“Фестиваль педагогических идей” Геоборд в работе педагога-психолога. МАКСИМОВА ОЛЬГА ИГОРЕВНА

Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов дошкольников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов. Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в детском саду, в школе обычно переходит в разряд неуспевающих.

     Дошкольное детство — очень короткий отрезок из жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет важное значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества.   

   Известный советский психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому

дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов, а потому уделять внимание развитию ребенка надо начинать с раннего возраста.

      Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Поэтому для педагогов несомненно важным является поиск универсальных средств, методов и приемов, которые бы отвечали современным требованиям образовательной работы в ДОУ.

       В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр, для дошкольников, которые способствуют развитию памяти, мышления, внимания у детей. 

Цель: повышение уровня развития психических процессов.

Задачи:

1.Развитие психических процессов: внимание, память, мышление, восприятие, воображение

2. Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;

3 Создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.

      «Геоборд» – одно из таких средств для развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста.

     Что такое геоборд?

    «Геоборд» (другие названия – математический планшет, геометрик- русское, геоборд – английское) – это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений. Возможности геоборда настолько широки, что использовать его можно в развивающих играх и обучении деток с 3 лет, дошкольников и младших школьников.

     В середине века специалист в области дошкольной педагогики М. Монтессори предложила игру под названием бизиборд, которая является прообразом современного геоборда для детей. Это была доска, на которой были закреплены различные бытовые предметы. Бизиборд способствовал развитию интеллекта у детей.

     В последствии ее идею развил египтянин математик Калебу Гаттегно. Он сконструировал доску с вбитыми в нее штырьками, на которые различными  способами натягивались резинки, и назвал это приспособление геоборд.

     «Геоборд», по мнению математика, помогает ребенку в освоении некоторых базовых правил планиметрии: периметр, площадь, фигура и т. д., развивает индуктивное и дедуктивное мышление, дает представление о симметрии, трансформации размера, формы. Еще геоборд  называют математическим планшетом

      В нашей стране с математическим планшетом познакомились в конце 90-х годов прошлого столетия. В то время на Западе в процессе обучения использование этого пособия стало обязательным.

      «Геоборд» состоит из плоского поля и штырьков, расположенных на поле равноудаленно друг от друга по горизонтали и вертикали. Для работы с геобордом нужны резиночки. Это могут быть обычные латексные канцелярские резинки или тонкие цветные резинки для волос. Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных).

      Развивающие возможности «Геоборда»:

  • Развитие памяти, внимания и усидчивости.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развивает фантазию и творческий потенциал детей (можно создавать рисунки по схеме или придумывать самому).
  • Изучение букв и цифр.
  • Развитие пространственного и математического мышления, базовое знакомство с геометрическими фигурами.
  • Формирует познавательные способности.
  • Отличный метод расслабления и снятия физического и психологического напряжения у детей.

    Как играть с геобордом ?

    Играть с геобордом можно по-разному. В зависимости от возраста, индивидуальных способностей детей будет меняться цель и решаемые в ходе игры задачи. Для начала познакомить ребенка с планшетом, показать, как одевать и снимать резинки. Игра должна быть обязательно под присмотром взрослого. Ребенок может создавать разные фигуры и простые рисунки под руководством взрослого. Постепенно можно усложнять задания и не забывать давать ребенку волю для его собственного воображения.

    Дети младшего дошкольного возраста могут рисовать по образцу (геометрические фигуры, предметы, явления природы; «оживляем» геометрические фигуры – квадрат превращается в домик, треугольник – в вазу с цветами).

    В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться образное внимание. Дошкольники могут строить по схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы, различные предметы по лексическим темам).

    В старшем дошкольном возрасте дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Проводим слуховые диктанты. Дети очень любят фантазировать и рисовать по замыслу.

    Варианты игр с геобордом.

1 Задания по схеме. Нарисовать ребенку схему с заданием на бумаге. Это может быть что угодно: геометрические фигуры, дом, цветок, дерево, кораблик и т.д. Можно воспользоваться специальными альбомами со схемами.

2 Математические игры. Геоборд можно использовать для развития у детей математических способностей. Ребенку можно объяснить и показать на примерах, что такое квадрат, прямоугольник, и треугольник и т.д. После этого он должен суметь изобразить эти фигуры самостоятельно.

3 Симметрия окружающего мира. Для уяснения понятия симметрии можно предложить ребенку следующую игру. Доску необходимо разделить на 2-е равные части и на каждой изобразить геометрические фигуры.

При этом симметрия должна быть немного нарушена. Ребенок должен обнаружить и исправить неточности.

4. Изучение и закрепление цифр и букв. Предлагается ребенку посмотреть на  цифру или букву и затем изобразить ее на геоборде, рядом можно сосчитать и  положить равное количество предметов (например, шарики, счетные палочки и т.д.)с цифрой.

5. Усвоение логических понятий при помощи простых линий можно научить ребенка изображать окружающую действительность: цветы, деревья, машины, корабли и т.д. Совместное обсуждение с ребенком композиции будущего изображения приучат его к самостоятельности и придаст уверенности в своих силах.

 6. Развитие творческих способностей. При создании изображения на планшете ребенок развивает фантазию, не стоит его ограничивать, а разноцветные резинки создадут у ребенка большую потребность в проявлении фантазии и творческом подходе к заданиям.

     Таким образом, использование игрового пособия «Геоборд» в организованной образовательной деятельности обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. Применение занимательного материала повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления и речи детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.

Comments are closed.