Сохраним здоровье школьников.

Сохраним здоровье школьников.

 

Перед современной школой стоит задача формирования здоровой  личности, способной к непрерывному самообразованию.

Обучение – это крайне энергозатратный процесс. Учить  – это как бы спускаться с горы, а учится – это подниматься в гору.  Поднимаясь в гору, ученик тратит огромное количество сил и энергии, а восстановить ее не всегда имеет возможность. Основной причиной этого является неумение восстанавливаться правильно с пользой для здоровья и развития. Между тем в школе  учителя не обучают учащихся восстановлению своих сил, вследствие чего страдает их физическое и психическое здоровье. Так сложилось, что на сегодняшний день методы эффективного обучения личности, ее развития и коррекции сосредоточены в психологии, и только начинают проникать в педагогику.

Педагоги-психологи Центра психолого-медиго-социального сопровождения ведут просветительскую работу среди педагогов образовательных учреждений. На встречах с завучами по воспитательной работе, учителями начальных классов, педагогами-психологами и социальными педагогами специалисты Центра ПМСС знакомили присутствующих с теоретическими основами здоровьесбережения и обучали практическим методам пополнения энергетического ресурса приемлемым как для самих педагогов, так и для учеников.

Педагоги-психологи старались донести до педагогов идею, что повышения эффективности классно-урочной системы образования возможно использование здоровьесберегающих или ресурсосберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность форм, методов и приемов организации учебной деятельности без ущерба для физического, психического и духовно-нравственного здоровья школьников. Под ресурсом понимается энергия человека: физическая, психическая, духовная. Эта классификация отталкивается от трех видов потребностей человека: физических, социальных и духовных. Они являются базовыми и их реализация обязательна для любого человека. В учебном процессе постоянно затрагиваются физические и социальные потребности. Физические потребности для ученика удовлетворены, если он имеет достаточное количество часов сна, еды, питья, движения. Представив обычный день школьника, мы очень быстро убедимся в том, что каких-то ресурсов ему не хватает, например движения, питья. Следовательно. Задачей ресурсосберегающих технологий будет обеспечение в процессе обучения реализации физиологических потребностей ученика или восполнение физических ресурсов организма. Социальные потребности ученика выражаются в том, что он стремиться стать важным, значимым человеком. Ему будет важно, чтобы его любили, чтобы он мог любить сам. Постоянная оценка, которой подвергается ученик в школе, блокирует эти потребности. А следовательно, психо-эмоциональный ресурс убывает. Это опасно для психики ребенка. Поэтому задача, которая ставится для здоровьесберегающих технологий, заключается в том, чтобы создать в процессе обучения максимально приятную атмосферу для учащегося и научить его восполнять свои энергетические  ресурсы.

В течении всего учебного года и в период летних каникул педагоги-психологи Центра психолого-медико-социального сопровождения ведут работу с учащимися по формированию у них потребности к сохранению своего здоровья и обучают способам сохранения и пополнения психофизиологических ресурсов. На базе Центра ПМСС и образовательных учреждений СОШ №1, Лицей №1 были проведены групповые тренинговые и коррекционно-развивающие занятия по формированию социально-психологической компетентности –  «Я – целый мир», по формированию мотивационной сферы и познавательных процессов – «Мыслим самостоятельно», по формированию навыком конструктивного взаимодействия и выработки у подростков защитных личностных качеств «Уверенность в себе». По высказываниям самих участников занятий учащиеся научились слушать и слышать, что говорят другие, научились уважать себя и одноклассников. Познакомились с мифами о вредных привычках, закрепили установку, что лучше быть здоровым. Узнали способы преодоления стресса, разрешения конфликтных ситуаций. Подростки высказывали положительные отзывы о проделанной работе, полученной полезной информации.

Подводя итоги проводимой Центром психолого-медико-социального сопровождения работы по пропаганде и формированию потребностей к сохранению психофизического здоровья учащихся необходимо рекомендовать образовательным учреждениям реализовывать на практике здоровьесберегающие технологии, уделять внимание физическим  психологическим и социальным аспектам жизнедеятельности человека.

 

 

 

 

Педагог-психолог Центра ПМСС

Еремина Лариса Викторовна.

Comments are closed