“Фестиваль педагогических идей” Жестокое обращение с детьми в семье: ответственность и профилактика. Социальный педагог в ситуации жестокого обращения с ребёнком. Гончар Екатерина Николаевна

В образовательном учреждении социальный педагог, работая с родителями, может решать различные проблемы, например, комментировать нормативно-правовую базу действий и их последствий, давать психолого-педагогические рекомендации, адреса и контакты различных социальных служб и др.

Причинения физического вреда ребенку, алкогольное злоупотребление, табакокурение, моральное подавление, отсутствие должной заботы, опеки, пренебрежение интересами несовершеннолетнего – все это пример жестокого обращения с детьми в семье.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

  1. физическое насилие;
  2. сексуальное насилие или развращение;
  3. психическое (эмоциональное) насилие;
  4. пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).

Отметим, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия.

По мнению ряда исследователей, изучающих эту проблему, к факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, относятся:

  • алкоголизм,
  • наркомание,
  • вовлечение в сферу влияния преступного мира,
  • признаки деградации личности;
  • психические отклонения;
  • социальная незрелость родителей,
  • склонность н иждивенчеству (стремление жить, постоянно рассчитывая на чью-либо помощь, а не на свои силы и средства),
  •  нарушение взаимодействия индивидуума с социальным миром (социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды);
  • заниженная самооценка у родителей,
  • слабая стрессоустойчивость,
  •  личностные проблемы.

В настоящее время ситуация усугубляется еще и тем, что зачастую собственная неудовлетворенность родителей их личным положением в обществе выражается в попытке реализации модели «послушного и успешного ребенка», средством которой служит жесткое психологическое подавление и пренебрежение интересами несовершеннолетнего.

Если возникает стойкое убеждение в том, что ребёнок подвергается насилию, социальному педагогу необходимо совместно с родителями проанализировать на консультации возможности обращения за помощью к психологу, медработнику, инспектору по делам несовершеннолетних, специалистам органов опеки и попечительства, в суд.

При нарушении законных прав и интересов ребенка, ненадлежащем исполнение родителями обязанностей по воспитанию и образованию детей, при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а после 14 лет – в суд.

Статья № 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» УК РФ гласит:

«Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, – наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового».

Социально-психологическая работа по проблеме жестокого обращения с несовершеннолетними может быть разделена на два направления:

  • профилактическая деятельность;
  • реабилитационная деятельность.

Основные направления профилактики жестокого обращения с детьми включает в себя основные направления:

  • организационно-методическая деятельность: разработка программ профилактики, использование специальных методик, социально-воспитательная работа;
  • информационно-просветительское движение: проведение различных акций (например, акция «Сообщи про жестокое обращение», приуроченное ко Дню защиты детей), образовательных программ (например, программа «Профилактика агрессивного поведения» для несовершеннолетних), мероприятий, тренингов, формирование волонтерских групп, направленных на формирование культуры ненасильственных отношений среди несовершеннолетних, а также культуры ответственного родителя – проведение родительских собраний «О недопустимости жестокого обращения с детьми»; взаимодействие со СМИ, публикация статей в рамках просветительской деятельности, написание аналитических справок с выводами и перспективами развития.
  • Использование социально-воспитательных технологий по формированию уверенного поведения несовершеннолетних; анкетирование до и после занятий, направленное на выявление уровня информированности;
  • внедрение эффективных тренинговых программ по корректировке личности несовершеннолетних, направленных на снижение уровня агрессивности; диагностика до и после программ, направленная на определение уровня агрессивности у несовершеннолетних;
  • повышение уровня межведомственного взаимодействия и координации деятельности органов и учреждений системы профилактики (например, проведение семинаров на тему: «Методы работы в области профилактики жестокого обращения в подростковой среде»; проведение мастер-классов, например, мастер-класс для социальных педагогов на тему: «Организация работы по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми»; разработка технических заданий по выпуску методической литературы: методические пособия, буклеты, листовки (например, листовка для родителей «Я – лучший в мире Родитель», буклет для несовершеннолетних «Я счастлив», социальный плакат «Не допусти слёз»), справочники и др.

 Таким образом, необходимо работать на опережение: не допускать выявления случаев жесткого обращения с детьми. В противном случае, своевременно работать с родителями, детьми и различными социальными службами.

Comments are closed.