Сдаем ЕГЭ и ОГЭ. Помоги себе сам. Память: эффективные приемы запоминания, воспроизведения информации.

Что такое «память»? Это запоминание, хранение и последующее воспроизведение информации.

Ни для кого не секрет, что простое механическое заучивание, иначе говоря – зубрежка, имеет низкий коэффициент полезного действия. 

Тогда как сознательная организация запоминаемого материала значительно облегчает работу памяти, так как снабжение образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», намного упрощает доступ к ним.

 

Итак, для записи информации в память необходимо придать мыслям упорядоченную структуру. Ниже приведены классические приемы работы с запоминаемым материалом (текстом), облегчающие запоминание:

  • Группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и др.).
  • Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, цифровые данные, сравнения).
  • План – совокупность опорных пунктов.
  • Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
  • Структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
  • Схематизация (построение графических схем) – изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
  • Серийная организация материала – установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве.
  • Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Нужно  понять, какие приемы работы с текстом удобно использовать лично вам в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным учебным предметам. Какие приемы, на ваш взгляд, больше подходят для работы с текстами: по математике, литературе, русскому языку, биологии, географии и т.п.?

Все мы разные. Помимо внешности и свойств характера мы отличаемся и особенностями познавательных процессов, в том числе и  памяти. И здесь наша задача, изучив эти особенности, сделать опору на их сильные стороны, минимизировав недостатки. Приведем пример. При запоминании учитывать свой ведущий тип памяти. А именно, человеку с преобладающей слуховой памятью недостаточно для заучивания просто видеть текст, необходимо параллельно вслух проговаривать его, а кинестетику делать пометки в блокноте – символы, схемки и пр. Это значительно увеличит усваиваемость материала. Знание своих особенностей памяти значительно повысит КПД обучения.

Рассмотрим некоторые общие правила рационального запоминания.

– используйте сенсорную (чувственную) опору – вспомогательные приемы здесь это узелки на память, подчеркивание, ассоциирование с предметами.

– помните, что эмоции и чувства это лучшие союзники памяти. Чем больше чувств участвует в записи следов памяти, тем проще извлечь информацию. Дайте простор для проявления своих особенностей к восприятию: смотрите, слушайте, трогайте, пробуйте на вкус, принюхивайтесь, двигайтесь.

– используйте обусловливание, например, ситуативное (учите в одной и той же обстановке) или ритмическое (учите в одном и том же темпе).

– ответы на самые трудные вопросы расскажите внимательному слушателю или запишите на диктофон, а затем прослушайте себя. На устном экзамене легко вспомнится материал, рассказанный вами вслух перед зеркалом.

– используйте систему карточек. Это очень полезно, например, при изучении иностранного языка. Его можно использовать и для других предметов, записывая, например, правила русского языка, рисуя схемы, отражающие процесс или ход событий, физические законы и т.д.

– визуализируйте образы. Например, для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении

– вербализируйте образы: проговаривайте, сравнивайте.

– чередуйте восприятие и воспроизведение.

Идем далее. Существует большое количество мнемотехнических приемов, основные из них это версификация и перекодирование.

Версификация это запоминание в стихах. На многие популярные правила из разных областей знаний, математические формулы или просто важные даты давно придуманы небольшие стишки, позволяющие нам их легко запомнить.

Криптографирование или перекодирование это создание особой системы числовых кодов.  Некоторым из нас при запоминании числовой информации помогают опоры, или коды. Они бывают разные, мы можем придумать свой уникальный код  или воспользоваться готовым. К ним можно отнести:

1. Вербальный код. Например: ноль – моль.

2. Визуальный (зрительный) код. Например:  один – столб (свеча, кол).

3. Кодирование информации по зрительному сходству. Например: 4 = Ч.

Теперь, чтобы запомнить число, нужно превратить цифры в буквы, а с них будут начинаться слова, из которых мы составим легко запоминающуюся фразу.

Можно попробовать использовать метод повторения И.А. Корсакова. Его основные принципы.

1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается семь дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

  • 1-й день – 2 повторения;
  • 2-й день – 1 повторение;
  • 3-й день – без повторений;
  • 4-й день – 1 повторение;
  • 5-й день – без повторений;
  • 6-й день – без повторений;
  • 7-й день – 1 повторение.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.

Для тренировки долговременной памяти и обеспечения эмоционального равновесия предлагаем вам упражнение «Вечерний взгляд назад».

Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку.

В заключении нельзя не сказать, насколько важен эмоциональный настрой на работу, тогда продуктивность памяти значительно возрастает. Учите и учитесь с удовольствием!

педагог-психолог Центра ППМС «Семья»     

   Галкина Ирина Владимировна

Comments are closed.