумал: о жизни вспоминал, о маме, о тебе. И вот что я понял: ты мне очень дорога, ты – единственный мой ребенок, я дал тебе все, что мог, но за всю жизнь я не сказал тебе самых главных, самых важных слов: как я тебя люблю. И я не хочу умирать, так и не сказав тебе этого. Я люблю тебя, деточка, всегда любил, но никогда тебе не говорил этого.

Женщина разрыдалась. Она всю жизнь ждала и до сих пор ждет этих слов от своего отца, которого очень любит, и все же обрекает на это тяжелое испытание своих детей. Зачем?

 

 

 

 

Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания следует считать:

  • неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей. Приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего ребенка.
  • Избалованность, изнеженность.
  • Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей.
  • Авторитаризм, безнаказанность, всепрощенство.
  • Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семьи.
  • Отсутствие нормального психологического климата в семье.
  • Отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий
  • Противоправное поведение взрослых.

Это основные негативные факторы семейного воспитания.

 

Два известных психолога А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллер выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания.

 

Гипопротекция – недостаток опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. Ему уделяют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. Это приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.

 

Доминирующая гиперпротекция – это повышенное, обостренное внимание и забота о ребенке, чрезмерная опека и контроль поведения, запреты, ограничения. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. При взаимодействии родителя и ребенка бросается в глаза обилие требований, указаний, наставлений (строгим тоном: «Так! Стой здесь! Надевай шапку! Куда пошел? Я что тебе сказала) Когда ребенок чем-то занят, то родитель часто вмешивается в его деятельность, ограничивая инициативу: «Перестань! Ты делаешь неправильно! Надо вот так», В совместной работе родитель обычно берет инициативу на себя, мнением ребенка часто не интересуется и не прислушивается к нему, если оно высказывается, стремится задействовать ребенка как исполнителя.

Это приводит к безынициативности ребенка, неумению постоять за себя, ребенок часто несамостоятелен, нерешителен, либо к протестным реакциям со стороны ребенка.

 

Потворствующая гиперпротекция – Так называется воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. При взаимодействии родителя с ребенком часты суетливость вокруг ребенка: «Хочешь конфетку», «Давай разденемся», «Возьми с собой пенал», «Ты не устал», «Тебе не холодно» и т.д. При столкновении интересов родителя и ребенка, родитель склонен уступать ребенку. Результат такого воспитания, стремление ребенка к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы. Ребенок недостаточно уверен в себе, самооценка неадекватно завышена. Ребенок может испытывать сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

 

Симбиоз – это разновидность гиперопеки. Родитель стремится привязать ребенка к себе, удержать рядом, лишить самостоятельности (часто это объясняется желанием оградить от неприятностей и трудностей). Он преуменьшает способности и потенциал ребенка, что приводит к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни. Мать испытывает тревогу, если у нее возникает ощущение, что ребенок отдаляется от нее или в чем-то может обходиться самостоятельно. Ребенок, как правило, часто слишком привязан к своему родителю, не может принимать самостоятельные решения, избегает контактов с другими людьми, довольствуясь обществом родителя. Эту разновидность взаимодействия легко узнать по частому «мы», произносимому родителем (а иногда и ребенком). Например: Мама 10-летней дочери: «Нам так тяжело учиться в школе. Мы очень устаем.» Мама 17-летнего сына: «Этим летом мы поступили в институт. Такой родитель часто отвечает на вопросы, задаваемые психологом ребенку. В совместной работе родитель и ребенок часто понимают друг друга без слов. Дети таких родителей обычно тяжело переносят разлуку с матерью. Бывают случаи, что ребенок необщителен, что у него нет друзей.

 

Эмоциональное отвержение – Ребенок тяготит родителей. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают его обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное  воздействие на развитие ребенка. У ребенка в этой ситуации фрустрирована потребность в любви, что приводит в дальнейшем к неумению устанавливать теплые и доверительные отношения с окружающими. Дети по-разному могут реагировать на такой тип родительского отношения: одни протестуют и устойчиво нарушают поведение, другие замыкаются в себе и уходят в мир фантазий, третьи, проводят много времени вне семьи, избегая контакта с родителем. Родитель часто раздражается, когда ребенок обращается к нему: «Отстань, делай как знаешь, сколько можно меня дергать.» Создается впечатление, что ребенок раздражает родителя уже одним своим присутствием. Зачастую родитель избегает телесного контакта с ребенком. Родитель часто отрицательно оценивают то, что делает ребенок.

Жестокие взаимоотношения – могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытым, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

 

Повышенная моральная ответственность – от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребенка возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми. Типична, например, ситуация, происходящая в одной семье после развода родителей. Мама просила свою 12-летнюю дочь принять решение о том, выходить ли ей замуж за нового возлюбленного или нет. «Как скажешь, так и будет! – говорила она.

Дети по-разному реагируют на такой стиль отношения.

  • ребенок не выдерживает бремени ответственности, что приводит к появлению у него различных затяжных невротических реакций и иногда к полному отказу брать на себя какую бы то ни было ответственность за свое поведение.
  • Ребенок становится агрессивным по отношению к объекту опеки (к матери или младшему ребенку) или к окружающим. Часто испытывают возмущение или ненависть.

 

Помимо этих выделяют и другие отклонения в стиле родительского воспитания.

 

Ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующе влияют на ребенка.

В этой связи выделяют 4 детские роли:

«Козел отпущения» – когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.

«Любимчик» – эта детская роль возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему.

«Бэби» – В этой роли ребенок отдален от родителей. Он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.

«Примиритель» – ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

 

Таким образом, важность влияния семьи и семейных связей на становление личности ребенка очевидна.

 

Анкета стили семейного воспитания

Школьный психолог №5 2000г.

Сергея Степанова поможет родителям лучше определить собственный стиль.

С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

  1. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

  1. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

  1. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

  1. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

  1. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

  1. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

  1. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

  1. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

  1. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

 

Выделяют 3 типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Жесткий контроль за поведением ребенка – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивание, угрозы. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого – несчастны.

Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности.

Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям, им легче наладить хорошие отношения со сверстниками.

 

Мы рассмотрели правильные и неправильные позиции родителей по отношению к ребенку. И в заключении мы с вами выстроим систему принципов семейного воспитания.

 

  1. Методы воспитания у матерей и отцов должны быть согласованны. Они должны придерживаться четкой воспитательной позиции.
  2. Родители должны оказывать влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них.
  3. Родители должны стараться, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.
  4. Родители должны стремиться обосновывать свою точку зрения и одновременно быть готовыми обсудить ее с детьми, выслушать их аргументацию.
  5. родители должны уметь выражать сочувствие, любовь и теплое отношение к ребенку, испытывать удовлетворение и гордость от успехов детей.
  6. Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
  7. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего.
  8. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
  9. Уважение к личности должно быть положено в основу семейного воспитания.
  10. Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей.
  11. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.

 

Понять поведение детей, эмоции, переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир детей  их глазами.

детско-родительские отношения

Comments are closed