Цель;
Расширение психолого-педагогических знаний родителей.
Задачи собрания:
- Обсудить с родителями проблему обучения леворуких детей.
2.Показать возможности в учебной деятельности леворуких детей.
- Настроить родителей на понимание трудностей, связанных с обучением леворуких детей.
Автор составитель: педагог-психолог МБОУ Центр ПМСС Еремина Л.В.
Слайд 3
Левши вынуждены жить в праворуком мире. Писать они, конечно, могут и левой рукой, а все остальное – от дверной ручки до сложнейших станков, почти во всех странах – в основном для праворуких: инструменты и предметы обихода, швейные машинки, токарне станки, компьютерные клавиатуры, нормы этикета и правила спортивных состязаний, приемы письма и владения оружием, кабины самолетов, автомобилей. Чтобы понять, что это означает для левшей, правшам достаточно попробовать хотя бы день писать, нажимать кнопки, пользоваться ножницами, открывать замки и краны не той рукой, которой сподручнее.
Слайд 4
Почему руки не одинаковы?
Рукость сложным образом связана с деятельностью мозга. Как «праворукость», так и «леворукость» объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Тесная связь рукости и функциональной организации мозга не позволяет нам согласиться с выводом о необходимости тренировать обе руки – голубая мечта спортивных тренеров, увы, она оказывается недостижимой: и если у фехтовальщика или теннисиста ведущая рука — правая, он и работает правой рукой, а левша – левой именно потому, что у правши и левши свой специфический характер функционирования мозга.
Слайд 5
Почему не все люди правши и почему левшей меньше?
Вопрос о происхождении леворукости не изучен окончательно. Мнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. Среди них есть курьезные и серьезные, никогда и никем не доказанные предположения и доказанные многолетними исследованиями.
Многолетние исследования леворукости в разных странах и на разных континентах доказали – процентное соотношение леворуких и праворуких людей в человеческом сообществе не изменяется.
На протяжении XX в. количество левшей постепенно увеличивалась.
Слайд 6
Причины увеличения количества леворуких детей.
- Первая — улучшение акушерской и врачебной помощи новорождённым, в результате чего выживало больше детей с различными проблемами развития мозга, а из них многие леворуки.
- Вторая причина — рост терпимости в обществе: всё больше к левшеству относятся как к биологической особенности, а не как к патологии или дурной привычке.
Слайд 7
Причины возникновения леворукости.
От рождения:
- Леворукость может иметь патологическое происхождение (например, родовая травма), если она вызывает дисфункцию мозга.
Существует генетически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях, и тогда патологическая леворукость может проявляться в разных поколениях.
Феномен так называемого зеркального отображения, проявляющийся у четверти однояйцевых близнецов. При этом один близнец – зеркальное отображение другого вплоть до направления завитков волос на голове и отпечатков пальцев. Естественно, один из близнецов может быть левшой, а другой — правшой.
Слайд 8
- Часто встречающаяся семейная леворукость заставила ученых ответить на вопрос о возможности передачи этого признака по наследству. Существует несколько концепций генетической обусловленности той леворукости, которая называется нормальной или генетически закрепленной, не связанной с нарушениями в развитии. Значимость генетического фактора подтверждается данными о том, что леворукость особенно часто встречается в семьях, где хотя бы один из родителей – левша.
Вероятность обнаружить леворукого ребенка у праворуких родителей всего 6,3%, она возрастает до 16,7%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 50%, если леворуки оба родителя.
Слайд 9
Неистинна леворукость:
- Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин, становятся левшами. Наиболее частыми причинами такой леворукости (иногда называемой вынужденной) являются травмы правой руки (переломы, вывихи, растяжения связок), перенесенные в раннем детстве.
- Есть вынужденные левши среди детей с последствиями ДЦП.
Слайд10
Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже невынужденного левшества.
- Деятельность ребенка формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Так возникает «ненасильственное» переучивание и многие левши в окружении правшей тоже начинают более активно действовать правой рукой.
- Возможна обратная ситуация, когда праворукий ребенок оказывается в леворукой среде – у него могут быть леворукие папа или мама, бабушка или дедушка, брат или сестра. А самое главное – в семье никто не удивится еще одному левше, да и сам он будет считать себя левшой, разве только он будет не очень умелым.
Слайд 11
- Следует заметить, что случаи вынужденной смены руки, как правило, сопровождаются невротическими и эмоциональными нарушениями, а также координационным дискомфортом, трудностями освоения сложных двигательных навыков.
Слайд 12
Когда проявляется ведущая рука?
- Одни данные – можно определить с 17 дней.
- По другим данным о леворукости ребенка можно судить с трех месяцев. Именно в этот период у детей утрачиваются рефлексы новорожденных и происходит становление основных позных и моторных реакций. У будущего левши рефлексы новорожденного исчезают сначала на левой руке, она становится более раскованной и используется для манипулирования предметами и игровых действий.
Слайд 13
- Однако все эти прогнозы в возрасте до 4-5 лет по мнению большинства исследователей малоэффективны, т.к. начиная с 16-20 недель и до 2 лет происходят волнообразные изменения рукости, с 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками и только в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук. Толчками для определения ведущей руки является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Поэтому после кризиса трех лет и начинают вырисовываться различия между «праворукими» и «леворукими» детьми.
Слайд 14
Влияет ли леворукость на интеллектуальные способности?
- Одни ученые считают, что у левшей сниженные умственные способности.
- Другие ученые, наоборот, отстаивают их исключительность, талантливость, нестандартность.
- Стоит выделить и третью точку зрения: ее сторонники отрицают различие между левшами и правшами на том основании, что индивидуальное разнообразие в организации деятельности и высших психических функций у левшей и правшей перекрывает групповые различия.
Слайд 15
Индивидуальные особенности левшей.
В возникновении и происхождении леворукости много тайн, неизвестного, непознанного, поэтому говорить о леворукости как об однородной, однотипной группе, с какими-то определенными и характерными чертами, довольно трудно.
Слайд 16
Нарушения речевого развития, задержка речи и затруднительность произношения различных звуков, с большим трудом даются чтение и письмо, комплексные нарушения письма и чтения, дислексия. Это действительно так, но важно понять, что является основой подобных нарушений, и выяснить, не являются ли и леворукость, и нарушение речи, и трудности письма результатом какого-то общего нарушения в развитии ребенка.
Особенности познавательной деятельности леворуких: левшество зрительного и слухового, пространственного восприятия.
Слайд 17
Недостаточность или нарушения зрительной памяти и наглядно-образного мышления.
Художественно одаренные: они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина, имеют большие музыкальные способности, для них нередок абсолютный слух.
Более возбудимы и эмоциональны, впечатлительны, чувствительны, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений.
Слайд18
Не леворукость сама по себе и даже не особенности функциональной организации мозга затрудняют и осложняют процесс адаптации леворукого ребенка в школе. Как правило, это — сочетание неблагоприятных факторов в раннем развитии ребенка и связанные с ними нарушения организации деятельности, развития школьно-значимых функций.
Все попытки связать какие-либо трудности обучения в школе, нарушения адаптации, специфические особенности организации деятельности с особой организацией мозга у левшей пока не имеют четких подтверждений.
Слайд 19
Если же ваш леворукий ребенок нормально рос и развивался, если его не переучивали (ни дома, ни в детском саду), то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребенку. Главное, вы должны учитывать его индивидуальные особенности (но мало ли этих особенностей у праворуких детей!), быть терпеливым и добрым, уметь помочь ему преодолеть неизбежно возникающие трудности, не делая из них трагедии, вы просто должны уметь понять своего ребенка.
Конечно, в реальной жизни это совсем не просто, но тогда не стоит «сваливать» собственные огрехи воспитания и обучения на леворукость.
Слайд 20
Обобщая данные об особенностях левшей и правшей, мы можем подвести некоторые итоги.
- К сожалению, пока нет ясного представления о том, чем отличаются левша и правша по организации высших психических функций.
- Мы не знаем, кто способнее, у кого выше интеллект, для кого характерно творческое мышление, кто более конкретный, а кто абстрактный, кто эмоциональнее и музыкальнее.
- Как показывает опыт, левши, как и правши, могут быть самыми разными.
Слайд 21
Литература для подготовки родительского собрания.
- Безруких М. М. , Ефимова С.П., Круглова Б.С.Как помочь первокласснику хорошо учиться. М.: Педагогика, 2003.- 192с.
- Ефремов К. Левый-правый мозг. Коррекционно-развивающее образование.- 2008.-№3.- с. 37-39.
- Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. – СПб.: Лнь , 2003.-80с.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.- М.: Генезис 2005.-319.
- Семенович А.В. Эти невероятные левши.- Практическое пособие для психологов и родителей.- М.: Генезис, 2007.- 250с.