Формирование и развитие психо-эмоциональной сферы ребенка Творческий проект “ЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ”

Ермакова Наталья Сергеевна

Идея проекта:

Формирование и развитие психо-эмоциональной сферы воспитанников ДОУ в рамках проведения районной акции «День психического здоровья», посвященной Всемирному дню психического здоровья. 

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети и их родители, воспитатели групп, педагог-психолог, педагог дополнительного образования.

Возраст детей: 3 – 7 лет.

Цель проекта:

Развитие коммуникативной  сферы детей  и поддержание благоприятного эмоционального состояния у воспитанников ДОУ  в процессе продуктивной деятельности.

Задачи:

  • Способствовать формированию у воспитанников позитивного отношения к себе и к окружающему миру, гармонизации межличностных отношений;
  • Создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества;
  • Создать условия для раскрытия и развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

Актуальность:

Для ребенка одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности, влияющим на психику, является цвет. Сила цвета заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Давно подмечено, что цвет влияет не только на психоэмоциональное состояние человека, но и на его интеллект. Что уж говорить о детях, у которых только-только формируются личные характеристики. Считается, что даже цвет одежды, не говоря уже об окружающей среде, способен снизить или  повысить  самооценку, улучшить или ухудшить самочувствие ребенка.

Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни. Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Цвет участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, используя характерные и подходящие для дошкольников виды деятельности – игру и творчество.

Описание:

Каждая возрастная группа на один день «превращается» в Королевство Цвета: младшие группы  – Желтое Королевство; средние группы – Красное Королевство; старшая группа «Звёздочка» – Зеленое Королевство, старшая группа «Ромашка» – Оранжевое Королевство; подготовительная к школе группа «Лучик» – Синее Королевство, подготовительная к школе группа «Калинка» – Разноцветное Королевство.

Группы украшаются в соответствии с выбранным цветом: салфетки определенного цвета, на стенах – картинки и воздушные шары такого же цвета.

Родителям предложили одевать детей так, чтобы в одежде присутствовал данный цвет.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Определение темы проекта;
  • Формулировка цели и определение задач;
  • Подбор материалов по теме проекта;
  • Составление плана основного этапа проекта.

II этап – основной (практический).

Проведение цикла занятий, включающих в себя развитие эмоциональной сферы детей, коммуникативной сферы, художественно-творческую деятельность, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.

III этап – заключительный.

  • Оформление материала о проекте на сайте ДОУ, на странице ДОУ в социальной сети «ВК», на сайте педагога-психолога ДОУ;
  • Выставка рисунков в группах.

Содержание работы в процессе реализации проекта:

«Путешествие в Желтое Королевство»

  1. Работа воспитателя (предварительная):
  • наблюдение за солнцем на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение потешек и стихотворений про солнышко, ознакомление с желтым цветом.
  1. Работа педагога-психолога:
  • Чтение стихотворения А.Барто «Зайка» (знакомит с базовой эмоцией – грусть, способствует развитию сопереживания и сочувствия к другим людям);
  • Хоровод «Зайка шел» (помогает создать хорошее настроение, содействует развитию слаженных движений);
  • Физминутка «Солнышко» (развивает координацию движений во взаимосвязи с речью и общую моторику);
  • Подвижная игра «Солнышко и дождик» (улучшает психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний).
  1. Работа педагога доп.образования:
  • ООД по рисованию «Солнышко».

«Путешествие в Красное королевство»

  1. Работа воспитателя (предварительная):
  • Чтение сказки «Маша и медведь», беседа «Что бывает красным?».
  1. Работа педагога-психолога:
  • Упражнение «На облаке» (помогает погрузиться в сказку, развивает воображение);
  • Беседа с элементами кукольного театра по сказке «Маша и медведь» (помогает создать хорошее настроение, способствует постановке задачи);
  • Игра «Собери ягоды в лукошко» (формирует умение быстро ориентироваться в пространстве, общую моторику);
  • Игра «Посади цветок» (закрепляет умение группировать предметы по цвету, развивает координацию движений).
  1. Работа педагога доп.образования:
  • ООД по аппликации «Компот/варенье из ягод».

 «Путешествие в Оранжевое королевство»

  1. Работа воспитателя (предварительная):
  • Рассматривание осенних деревьев во время прогулки, беседа о желтом цвете и его оттенках.
  1. Работа педагога-психолога:
  • Чтение сказки «Воробей и Краски» (расширение представления детей о цвете, упражнять в умении выдвигать гипотезу и проверять ее на практике);
  • Пальчиковая гимнастика «Дождик» (развивает мелкую моторику, а также внимательность и память, содействует развитию слаженных движений).
  1. Работа педагога доп.образования:
  • ООД по аппликации «Осенний ковер».

«Путешествие в Зеленое королевство»

  1. Работа воспитателя (предварительная):
  • Беседа «Что бывает зеленым?», рассматривание иллюстраций о природе, повторение базовых эмоций.
  1. Работа педагога-психолога:
  • Приветствие «Круг радости» (способствует сплочению, созданию атмосферы группового доверия и принятия);
  • Чтение стихотворения А.Углицких «Стихи о зеленом цвете» (рассказывает о пользе зеленого цвета в природе);
  • Игра-этюд «Настоящая красавица» (помогает развивать пантомимические навыки, воображение, выразительность жестов, обучает детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера).
  1. Работа педагога доп.образования:
  • ООД по рисованию «Гусеница».

 «Путешествие в Синее королевство»

  1. Работа воспитателя (предварительная):
  • Беседа с детьми о синем цвете и его оттенках, беседы о ягодах, чтение сказок и просмотр мультфильмов о гномах.
  1. Работа педагога-психолога:
  • Загадывание загадок о ягодах (способствует развитию внимания, мышления и наблюдательности, помогает создать хорошее настроение);
  • Чтение сказки-легенды «Как появилась ягода Черника» (способствует развитию сопереживания и сочувствия к другим людям);
  • Физминутка «Маленький гном» (развивает координацию движений во взаимосвязи с речью и общую моторику).
  1. Работа педагога доп.образования:
  • ООД по аппликации «Колпак гнома».

«Путешествие в Разноцветное королевство»

  1. Работа воспитателя (предварительная):
  • Чтение стихов «Разноцветная книга» С. Я. Маршак, просмотр мультфильма «Цветик-семицветик», отгадывание «разноцветных» загадок.
  1. Работа педагога-психолога:
  • Погружение в сказку с помощью пособия «Сухой дождь» (снимает эмоциональное и мышечное напряжение, поддерживает интерес к познавательной деятельности, создаёт положительный эмоциональный фон);
  • Игра-приветствие «Давайте поздороваемся» (помогает создать хорошее настроение, снять мышечное напряжение, развивает умение переключать внимание, содействует развитию слаженных движений);
  • Чтение сказки «Знаменитый дождь» (помогает развивать мимические и пантомимические навыки, воображение, выразительность жестов);
  • Физминутка «Мою руки» (развивает координацию движений во взаимосвязи с речью и моторику рук).
  1. Работа педагога доп.образования:
  • ООД по рисованию «Радужный человечек».

Ожидаемый результат:

  • для детей
  • формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру, гармонизация межличностных отношений;
  • развитие воображения, умения видеть характерные признаки предметов;
  • получение и закрепление на практике знания о цвете.
  • для педагогов
  • продолжение освоения метода проектирования – метода организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников;
  • творческая самореализация в профессиональной деятельности.
  • для родителей
  • расширение возможностей сотрудничества со своими детьми, с детским садом.

Итоги проекта:

  • проявление фантазии и индивидуальности каждого ребёнка;
  • психологическая разгрузка, снятие эмоционального напряжения у детей;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОУ;
  • представление и популяризация проекта.

Вывод:

У детей рано складывается своя «картина мира». При всем несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность.
В.А. Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества. Он также считал, что знакомить детей с каждым предметом окружающего мира надо в связях с другими предметами, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Формирование и развитие психоэмоциональной сферы ребенка возможно лишь там, где для этого созданы определенные условия. И в этом огромную роль играет интеграция воспитательного процесса. В интегрированном занятии объединяются блоки знаний двух и более различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель такого занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

Проект «Цветная неделя» в рамках  акции «День психического здоровья» проводится в нашем детском саду уже не первый год, но только в этом году я решила расширить границы проекта и пригласила к сотрудничеству педагога дополнительного образования. Что из этого получилось? Во-первых, у детей была возможность реализовать свои творческие способности; во-вторых, в интересной, игровой форме происходило обогащение словаря детей, развивались коммуникативные умения, т.е. умения свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением; в-третьих, занятия способствовали развитию познавательной активности.  В каждой группе мы постарались создать ситуацию успешности каждого ребенка. Такой подход помогает детям свободно выражать свои мысли и чувства.  Рисование и аппликация – мощное средство самовыражения. Независимо от методов, приемов и техник, используемых на занятиях, цель – помочь ребенку начать осознавать себя и свое место в окружающем мире. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается.

Педагогу нужно принимать ребенка с уважением и вниманием, таким, каков он есть, это поможет установить контакт с ребенком и добиться успеха. Дети открывают свои души только тогда, когда чувствуют себя в безопасности.

Использованная литература:

  • Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»: Практическое пособие — М.: Генезис. 2009. — 208 с., илл.
  • Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации. / Т.С. Комарова // – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 192 с.: цв. вкл.
  • Малышева А.Н. «Занятия по аппликации в детском саду». / А.Н. Малышева, З.М. Поварченкова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 160.: ил.
  • Постоева Л.Д., Лукина Г.А. «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет». – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.
  • Программа развития детей дошкольного возраста на основе изобразительной деятельности “Сказки и краски”. // Дошкольное воспитание. – 2003. – №3.
  • Чистякова М. И. «Психогимнастика» /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с: ил.

Comments are closed.