“Фестиваль педагогических идей” Мастер-класс: «Использование музыки и кинезиологии педагогом-психологом в развитии у дошкольников интеллектуальных и коммуникативных черт характера» МИЛАКИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Цель : знакомство участников (педагогов) с опытом использования кинезиологических упражнений и музыки, способствующих развитию у детей  межполушарного взаимодействия, чувства ритма.

Задачи:

• Представить участникам мастер-класса приемы развития когнитивной сферы через использование кинезиологических упражнений посредством музыкального сопровождения.

• Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в упражнениях.

• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста через метод кинезиологию.

Форма проведения: практическое занятие с педагогами.

Продолжительность проведения: 7 минут.

Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ (воспитателей, музыкальных руководителей, психологов, логопедов) по использованию кинезиологических приемов для развития метроритмического чувства у детей дошкольного возраста и когнитивной сферы.

Участники: мастер-класс рассчитан на воспитателей, педагогов-психологов, логопедов ДОУ.

Структура мастер-класса:

• Вступительное слово по теме

• Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных игровых  кинезиологических приемов, развития чувства ритма.

• Рефлексия – итог занятия.

Ожидаемый результат: участники получат опыт использования кинезиологических упражнений, способствующих развитию у детей когнитивной сферы, чувства ритма, музыкальной способности, координации движений, межполушарных связей, коммуникативных черт характера.

Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

 «Музыка – самое мощное средство

для просветления, потому что в душе

человека живут ритм и мелодия.

Музыка может обогатить её, дополнить,

дать ей блаженство и озарение».

Платон

Платон был прав. После долгого изучения феномена музыкотерапии ученые пришли к выводу, что музыка обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом.            

Выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог Владимир Михайлович  Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить  слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать   неправильные  и лишние движения, развить творческий интеллект…»

Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может повторить даже простейшее танцевальное движение. Отсутствие координации между слухом и голосом, глазом и рукой сводит на нет все прилагаемые усилия для  развития музыкальности. Что мешает способностям, которые заложены в каждом из нас, вырваться наружу? Поиск наиболее оптимального решения данной проблемы, привёл меня к методу «кинезиология».

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений.  Основными задачами метода кинезиологии являются – развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.

          Согласно последним исследованиям нейронауки, музыка способна многократно повысить уровень психологической, интеллектуальной активности, координации, стимулировать высшие психические функции (внимание, воображение, мышление, память), что делает ее исключительно эффективным средством в деле обучения и общего развития ребенка. 

     Используя в своей работе «Технологию развития межполушарного взаимодействия у детей», я решила использовать музыку и кинезиологию для развития когнитивной сферы  и коммуникативных навыков.

    Самый благоприятный период для интеллектуального раз­вития — это возраст до 10 лет, когда кора больших полуша­рий еще окончательно не сформирована. Успешность обучения детей зависит от своев­ременного развития межполушарного взаимодействия, их синхронизации.

    Под влиянием кинезиологических тренировок в организ­ме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения.

Метод кинезиологии и музыкальное сопровождение еще способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости,  звуковысотному слуху, чувству ритма, музыкальному мышлению, способствует  развитию специальной музыкальной способности – координации движений.

        В моей практике «Технология развития межполушарного взаимодействия у детей» метод кинезиологии используется, как система упражнений, выполняемая сначала без музыки, а потом с ее подключением.

Подбор упражнений соответствует  возрастным возможностям детей.

Так, упражнения с младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой или симметрично расположенными пальцами.

Упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняются, наращивается темп выполнения задания, используются одновременные разнотипные движения рук. За счёт этого развивается координация движений, музыкальное мышление, высшие психические процессы.

И в заключении хочется сказать, что ритмические движения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Делая музыкальный ритм организмом  движения, можно развивать внимание, память, внутреннюю  собранность.

С помощью музыки и кинезиологии возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного  группового  поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого, т.е. социализация ребенка через игру.

      Предлагаю вам на время мастер-класса превратиться в детей  и немного подвигаться вместе со мной!

Практическая часть.

Упражнения

  1. «Приветствие»

Психолог: – Мы друг другу  улыбнёмся,
                     Пожелаем всем добра
                     Настроение  отлично!
                     Поиграть уже пора

Все: -Если добрый день с утра!

Хлоп-хлоп-хлоп. (хлопают в ладоши)

-Поиграть пришла пора!

Хлоп-хлоп-хлоп. (хлопают в ладоши)

-Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Хлоп-хлоп-хлоп, (хлопают в ладоши)

– Как же, как тебя зовут!

(участники пропевают и прохлопывают свои имена)

  • Канон

(выполняют под музыку «Летка-Енка» (Финская полька)

 Участники стоят друг за другом. Руки опущены. На такт музыки поднимает правую руку вперед на плечо соседу спереди первый ребенок,  на 2-й такт – второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают опускать в том же порядке левую руку.

  • Перекрестные движения

Под музыку скрещиваем руки на коленях и одновременно соединяем ноги в коленях.

  • Перекрестные шаги

Медленная ходьба под счет педагога, во время которой ребенок касается правым локтем левого колена и левым локтем правого с фиксацией положения «локоть-колено». Голова во время движения чуть-чуть поворачивается. Следить за тем, чтобы рот не был зажат. Упражнение выполняется в течение 1 мин..

                              ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

  • Сиртаки . (выполняют под музыку Греческий танец «Сиртаки»)

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пра­вой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

  •  Кулак—ладонь.

Два положения руки на плоско­сти стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь.

  •  Кулак—ребро—ладонь ладонь.

(выполняют с ускорением под музыку Греческий танец «Сиртаки»)

Три положения руки на плоско­сти стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плос­кости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Вы­полняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в вы­полнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ла­донь-ладонь»), произнося их вслух или про себя

Прощаются

В круг давайте дружно встанем

Ручки-лучики протянем

И все дружно, вместе скажем: «До свидания».

Участники садятся на свои места.

Comments are closed.