Сдаем ЕГЭ и ОГЭ. Помоги себе сам. Часть 4. Внимание – внимание!

Что же такое внимание и как его свойства, такие как произвольность, концентрация, переключаемость влияют на подготовку к экзаменам? 

Внимание – психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. 

Все познавательные процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Внимание же – это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой и в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов. 

Другими словами – внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем.   

Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли. 

Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.

Способность произвольно направлять психическую деятельность — одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов. Произвольное внимание имеет волевой характер.

Если условием появления непроизвольного внимания являются, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее, человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.

Предлагаем вам несложные упражнения, направленные на тренировку внимания.

Упражнения на концентрацию внимания 

Эти простые упражнения на развитие концентрации внимания  помогут стать более внимательными в обучении и повседневной жизни — дома, в отношениях.

Фокусировка на том, что перед вами

Сядьте расслабленно с прямой спиной: руки лежат на коленях, плечи опущены, взгляд словно подвешен на ниточке к потолку. И поместите перед собой любой предмет как объект вашего фокуса внимания. Вы просто смотрите на него, не отвлекаясь.

Очень скоро вы заметите, что ваши мысли — в том числе и об этом объекте — увлекли вас прочь от наблюдения, и тогда вы опять возвращаетесь вниманием к объекту, не оценивая его, не анализируя, даже никак специально не разглядывая. Вы просто фокусируете на нем свое внимание.

А теперь слегка расширьте фокус вашего внимания. Позвольте попасть в него не только объекту, но и тому, что его окружает.

А теперь опять сфокусируйте внимание только на объекте.

Это упражнение тренирует наш ум сразу нескольким вещам:

  • оставаться сфокусированным,
  • замечать, когда внимание рассеялось и возвращать его обратно
  • по собственной воле менять степень фокусировки вашего внимания.

Упражнение «Муха».

Для выполнения упражнения каждый участник должен представить себе поле из 9 клеток – 3×3, или 16 клеток – 4×4. В верхнем левом углу сидит муха. Каждый участник по очереди начинает двигать муху. Двигать можно только на одну клетку – вверх, вниз, направо, налево. Ошибающийся участник выбывает из игры.

Концентрирующие упражнения.

Концентрация – способность сосредоточиться, преодолеть себя, сделать усилие.

Сядьте как можно удобнее, в любой позе – главное, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени. Руки свободно положите на колени, глаза закройте – никакой визуальной информации. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

А теперь два варианта концентрирующих упражнений:

  • концентрация на счете.

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете.    Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

  • концентрация на слове.

Выберите какое-нибудь короткое, лучше всего двусложное слово, которое вызывает у Вас положительные эмоции или же с которым связаны положительные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда.… Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй – на выдохе. Сосредоточьтесь на “своем” слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации. Концентрации своеобразной, подсознательной, на одном единственном слове. Именно такая концентрация приводит к желаемому побочному результату – релаксации всей мозговой деятельности, т. е. к локальной концентрации и полной релаксации. Это те же самые две части единого целого, только в несколько измененном виде.

Теперь, если будут возникать такие ситуации, когда вы не можете вспомнить чью-то фамилию или какую-то свою мысль или же растерянно стоите посреди комнаты, либо коридора, пытаясь вспомнить, зачем пошли или что хотели сделать – в этом случае Вы можете прибегнуть к кратковременной концентрации по команде (на своем слове или на счете). В большинстве случаев выпавшее из памяти слово (или мысль) придет к Вам в голову буквально через мгновение.

Упражнение «Прогулка». 

Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти. 

Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская. 

Упражнение «Юлий Цезарь».

Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий. 

Инструкция: 

  • Перемножьте в уме 36 на 24 (любые цифры). Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение. 
  • Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24. 
  • Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления. 
  • Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме. 
  • Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора. 
  • Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги. 

Comments are closed.