Педагоги-психологи МБОУ Центр ПМСС
Милакина Наталья Николаевна
Очкова Наталя Анатольевна
Цель занятия: Повышение квалификации педагогических работников по вопросам оказания психолого-педагогической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Ход занятия:
Во всех странах мира суициды входят в число десяти ведущих причин смерти населения. Прогнозируется, что к 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям. Однако уже сейчас в группе молодежи суицидальная смертность входит в тройку лидирующих причин смерти.
В начале нынешнего века в России наряду с Литвой и Беларусией, отмечались наивысшие уровни самоубийст как среди общего населения, так и среди подростков: российские подростки чаще своих сверстников из других стран добровольно расстаются с жизнью.
В России каждый день 82 человека кончают жизнь самоубийством.
В год около 30000 человек. Реальное количество самоубийств в России превышает это число примерно в 4 раза. В год примерно 120000 человек. Дети в возрасте от 5 до 19 лет
1000 детей ежегодно.
Проблема подростковых самоубийств многие годы была у нас под запретом. Поэтому среди неспециалистов распространены два ошибочных мнения:1) самоубийства вообще и подростковые в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди и 2) именно подростковый возраст, в силу его кризисного, почти психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийства. На самом деле, подростки совершают самоубийства реже, чем лица старших возрастов. Но по сравнению с детским возрастом, когда сознательных самоубийств практически не бывает, их рост после 13 лет кажется огромным; во Франции в группе 15-19 летних самоубийство является четвертой, а в США третьей по статистической значимости причиной смерти (после транспортных происшествий, насильственной смерти и рака). Причем в большинстве стран, где ведется статистика, за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно возросло, в то время как среди взрослых показатели суицидов в значительной степени остались прежними.
Статистика суицидальных попыток, не заканчивающихся смертью в 7-10 раз больше.
раза
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства в виде ограничения свободы сроком до 3 лет или лишением свободы на срок до 5 лет (ст. 110 Уголовного кодекса РФ).
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности, выражающейся в мыслях, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках, покушениях.
Типология суицидов:
- Истинный суициднаправляется желанием умереть, не бывает спонтанным. Сопровождается переживаниями и размышлениями о смысле жизни, которым предшествуют угнетенное настроение или депрессивное состояние.
- Демонстративный суицидне связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, призывом о помощи или попыткой своеобразного шантажа.
- 3.Скрытый суицид(косвенное самоубийство) ориентировано на риск, на игру со смертью (экстремальные виды спорта, самоизоляция, употребление сильных наркотиков и т.д.).
Типы суицидального поведения:
Демонстративное поведение. В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, “осознать” свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев, – затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение. Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Динамика развития суицидального поведения.
Первая стадия – стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что “надоела такая жизнь”, “вот бы уснуть и не проснуться”, возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. По данным исследований среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75% случаев попыток самоубийств. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Большинство детей, которые решают совершить суицид, тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.
Вторая стадия – это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.
Третья стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов. Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).
Острый пресуицид провоцирует моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.
Суицидальные попытки.
Первая половина дня – 32 %
Вторая половина – 44%
Ночь – 24%
Прощальные записки составляют 44% самоубийц.
12% после неудачной попытки суицида в течение двух лет повторяют ее и достигают желаемого 80% покончивших с собой, пытались сделать это в прошлом по крайне мере однажды.
Среди подростков, статистически обследованных 32% суицидальных попыток приходится на долю 17-летних, 31- 16-летних, 21% – 15-летних, 12% -14-летних и 4% – 12-13-летних. Юноши совершают самоубийства вдвое чаще девушек, но девушки предпринимают попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративный характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не повторяются, хотя 10% мальчиков и 3% девочек от 10 до 20 лет, совершивших неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой.
Способы суицида. Способы суицида варьируют в разных культурах. Повешение — ведущий способ суицида во всем мире. В США около 60% всех суицидов происходят с использованием огнестрельного оружия. В Канаде, где оружие менее доступно, с его использованием происходит 30% суицидов. Отравление, например, с использованием передозировки лекарственных средств, отмечается в США в 18% всех суицидов. Исследователи предполагают, что небольшой процент из числа фатальных ДТП с единственной жертвой — фактически суициды. Только от 15% до 25% людей, налагающих на себя руки, оставляют прощальные записки.
Общая и подростковая классификация причин суицида.
Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.
Существует несколько классификаций причин суицидов. По одной из них основными причинами самоубийств являются:
1) изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется); беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
2) безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
3) чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства);
4) низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя.
В детском и подростковом возрасте причины суицидов следующие:
1) несформированное понимание смерти.
В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет;
2) отсутствие идеологии в обществе.
Подросток в обществе “без родины и флага” чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии;
3) ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям.
При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением “как жить дальше” (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения;
4) дисгармония в семье;
5) саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества);
6) в подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения;
7) депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.
Основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.
Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.
Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.
Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния, не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно “нормальных” людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.
Признаки суицидального поведения
- Приведение своих дел в порядок;
- Прощание;
- Внешняя удовлетворенность;
- Письменные указания;
- Словесные указания или угрозы;
- Вспышки гнева;
- Бессонница;
- Чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке и литературе;
- Рассуждения на тему: «Я никому не нужен»;
- Фантазии на тему собственной смерти.
Мотивы.
- Поиск помощи;
- Не умение выражать чувства;
- Двойственность ощущения своего места в мире;
- Максимализм оценок и приговоров;
- Безнадежность;
- Множественные проблемы;
- Попытка сделать больно другому;
- Способ разрешить проблему.
ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств
- 41% – неизвестны
- 19% – страх перед наказанием
- 18% – душевная болезнь
- 18% – домашние огорчения
- 6% – страхи
- 3% – денежные потери
- 1,4% – пресыщенность жизнью
- 1,2% – болезни физические.
- Генетическая сфера человека;
- Социальная сфера человека;
- Психические заболевания;
- Любые неудачи;
- Депрессивное состояние;
- Привлечь внимание к своим проблемам.
Причины суицида. В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти, не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности путем ухода из самой жизни. Для юношеского возраста это особенно характерно. Из 200 авторов юношеских автобиографий и дневников, свыше трети более или менее серьезно обсуждали возможность самоубийства, а некоторые пытались его осуществить. Среди них такие разные люди, как Гете и Наполеон, И.С. Тургенев и М. Горький… Большинство интеллигентных взрослых, с которыми беседовал известный педагог Ю.П. Азаров, также сказали, что в подростковом и юношеском возрасте, до 18- 20 лет, им приходила в голову мысль об окончании жизни.
Разумеется, полагает И.С. Кон, воображаемое и реальное самоубийство — вещи разные. «Приходя к мысли о самоубийстве, ставят крест на себе, отворачиваются от прошлого, объявляют себя банкротом, а свои воспоминания недействительными. Эти воспоминания уже не могут дотянуться до человека, спасти и поддержать его. Непрерывность внутреннего существования нарушена, личность кончилась. Может быть, в заключение убивают себя не из верности принятому решению, а из нестерпимости этой тоски, неведомо кому принадлежащей, этого страдания в отсутствие страдающего, этого пустого, не заполненного продолжающейся жизнью ожидания», — Б. Пастернак имеет здесь в виду зрелых людей, чья жизнь сложилась настолько трагически, что они не нашли из нее другого выхода, — В. Маяковского, С. Есенина, М. Цветаеву, П. Яшвили, А. Фадеева.
Существует также психологический тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтных стрессовых ситуаций, вплоть до самого последнего. Самоубийца не обязательно накладывает на себя руки или живет в особенно тесном общении со смертью. Он просто «смотрит на свое “Я” — не важно, по праву или не по праву,— как на какое-то опасное, ненадежное и незащищенное порожденье природы… кажется себе чрезвычайно незащищенным, словно стоит на узкой вершине скалы, где достаточно маленького внешнего толчка или крошечной внутренней слабости, чтобы упасть в пустоту. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них — наиболее вероятный тип смерти, по крайней мере в их представлении. Причиной этого настроения, заметного уже в ранней юности и сопровождающего этих людей всю жизнь, не является какая-то особенная нехватка жизненной силы: напротив, среди самоубийц встречаются необыкновенно упорные, жадные, да и отважные натуры». Но каждое потрясение вызывает у них мысль об избавлении путем ухода.
Повод, из-за которого человек, независимо от возраста кончает с собой, может быть совершенно незначительным. Человек пьянеет вовсе не от последней капли. Надо смотреть глубже. Причины суицидального поведения в целом очень сложны и многочисленны. Их истоки можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах человека. Несмотря на то, что люди обычно совершают суицид в экстремальных ситуациях, таких, как развод, потеря работы или учебы, большинство экспертов предполагает, что это скорее, повод для совершения суицида, чем его причина. Большинство людей, убивающих себя, страдают от депрессии, которая часто не диагностируется и не лечится. Так как депрессия часто лежит в основе суицида, изучение причин депрессии может помочь понять причины суицида. Другие психические болезни, такие как биполярное расстройство, шизофрения и тревожные расстройства могут также способствовать суицидальному поведению.
Биологические причины. Исследователи, указывая, что уровень суицидального поведения выше в определенных семьях, предполагают, что генетические и социальные факторы играют определенную роль в повышенном риске суицида. Среди одной общины баптистов в Пенсильвании почти три четвертых всех суицидов, которые произошли за 100 лет, случились только в четырех семьях. Если один из близнецов совершил попытку суицида, то у второго риск самоубийства резко повышается. Этот факт также указывает на генетическое влияние при повышенном риске суицида. Некоторые могут наследовать генетическую предрасположенность к психическим болезням, таким как шизофрения и алкоголизм, которые, в свою очередь, увеличивают риск суицида. Исследования выявили пониженный уровень серотонина в головном мозге людей, у которых отмечаются приступы неконтролируемой агрессии.
Психологические теории. В начале XX в. австрийский психиатр Зигмунд Фрейд создал первую психологическую теорию суицида. В ней он подчеркнул роль агрессии, направленной на самого себя. Американский психиатр Karl Menninger детально разработал идеи Фрейда. Он предположил, что все суициды имеют в своей основе три взаимосвязанных бессознательных причины: месть/ненависть (желание убить), депрессия/безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым).
Американский психолог, ныне рассматриваемый как пионер современной теории суицида, Edwin Schneidman, описал несколько наиболее серьезных характеристик суицида. Сюда включается чувство невыносимой душевной боли, чувство изолированности от общества, ощущение безнадежности и беспомощности, а также мнение, что только смерть является единственным способом решить все проблемы. Психотерапевты когнитивной школы, которые изучают процесс обработки человеком информации, подчеркивают роль негибкого мышления («жизнь ужасна, альтернатива ей только смерть»), которое ведет к невозможности выработки решений своих проблем. Согласно психологам, много суицидов символизируют крик о помощи, а также являются усилиями с целью привлечь внимание к своим проблемам.
В 10-13 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности. Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на «второе рождение» характерно для суицидентов детского и подросткового возраста. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.
Анализируя суицидоопасные конфликтные ситуации, специалисты убедились, что для ребенка или подростка они могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако некоторый максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта, свойственные периоду детства, и создавали ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождали чувство отчаяния и одиночества. Все это делало даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка и особенно для подростка, что подчас недооценивалось окружающими взрослыми. Все это обуславливает повышенный суицидальный риск в пубертатном возрасте, что, в частности, подтверждается и статистически.
Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности суицидетна. У всех суицидально ориентированных лиц были обнаружены эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, импульсивность. Эти черты, выраженные нередко на уровне акцентуации характера, создавали предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности в пубертатном периоде. При изучении семей суицидентов в 95% случаев обнаружился отягощенный семейный анамнез: хронический алкоголизм, которым страдали один или оба родителя; тяжелые характеропатии и личностные акцентуации родителей, создающие в семье обстановку напряжения; патология, наблюдающаяся у родственников и родителей, клинически очерченные депрессии и другие психозы, случаи самоубийства в семьях суицидентов.
Суицидальное поведение детей до 12 лет, как правило, служило признаком и выражением шизофренического процесса. В пресуицидальном периоде у подростков нами были выявлены различные варианты депрессивных состояний и ситуационных реакций, как правило, на фоне подростковых акцентуаций характера.
Суицидоопасные депрессии протекают у подростков атипично, маскируясь симптомами соматовегетативных расстройств, ипохондрическими нарушениями, девиантным поведением, дисморфофобическими симптомами и проявлениями метафизической интоксикации. Нозологическая принадлежность депрессий коррелирует с возрастом: с увеличением возраста суицидентов отмечается уменьшение удельного веса эндогенных депрессий и проявляется тенденция к преобладанию реактивных.
Депрессия проявляется по-разному, в зависимости от психологической акцентуации характера.
У гипертимного подростка — склонность к риску, пренебрежение опасностью.
У циклотимного — субдепрессия, аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе.
У эмоционально-лабильных подростков значимы аффективные реакции интрапунитивного типа. Суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на мало определенном стремлении «что-то с собой сделать». Другим фактором может служить желание «забыться». Чаще всего к саморазрушающему поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц.
Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности — реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией.
Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального статуса.
Для детей с шизоидной акцентуацией характерно применение допингов.
Подросток с эпилептоидной акцентуацией на фоне аффекта может перейти меру осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя. Чаще всего наносят порезы, ожоги, порой из мазохистических побуждений. Опьянения нередко протекают по дисфорическому типу с утратой контроля над собой. Участников азартных игр больше всего среди наркоманов и токсикоманов.
Истероидные подростки предрасположены к демонстративным суицидам.
Все интересы подростка с неустойчивой акцентуацией направлены на получение удовольствий.
Конфортный подросток может совершить суицид за компанию
Так как депрессия предшествует большинству суицидов, раннее распознавание симптомов депрессии и ее лечение посредством медикаментов и психотерапии — важный фактор предупреждения суицида.
Признаки депрессии:
- потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях,
обычно вызывающих положительные эмоции; - неспособность к адекватной реакции на похвалы;
- чувство горькой печали, переходящей в плач;
- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоува
жения; - пессимистическое отношение к будущему, негативное вос
приятие прошлого; повторяющиеся мысли о смерти или о
самоубийстве; - снижение внимания или способности к ясному мышлению;
- вялость, хроническая усталость, замедленные движения и
речь; - снижение эффективности или продуктивности в учебе, ра
боте, быту; - изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость;
- изменение аппетита с последующим увеличением или поте
рей веса.
Заметив признаки депрессии у подростка, сами родители или специалисты-психологи должны усилить индивидуальную работу с ним.
Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства:
- открытые высказывания о желании покончить жизнь само
убийством знакомым, в письмах родственникам, любимым; - косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий;
- активная предварительная подготовка, целенаправленный
поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих
веществ, жидкостей и т. п.); - фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о
самоубийствах вообще); - символическое прощание с ближайшим окружением (раз
дача личных вещей, фотоальбомов, часов и т. п.); - изменившийся стереотип поведения: несвойственная замк
нутость и снижение двигательной активности у подвижных,
общительных; возбужденное поведение и повышенная об
щительность у малоподвижных и молчаливых; - сужение круга контактов, стремление к уединению и
другие.
ПРОГНОЗ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Суицидальная активность человека зависит от целого ряда факторов.
Их учет в организации повседневной жизнедеятельности поможет оказаться рядом с подростком в критический момент его жизни и оказать ему необходимую помощь.
Главную роль в возникновении суицидально опасной ситуации играют конфликты.
Наиболее распространенными являются:
- Конфликты, связанные со спецификой жизнедеятельности
(учебы, общения) и социального взаимодействия людей:
- индивидуальные адаптационные трудности;
- неудачи выполнения конкретной задачи;
- конфликты со сверстниками;
- межличностные конфликты со значимыми людьми.
- Лично-семейные конфликты:
- неразделенная любовь;
- измена любимого человека;
- развод родителей;
- тяжелая болезнь;
- смерть близких людей;
- половая несостоятельность.
- Конфликты, обусловленные состоянием здоровья:
- психические заболевания;
- хронические соматические заболевания;
- физические недостатки.
- Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:
— страх уголовной ответственности;
— боязнь позора.
- Конфликты, обусловленные материально-бытовыми
трудностями.
Следует помнить, что вероятность возникновения суицидального поведения ВОЗРАСТАЕТ:
- в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предостав
лены самим себе, остаются наедине со своими мыслями, пе
реживаниями; - в период «пиков возрастной суицидальности» (между 17 и
24 годами);
в условиях тяжелой морально-психологической обстановки в семье или ближайшем окружении.
Обычно исследования в области суицидологии ставят своей целью идентифицировать людей с высоким риском суицида, после чего помочь этим лицам, предупреждая попытку суицида.
Факторы риска. Изучение причин и условий, при которых люди заканчивали жизнь самоубийством, позволило выявить ряд факторов, сопутствующих этому чрезвычайному происшествию.
К ним относятся:
* условия семейного воспитания:
- отсутствие отца в раннем детстве;
- матриархальный стиль отношений в семье;
- воспитание в семье, где есть алкоголики, психические
больные; - отверженность и социальная изоляция;
- воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т. д.
* стиль жизни и деятельности:
- акцентуация характера;
- употребление алкоголя и наркотиков;
- попытки совершения суицидальных попыток в прошлом;
- совершение уголовно наказуемого поступка.
* взаимоотношения с окружающими людьми:
- изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;
- разрыв высоко значимых любовных отношений;
- затрудненная адаптация к деятельности, учебе и др.
- недостатки физического развития (заикание, картавость, ожирение и др.);
- длительные соматические заболевания.
Знание и учет перечисленных факторов риска крайне необходимы, так как они позволяют выявить лиц с повышенным риском суицида.
Именно изменения в поведении (знаки беды) позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу. Знаки беды — это, прежде всего, заметная перемена в обычных манерах поведения подростка.
Прежде всего должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления:
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
- усиление жалоб на физическое недомогание;
- склонность к быстрой перемене настроения;
- жалобы на плохой сон или повышенная сонливость;
- ухудшение или улучшение аппетита;
- беспричинная нервозность;
- признаки постоянной усталости;
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
- отказ от социальной активности, от совместных дел;
- излишний риск в поступках;
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
- поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;
- необычные вспышки раздражительности;
- усиленное чувство тревоги, безнадежности;
- приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное потребление;
- отсутствие планов на будущее;
- составление записки об уходе из жизни.
Должны насторожить следующие заявления подростка: - «ненавижу жизнь»;
- «всем будет лучше без меня»;
- «мне нечего ждать от жизни»;
- «они пожалеют о том, что они мне сделали»;
- «не могу этого вынести»;
- «я стал обузой для всех»;
- «я покончу с собой»;
- «никому я не нужен»;
- «это выше моих сил».
Следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства.
Состояния, приводящие к мысли о самоубийстве:
- Низкая сопротивляемость стрессу и чувство разочарования
и безысходности (недостаточное принятие реальности). - Ощущение неспособности изменить положение вещей (нет
надежды на позитивные перемены в будущем). - Отсутствие навыков конструктивного решения проблемы,
образ«тупика». - Убежденность в том, что только самоубийство решит все
проблемы.
Суицидоопасным, по исследованиям Д.С. Исаева и КВ. Шерстнева (прожективный тест фрустрационной толерантности Розенцвейга), можно считать эго-защитный и потребностно-настойчивый типы реагирования, причем с преобладанием эк-страпунитивного направления (в манипулятивных суицидах), а также низкий уровень коэффициента групповой конформности (GCR). Для психокоррекционной и профилактической работы необходимо знать не только уровень самооценки, но и уровень притязаний. Чем больше разрыв между ними, тем больше вероятность невротизации личности и возрастает риск социальной дезадаптации.
Определенные аспекты человеческой жизни увеличивают вероятность попыток суицида. Изучение показало, что наиболее важный фактор суицида — ощущение человеком безнадежности. Лица с ощущением безнадежности могут рассматривать суицид как единственный способ решения своих проблем. Люди с душевными болезнями, расстройствами личности, а также лица, злоупотребляющие психоактивными веществами, имеют высокий риск суицида. В действительности люди, страдающие недиагностированными психическими болезнями, совершают около 90% всех суицидов. Соматические болезни также увеличивают риск суицида, особенно когда они сопутствуют депрессии. Около 1 /3 взрослых, совершивших суицид, страдали от соматических болезней к моменту своей смерти.
Другой фактор риска суицида заключается в наличии предыдущих суицидальных попыток, а также в наличии случаев суицида среди родственников. Важную роль играет социальная изоляция индивида. Люди, живущие одиноко или имеющие мало близких друзей, не получают эмоциональной поддержки, которая предупредила бы появление чувства безнадежности и иррациональных мыслей в трудный период их жизни.
Около 80% людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях другим людям, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы. Это обычно происходит в форме разговора о суициде или сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении или упоминаний о суициде в картинах и литературных произведениях. Другая опасность суицида заключена в неожиданном, драматическом и необъяснимом изменении поведения, так называемом «терминальном поведении». При этом индивид приводит свои дела в порядок, раздает свое имущество, часто заявляет о печали и отчаянии.
Человек, который увидел эти знаки, должен спросить предполагаемого суицидента, что последний думает о суициде. Если ответ будет вызывать подозрение в возможности совершения суицида, следует направить этого человека к психологу для предотвращения совершения суицида и последующего решения проблем, которые могут заставить человека решиться совершить суицид. Большинство суицидов могут быть предотвращены, так как состояния, при которых субъект может совершить суицид, обычно временны.
В 1950 г. в США профессионалы в области психического здоровья основали первую телефонную линию доверия для людей, находящихся в бедственном положении. На прямом проводе круглосуточно дежурят психиатры или специальным образом подготовленные люди, которые внимательно выслушивают отчаявшихся и объясняют последним как можно получить профессиональную помощь. Несмотря на определенную помощь, оказываемую анонимным абонентам, исследования показали, что достаточно много людей просто не пользуются этой службой. Например, молодые женщины звонят гораздо чаще, чем мужчины, а ведь именно последние имеют больший риск суицида.
Во многих учебных заведениях происходит внедрение программ по обучению студентов и преподавателей выявлению предполагаемых суицидентов. Однако эти новые программы еще не доказали своей эффективности среди молодежи.
Другой превентивной мерой является ограничение доступа предполагаемых суицидентов к средствам, с помощью которых можно легко убить себя. Такие методы, как барьер, который не позволяет людям легко спрыгнуть с моста, а также ограничение доступа к огнестрельному оружию доказали свою эффективность в снижение уровня суицидов в обществе. Такие методы позволяют создать препятствия на пути немедленного суицида, вследствие чего суицидальные мысли могут измениться и решимость совершить суицид исчезнет. Препятствия также позволяют в некоторых случаях случайному спасателю физически вмешаться в совершаемый суицид.
У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера»— самоубийство под влиянием чьего-либо примера (в свое время опубликование гетевского «Вертера» вызвало волну самоубийств среди немецкой молодежи). Kurt Cobain, лидер американской рок-группы Nirvana, совершил суицид в 1994 г. в возрасте 27 лет. Несмотря на то, что некоторые исследования предполагают, что суициды известных людей могут служить примером для подражания, особенно в подростковой среде, эта точка зрения не является полностью доказанной.
Суицид оказывает разрушительное влияние на друзей и родственников суицидента. Умышленная, неожиданная и насильственная смерть человека часто заставляет других чувствовать беспомощность и отверженность. Члены семьи и друзья могут иметь дополнительный стрессовый фактор при обнаружении трупа. Родители часто страдают от выраженного чувства стыда и вины. Так как суицид рассматривается, как социальная стигма пережившие суицид стараются избегать общения с другими людьми, также как и окружающие избегают общения с ними. Несмотря на эти чрезвычайные проблемы, исследования показывают, что пережившие суицид, проходя сквозь такие же психологические проблемы, как и люди, потерявшие своих близких, в конце концов оправляются от своих печалей. Группы поддержки могут играть положительную роль в психологическом восстановлении жертв неудавшегося суицида.
Имеются некоторые свидетельства того, что предание широкой гласности фактов самоубийств известных людей могут служить толчком к самоубийствам других людей, в особенности, среди лиц в диапазоне от 13 до 19 лет. Однако многие исследователи не находят справедливым такое мнение.
Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает помощь суициденту со стороны эмоционально близких и значимых лиц.
Детское суицидальное поведение имеет ряд особенностей и каждый отдельный случай требует внимательного рассмотрения.
Важным фактором усиления профилактической работы в образовательном учреждении выступило введение нового федерального государственного стандарта (ФГОС). Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его в образование психолого-педагогическое, означает необходимость разработки такого содержания, которое позволит школьной психолого-педагогической службе осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности не только образование, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала, но и выявление детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательных учреждений
Внимание государства к проблеме выразилось в разработке множества законов, принятии нормативно-правовых актов, прямо или косвенно обеспечивающих воздействие на факторы девиации подростков, в том числе и суицидального поведения.
Аналитический обзор нормативно-правовой базы по профилактике подростковых суицидов в Российской Федерации и Московской области
- Конвенция ООНо правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30)
- ФЗ РФ 273-ФЗ“Об образовании в Российской Федерации”от 29 декабря 2012 г.
ФЗ РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» статья 14
- ФЗ РФ № 120от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицидасреди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.
- Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»
- Федеральная целевая программа«Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями), утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280
- План мероприятий Министерства образования и науки РФпо профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015 годы, утв. приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537
- Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»)
- “Кодекс Российской Федерацииоб административных правонарушениях” (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция от 05.2014) Статья 5.35
Что касается непосредственно суицидального поведения, существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей стране были созданы службы предупреждения самоубийств.
21 октября 2011 года, главный психиатр Минздравсоцразвития Зураб Кекелидзе выступил с обращением о необходимости вводить в школах государственную профилактическую программу, направленную на предупреждение суицидов среди детей. По мнению Кекелидзе, участие в программе должны принимать педагоги, работники внутренних дел и семьи, причем, эту профилактику, считают специалисты, необходимо проводить, начиная с младших классов.
.
Профилактическая работа пронизывает всю воспитательную и социализационную деятельность.
В Министерстве образования Московской области:
- создана и ведется с 2007 года картотека методических материалов по проблемам профилактики асоциального поведения несовершеннолетних для руководителей муниципальных органов управления образованием, специалистов общеобразовательных учреждений, которая систематически пополняется и обновляется электронными и печатными материалами;
- ведется электронная форма данных о детях и подростках группы риска «Всеобуч», компьютерный банк с материалами по профилактике детских суицидов, включающий нормативно-правовую базу, критерии оценки профилактической работы, электронные варианты методических рекомендаций и пособий, разработанных Высшими учебными заведениями Московской области.
В каждом образовательном учреждении должна быть размещена информация о работе служб экстренной психологической помощи, детского телефона доверия, а также информации с номерами «Телефонов доверия» на информационных стендах «Права и обязанности учащихся», в классных уголках, в дневниках обучающихся;
На сайте Министерства образования Московской области mo.mosreg.ru, сайтах муниципальных органов управления образованием, сайтах образовательных учреждений размещаются материалы по проблемам асоциального поведения обучающихся:
– информация о совершенствовании законодательной базы;
-информация уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса;
– информация о работе социально-психологической службы о предоставлении помощи в регионе, районе, образовательном учреждении;
– информация о детском телефоне Доверия;
– памятки для разных целевых аудиторий.
В учреждениях образования используются профилактические программы, направленные на формирование здорового образа жизни:
«Все цвета, кроме черного» (М.М. Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова); «Разговор о правильном питании». М.М. Безруких, А.Г.Макеева,, Т.А.Филиппова; «Мой выбор». Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Прутченков А., Смирнова Г. М.,2002; «Твоё здоровье». Потемкин Г.А., 2011г.; «Жизненные навыки и социальные умения» (для обучающихся с 1-го по 5 класс) под ред. С.В. Кривцовой и др.
В каждом образовательном учреждении Московской области работает Совет профилактики.
Проходят профилактические мероприятия и рейды («Безнадзорные дети», «Подросток» и т.п.);
Социальные скрининги. Педагоги в ОО заполняют «Матрицу определения обобщенного показателя социального благополучия семьи» с целью выявления «зоны риска», так же матрица дает возможность отслеживать динамику, объективно наблюдать картину изменений. Она позволяет своевременно выявить детей с отклонениями в поведении, для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними. Результаты мониторинга заносятся в социальный паспорт класса, затем составляется общий социальный паспорт школы.
– ведение базы данных по учету несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, «неблагополучных семей» (создание социальной карты на каждого обучающегося, оказавшегося в трудной жизненной ситуации);
– Мониторинг состояния работы по профилактике суицидов, среди обучающихся должен проводится два раза в год.
Методы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних могут быть самыми разнообразными, но должны быть направлены на профилактику подростковых дезадаптаций, на гармонизацию социального окружения подростков и недопущение развития депрессивных состояний, которые являются ведущим фактором проявления суицидального поведения.
Четыре основных метода оказания психологической помощи подростку, пребывающему в депрессии:
- активная эмоциональная поддержка подростка, находящегося в состоянии депрессии;
- поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию;
- обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
- расширение временной перспективы и самопонимания.
В период взросления эффективные жизненные стратегии, включающие в себя обладание перспективными жизненными целями, или умение использовать преимущества настоящего времени только формируются. Поэтому профилактическая работа с подростками должна идти как минимум в двух направлениях: формирование эффективных жизненных стратегий и информирование об особенностях развития в подростковом возрасте.
Цель профилактической деятельности образовательного учреждения заключается в создании благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению психологического здоровья учащихся, и направлена на решение следующих задач:
- укрепление социальной защищенности учащихся;
- выявление причин, способствующих проявлению суицидального поведения;
- совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению суицидов;
- развитие социальной активности учащихся;
- вовлечение учащихся в социально полезную деятельность;
- активное привлечение учащихся в деятельность органов ученического самоуправления;
- активное привлечение учащихся для участия в волонтерской деятельности.
Профилактическая работа строится со всеми участниками образовательного процесса, поскольку подростковый возраст является кризисным как в физиологическом, так и в психическом плане. В подростковом возрасте наиболее остро проявляется потребность любви и признании. Психика неустойчива к моральным потрясениям.
Предлагаемые модели профилактики подростковых суицидов в образовательных учреждениях основываются на уровнях риска суицидального поведения детей и подростков.
Профилактические действия на 1-ом уровне носят характер общей профилактики асоциального поведения и направлены на предупреждение дезадаптационного и деструктивого поведения всех учащихся в целом. Основной целью данного уровня является повышение групповой сплоченности в школе. Вовлечение учащихся в создание общих школьных проектов и программ, направленных на укрепление психического здоровья, здоровой среды в школе, организацию внеклассной воспитательной работы, разработку эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также образовательной организации, муниципального района и региона.
Поскольку частыми причинами суицидального поведения среди подростков являются нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Групповая работа дает возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяет получить обратную связь, взглянуть на свою жизнь и свою семью с иной точки зрения.
Сложности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев подросткового суицида обуславливаются несерьёзностью, мимолетностью и незначительностью (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийств.
С большой долей уверенности можно говорить о наличии взаимосвязи между попытками самоубийств подростков и другими формами отклоняющегося поведения (побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т. д.). Именно поэтому всю работу по профилактике детской и подростковой суицидальности мы выстраиваем на основе универсальной диагностической формы «Социальные риски класса». Учитывая, что суицидальное поведение самый специфичный вид девиаций и коррекционная работа с детьми суицидентами (совершившими попытку суицида) должна проводиться психиатрами и суицидологами мы обозначили «клинический уровень профилактики», как уровень, который выходит за рамки деятельности школьных специалистов и предполагает медицинский профиль проработки.
Центр ПМСС оказывает помощь в решении вопросов экстренной психолого-правовой помощи. На базе Центра ПМСС функционирует «Кризисная служба», педагоги-психологи оказывают помощь детям и подросткам, перенесшим психотравмирующие ситуации, их родителям и педагогам (психологическое кризисное консультирование и работа на кризисной телефонной линии). В Центре работает Детский телефон доверия: 64-9- 80-83
Нужно помнить, что с суицидальными проявлениями в поведении ребенка в первую очередь сталкиваются педагоги и родители, любой человек, оказавшийся рядом с потенциальным суицидентом, в кризисный момент, в ожидании профессиональной медицинской помощи должен знать как правильно себя вести. Именно на работников сферы образования ложится основная нагрузка по профилактике и коррекции детского деструктивного поведения и эта задача должна решаться в рамках формирования у ребенка здорового образа жизни.