“Фестиваль педагогических идей” Социальный проект « Дороги, которые мы выбираем» Шведова Ольга Вячеславовна – педагог-психолог, Кабанова Виктория Александровна – педагог-психолог

Одной из приоритетных задач Стратегии  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является ранняя профориентация учащихся.

Проект «Дороги, которые мы выбираем»  является первой ступенькой в большой и объемной работе по профориентации в школе. Деятельность  педагога- психолога по профориентации включает в себя различные формы и методы работы.

    Чтобы выбрать профессию, нужно знать, какие профессии существуют. В ознакомлении учащихся с профессиями помогают конкурсы рисунков и сочинений «моя будущая профессия». Наш  проект расширил рамки данной работы и помог найти новые формы по ранней профориентации.

Цель:  Подготовка учащихся  к осознанному выбору профессии, формирование   представления о возможностях приложения своих профессиональных намерений.

Задачи проекта:

– формировать у учащихся положительное отношение к труду;

-формировать готовность к трудовой (профессиональной) деятельности;

– научить детей разбираться в содержании профессиональной         деятельности;

– развивать коммуникативные  навыки;

  • повышать познавательный  интерес, развивать кругозор;
  • расширять способы творческой самореализации;

Формы и методы работы:

  • анкетирование
  • встречи с родителями
  • конкурсы
  • экскурсии  

 Сроки и этапы реализации проекта:

Срок реализации проекта 1 год

Этапы проекта:

 1 этап – организационный (сентябрь, октябрь) – анкетирование, подбор материала.

2 этап –  ( ноябрь – апрель) – встречи с родителями, экскурсии на предприятия, профессиональные пробы ( в марте День парикмахера 5,6,9 классы)

3 этап – завершающий ( май) – коллективное творческое дело  «Все работы хороши», онлайн конференция «Мирные профессии в немирное время»

Описание проекта:

    Важным этапом в реализации проекта является первичное анкетирование учащихся с целью выявления их знаний о мире профессий. (Приложение 1) Среди учащихся 4,5 классов  (58 человек) было проведено анкетирование, которое показало: 82% учащихся имеют слабое представление о месте работы родителей, не знают, кем работают родители. 70% учащихся ограничиваются знанием только самых распространенных профессий  (учитель, врач, продавец и т.п.)

    Для расширения представления о профессиях родителей, были организованы встречи с родителями – представителями разных профессий. Встречи проходили в формате «Сто вопросов взрослому». Учащиеся заранее готовили вопросы о профессии, примерли на себя роль корреспондента, вели запись интервью, оформляли «Журнал профессий». (Приложение 2) Приятным сюрпризом для ребят стали мастер-классы от родителей, связанные с их профессией (работа с электрической плойкой – парикмахер, приемы самообороны – полицейский, минутки для шутки-воспитатель, химические опыты – фармацевт, приемы оказания первой медицинской помощи – врач) (Приложение 3). Доброжелательная, почти семейная обстановка способствовала развитию социальных навыков общения и не только побуждению интереса к различным профессиям, но и расширению представлений о ней.

     Накануне  Международного женского дня в школе проходит День парикмахера. Девушки 9 классов соревнуются в плетении косичек. Мероприятие проходит в течение одного дня на переменах. С нетерпением этого мероприятия ждут девочки 5 и 6 классов, ведь именно предстоит быть моделями. Подведение итогов проходит в актовом зале. Для награждения приглашается мастер-парикмахер из салона красоты «Полина» (Приложение 4)

    Собрав определенные знания о различных профессиях, учащиеся  создали видеоролик «Все работы хороши». Ребята объединили в нем свои рисунки и навыки  выразительного чтения.  

     К 75-годовщине Победы в Великой Отечественной войне прошла онлайн-конференция «Мирные профессии в немирное время». Этот вид работы был интересен для учащихся, они по-другому взглянули на профессии артиста, корреспондента. Так же 5 учащихся стали призерами и победителями Международного конкурса видеороликов к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Мы помним, мы гордимся».(Приложение 5)

          Заключение.

Данный проект легко  трансформировать на любую образовательную организацию. Проект устойчив во времени, не требует  финансовых затрат.

 Мы реализуем его второй год, уже на других учащихся.

Приложение 1.

Анкетирование учащихся

1. Кем работают твои родители?

2.На каком предприятии они работают?

3.Перечисли профессии, которые ты знаешь?

4.Какие крупные предприятия (заводы, комбинаты) есть в нашем городском округе?

5. Кем ты хочешь стать? Какую профессию выбираешь для себя?

6. Где ты планируешь работать? На каком производстве?

Приложение 2

Сто вопросов взрослому  – вопросы для встречи с представителями различных профессий.

 Проект «Мир профессий»

Встреча №                                  Дата

У нас в гостях:

Место работы:

Должность:

О какой профессии Вы мечтали в детстве?_____________________________

_________________________________________________________________

Какие школьные предметы Вам давались легко, а какие нет?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Сколько лет Вы в этой профессии?________________________________

Какие качества важны в этой профессии?____________________________

________________________________________________________________

Есть ли в Вашей семье представители этой профессии?

_________________________________________________________________

В каком учебном заведении можно получить эту профессию?_______________________________________________________

_________________________________________________________________

В чем заключаются Ваши трудовые обязанности?_______________________

_________________________________________________________________

В чем трудности этой профессии?____________________________________

_________________________________________________________________

В чем радости этой профессии?_______________________________________

__________________________________________________________________

Хотели бы Вы поменять профессию?___________________________________

__________________________________________________________________

Когда отмечается профессиональный праздник? _________________________

Comments are closed.