“Фестиваль педагогических идей” Игровое занятие с элементами тренинга. «Личностные особенности обучающихся при выборе профессии». Шабельник Татьяна Вячеславовна

Цели:

– расширить знания обучающихся или актуализировать уже имеющиеся знания о личностных особенностях человека ;

– научить обучающихсясоотносить человека, как личность (равно как и самого себя) спрофессиями;

– научить осознавать специфические стороны рассматриваемых профессий.

Задачи:

– создание позитивной эмоциональной установки на доверительное общение;

– повышение уровня ориентации в мире профессий;

– выработка умения соотнести личностные качества работника с профессиональными требованиями;

– развитие навыков рефлексии.

Ожидаемый результатосознание участников тренинга необходимости соотнесения своих личностных качеств с требованиями предполагаемой профессии.

Материально-дидактическое обеспечение занятия: стулья, авторучки, индивидуальные карточки, компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Форма проведения: профориентационное занятие с элементами тренинга, основой которого является игровая технология.

Форма работы: групповая.

Возрастная категория: учащиеся 9,11 классов.

Продолжительность занятия: 40 мин .

План занятия:

1. Приветствие, вводное слово психолога.

2. Упражнение Профессия на букву….

3. Упражнение Соотнеси качество.

4. Энергизатор “Я личность”.

5.  Упражнение Цветок успеха“.

6. Упражнение “Угадай профессию”

7. Творческое задание “Составь синквейн“.

8. Рефлексия. Подведение итогов.

Ход занятия

1.

а) Учащиеся с педагогом- психологом садятся в большой круг.

б) Слово педагога-психолога:

Проблема выбора профессии стоит перед каждым выпускником школы. Удачно выбранная профессия – это удовлетворённость самим собой, любимое дело, польза для общества  и позитивное представление человека о себе. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Для того, чтобы сделать правильный, осознанный выбор профессии, нужно провести кропотливую работу по самопознанию и изучению мира профессий. На сегодняшнем занятии мы попытаемся понять важны ли индивидуальные личностные особенности человека при выборе профессии.

в) Педагог-психолог напоминает правила поведения в тренинговой группе:

-доверие,

– дружелюбность и активность,

– право на отказ,

– конфиденциальность,

– искренность.

К перечисленным правилам желающие учащиеся могут добавить свои правила.  (на слайде)

г)Слово педагога-психолога:

Упражнение «Расскажи о себе» (знакомство).

Цель: создать благоприятную непринужденную  

психологическую атмосферу в группе.

 Педагог-психолог предлагает учащимся назвать своё имя и индивидуальное качество присущее именно этому человеку. Участники тренинга в порядке очередности (начинает ведущий) говорят своё имя и личностное качество. (напр.Татьяна жизнерадостная)

2. Упражнение «Профессия на букву…».

Цель: расширить знания учащихся о мире профессий.

Педагог-психолог: Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, которая похожа на игру в «Города». Только вместо городов мы будем называть профессии, т. е. первый участник называет какую-нибудь профессию, следующий участник называет профессию, начинающуюся на букву, на которую закончилась предыдущая профессия и т. д.

Обсуждение:

– Какие трудности вы испытали подбирая профессию на заданную букву?

– Какую новую профессию вы узнали?

3. Упражнение «Соотнесикачество».

Цель: расширить знания учащихся оиндивидуальных личностных характеристиках, присущих различным профессиям.

Педагог-психолог: На недавнем занятии мы с вами проводили диагностику на определение типа профессий. Напоминаю их вам:(на слайде.) Разделитесь, пожалуйста на группы по 2-3 человека. Для каждой группы выберите свой тип профессий. Теперь попытайтесь за пару минут вписать личностные качества , присущие человеку, работающему в профессиях того или иного типа.   (например: человек-человек- внимательность, вежливость и т.д.). Представьте свои результаты.

Обсуждение: Все ли согласны с качествами, распределенными по типам профессий?

Были ли совпадения личностных характеристик в типах профессий?

Почему?

4. Энергизатор «Я личность».

Цель: вовлечь участников в действие, повысить общую активность. Усилить концентрацию внимания.

Педагог-психолог  просит поменяться местами представителей какого-либо одного личностного качества, а именно тех кто:

– весёлый;                                    – безответственный;

– аккуратный;                               – терпеливый.

– целеустремлённый;- коммуникабельный;

– злой;                                         – принципиальный;

5. Упражнение «Ромашка успеха».

Цель: соотнести личностные качества человека с требованиями различных профессий.

Педагог-психолог: Перед каждым из вас лежит цветок в центре которого написана профессия. Попробуйте записать на его лепестках личностные особенности человека, которые предполагает эта профессия. (Пример на слайде).

Обсуждение: легко ли было? Если сложно, то почему?

6. Упражнение “Угадай профессию”

Цель: развить навыки  взаимодействия в группе, активизировать личностный потенциал.

Педагог-психолог: Каждая профессия имеет свои особенности,  человек, выбирающий её,  должен быть к ним готов. Мы с вами попробуем увидеть эти особенности с помощью этой игры. Предлагаю одному человеку выйти на минутку из комнаты, а мы с вами загадаем профессию, которую вышедший человек должен будет отгадать, задавая наводящие вопросы. Отвечать можно только двумя фразами “да” или “нет” (отгадывающий может задать не более 6-7 вопросов)

(Пример вопросов на слайде).

7. Творческое задание «Составь синквейн».

Цель: осознать особенности профессий, активизировать творческий потенциал.

Педагог-психолог:Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Сейчас мы рассчитаемся на 1-й, 2-й, 3-й и разделимся на три группы. Для работы в команде мы приготовили вам все необходимые материалы. Каждая команда выберет себе понравившуюся профессию и составит синквейн. Вам необходимо отразить в вашей совместной работе особенности профессиональнойдеятельности людей данной сферы, профессионально важные качества (правила составления синквейна на слайде). По окончанию каждая команда презентует нам свойсинквейн, а остальные участники попытаются угадать профессию.

Обсуждение: – Что вам было легко, что трудно в выполнении задания?

8. Рефлексия.

Цель: – формирование установки на самопознание.

Педагог-психолог: Наше занятие подходит к концу, мне бы хотелось, чтобы вы не забывали, что каждый из вас имеет свои личные , несравнимые особенности. Предлагаю каждому из вас закончить фразу “Я уникален потому что…..”

Приложение 1

КОСМОНАВТ
ПОВАР
ВРАЧ
ПОЖАРНЫЙ
ПОЛИЦЕЙСКИЙ
ЖУРНАЛИСТ
ПРОДАВЕЦ
БУХГАЛТЕР
СТРОИТЕЛЬ
ПАРИКМАХЕР
ЮРИСТ
ИНЖЕНЕР

Comments are closed.