ГОРДИЕНКО НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА,
Педагог-психолог МБОУ СОШ №8
- Пояснительная записка
Актуальность проекта. Начало школьной жизни – важный этап в жизни каждого ребенка. Процесс адаптации может длиться от двух до шести месяцев [2]. От того на сколько успешно пройдет этот период зависит и состояние здоровья ребенка, и его дальнейшее желание учиться, познавать мир, и его личностное развитие [3]. Процесс адаптации, по мнению ряда специалистов, часто усложняется тем, что современные дети 6-7 лет не имеют опыта организации совместных действий, не умеют общаться друг с другом[7]. Отсутствие необходимых коммуникативных навыков может стать причиной конфликтов, ухудшить отношения со сверстниками, сформировать негативное отношение к школе, усилить школьную дезадаптацию [2].
Как показали результаты ряда исследований, ежегодно увеличивается количество детей с различными формами проявлениями школьной дезадаптации, в том числе высоким уровнем тревожности[2,7]. По результатам оценки готовности первоклассников к обучению в школе специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения нашей школы количество учеников с высоким уровнем тревожности выросло по сравнению с прошлым годом более чем в два раза и составило 19% от общего количества первоклассников.
В связи с этим актуальной задачей для более опытных участников образовательного процесса является помощь первоклассникам в адаптации к школьной жизни, в том числе помощь в освоении правил и норм поведения в школе, обучение навыкам общения и эффективного взаимодействия друг с другом.
Процесс передачи опыта, знаний, навыков более опытного человека – менее опытному [6], например, нашим первоклашкам, можно назвать наставничеством. Наставничество можно также определить как добровольный вид деятельности социально активных людей, готовых поддержать и помочь[4].
Безусловно, в первую очередь наставниками для учеников выступают учителя, родители[8,10]. Но, важно, использовать весь ресурсный потенциал школы и привлекать добровольцев из учеников более старших классов, для того, чтобы помочь первоклассникам привыкнуть, освоиться в новой для себя обстановке и чувствовать себя в школе более комфортно[5,6].
Как показал анализ литературных источников, если речь идет о помощи наставника в адаптации подопечного к новым условиям, то наставничество как форма передачи опыта наиболее востребована в течение первых трех месяцев[9]. Далее при эффективном наставничестве подопечный самостоятельно реализует себя в учебе, профессии, взаимоотношениях. В связи с этим продолжительность проекта составила около трех месяцев (сентябрь – декабрь 2017 года).
Среди различных форм наставничества нами была выбрана модель «расскажи-покажи-сделай» [8,9]. Это касается и обучения способам разрешения конфликтов и помощи в освоение правил и норм поведения в школе и обучения новым играм и способам взаимодействия игре.
Формы работы, которые наставники использовали в работе с подопечными: индивидуальные (беседа, обучение общению, способам разрешения конфликтов, поддержка в различных ситуациях) и групповые (проведение игр, занятий, конкурсов).
Таким образом, актуальность проекта «Наставники» связана с внедрением новых форм повышения эффективности адаптации первоклассников к обучению в школе, возможностью сплочения школьного коллектива и саморазвития для нас, учеников старших классов, выбравших для себя миссию наставничества.
Новизна проекта заключается в использовании новой для современной школы, общественно полезной, социально значимой форме взаимодействия школьников, основанной на принципах добровольчества, разработаны критерии и способы оценки эффективности проекта.
Практическая значимость заключается в разработанной системе взаимодействия наставников с подопечными, методическими разработками мероприятий, которые могут быть использованы педагогами в рамках организации внеурочной, досуговой деятельности школьников.
Принципы работы, которые были определены для наставников:
1.Доброжелательное и уважительное отношение к подопечным;
2.Активность жизненной позиции;
3.Неравнодушие к проблемам других людей;
4.Готовность помогать, тем, кто нуждается в помощи;
5.Совершенствование своих знаний и умений;
- Терпение в работе с детьми;
7.Готовность передать свой опыт школьной жизни младшим школьникам.
Наставники в процессе реализации проекта получают педагогический опыт, опыт работы в качестве медиаторов, имеют возможность развивать свои организационные, коммуникативные, творческие способности, чувство ответственности и получить удовольствие от того, что занимаются важным, полезным делом.
Описание проекта
Цель проекта: помощь первоклассникам в адаптации к школьной жизни.
Задачи проекта: 1. Изучение востребованности различных форм добровольной помощи старшеклассников по сопровождению первоклассников в процессе адаптации к обучению в школе;
2.Популяризация идей наставничества среди участников образовательного процесса;
3.Информирование первоклассников о правилах поведения в школе;
4.Обучение первоклассников различным формам организации активного отдыха на переменах, способствующих развитию взаимодействия между детьми;
5.Участие в организации мероприятий по профилактике тревожности, созданию комфортной психологической среды, сохранению психического здоровья первоклассников;
6.Обучение первоклассников навыкам коммуникации и разрешения конфликтов.
Методы работы
В ходе реализации проекта мы использовали такие воспитательные методы работы с учащимися как сотрудничество, личный пример. При разработке и оценки эффективности проекта использовали анкетирование и опрос (Приложение 1). В работе с детьми в рамках проекта были использованы групповые и индивидуальные формы работы с учащимися.
Наша целевая аудитория: ученики первых классов МБОУ «СОШ №8» г. о. Ступино 121 человек в возрасте 6-8 лет.
Время реализации проекта – сентябрь-декабрь 2017 года.
Прогнозируемые конечные результаты
1.Усвоение первоклассниками норм и правил поведения на уроках и переменах;
2.Развитие у первоклассников навыков общения и взаимодействия;
3.Обучения первоклассников способам разрешения конфликтов;
4.Информирование первоклассников о способах поддержания психического здоровья; правах ребенка, правах и обязанностях ученика;
5.Создание комфортной психологической среды для учеников начальной школы;
6.Развитие творческого потенциала, навыков организационной работы, получение опыта педагогической работы для наставников.
Основные этапы реализации проекта
Название этапов проекта | Периоды |
1 этап .Диагностический: изучение востребованности наставнической работы старшеклассников с учащимися младших классов (Прилож.1) | Сентябрь 2017 |
2 этап .Организационный: организация деятельности творческой группы (выбор темы проекта, форм и методов его реализации, планирование мероприятий по ознакомлению одноклассников с правилами поведения в школе, развитию взаимодействия и общения среди первоклассников) | Сентябрь 2017 года
|
3 этап .Практический: организация мероприятий с первоклассниками согласно намеченному плану | Сентябрь – декабрь 2017 |
4 этап .Рефлексивно-обобщающий: подведение итогов проектной деятельности, определение перспектив развития | Декабрь 2017 |
Описание этапов проекта
Этап Диагностический: определение востребованности наставнической работы учеников старших классов с первоклассниками и выбор форм работы (анкетирование педагогов начальной школы) (Приложение 1.А.). Опрос первоклассников о состоянии комфорта в школе (Приложение 1.Д.).
Этап Организационный: собрание медиаторов школьной службы примирения, изучение принципов наставнической работы, изучение запроса классных руководителей, проведение «Мозгового штурма» по выбору форм сопровождения первоклассников, опрос желающих медиаторов участвовать в проекте (Приложение 1.Б.), определение темы проекта, составление плана работы, участие в разработке мероприятий в соответствие с планом проекта, закрепление наставников за первыми классами, согласование кандидатур с классными руководителями, согласованием мероприятий с классными руководителями, обсуждение необходимости помощи отдельным школьникам в процессе адаптации.
Этап Практический: Основные мероприятия проекта
Наименование мероприятия | Дата |
Знакомство наставников с учениками 1-го класса. Занятие №1. «Давайте познакомимся» (Приложение 4) | Сентябрь,2017 |
«Здравствуй школа» (наставники проводят экскурсию по школе и школьному музею) | Сентябрь,2017 |
Занятие №2 «Давайте жить дружно!» (Приложение 5) | Октябрь 2017 |
Проведение конкурса «Мой самый дружный класс!» (Приложение 2) | Октябрь, 2017 |
Конкурс рисунков «Мой самый верный друг»(Приложение 7) | Ноябрь, 2017 |
Занятие №3 «День психического здоровья» [1] | Ноябрь, 2017 |
Организация голосования первоклассников в конкурсе «Подари свою улыбку» | Ноябрь, 2017 |
Занятие №4 «Права ребенка» с демонстрацией авторских видеосюжетов (Приложение 6) | Декабрь, 2017 |
Беседа с классом, обсуждение школьной жизни | 1 раз в неделю |
Оценка настроения в классе путем опроса
(Приложение 1) |
Сентябрь, декабрь, 2017 |
Обучение детей играм | Октябрь, 2017 |
Организация игр, дискотек, просмотра мультфильмов, караоке и других форм взаимодействия на переменах | В течение года |
Дежурство на переменах, с целью поддержания порядка, помощь детям в разрешении конфликтов, примирении, обучение навыкам поведения на перемене | Согласно графику дежурств |
Организация шашечных турниров среди первоклассников (Приложение 7) | 1 раз в месяц |
«Круглый стол», посвященный подведению итогов, оформление результатов проектной работы, оформлению проектной работы | Декабрь, 2017 |
Представление проекта на школьном конкурсе исследовательских работ | Декабрь, 2017 |
Индивидуальное сопровождение некоторых учеников первых классов по рекомендации классных руководителей (тревожных, застенчивых, конфликтных, не усвоивших правила и нормы поведения и др.): индивидуальные беседы, оказание необходимой помощи, обучение играм, вовлечение в игровую деятельность и другие формы взаимодействия на перемене, напоминание в процессе дежурства о правилах поведения в школе, обучение способам общения и др. | Октябрь – декабрь, 2017 |
Этап Рефлексивно – обобщающий:
Анализ работы наставников в процессе заседания «Круглого стола»; анализ мнения школьников и педагогов о работе наставников, оформление проекта, подготовка к его защите на конкурсе исследовательских работ, обсуждение перспективы дальнейшей работы наставников.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
1.Положительная оценка работы наставников, по мнению педагогов, первоклассников.
2.Организация первоклассниками самостоятельно игр на переменах (Приложение 7).
3.Улучшение поведения первоклассников по результатам опроса учителей и оценок в конкурсе «Мой самый дружный класс» (Приложение 3).
- Улучшение настроения, с которым первоклассники приходят в школу (Приложение 1.Д).
Результаты практического применения проекта
1.100% опрошенных педагогов высказались за введение системы наставничества и продолжения реализации положительного опыта в течение года (Приложение 1.А)
2.Большинство учащихся первых классов оценили работу наставников на «отлично», общаться с наставниками им понравилось и они хотели бы, чтобы наставники продолжили работу с ними (было определено путем голосования в классах в конце проекта 5.12.2017). (Приложение 1.Д)
3.По результатам анкетирования педагогов – дети стали более дружелюбно относится друг к другу, сократилось количество конфликтов, стали лучше себя вести на переменах, стали самостоятельно организовывать игры (Приложение 1.В).
4.По результатам анкетирования наставников – 100% оценили результаты своего труда положительно и хотели бы продолжить такую форму взаимодействия с учениками начальных классов, считают свою работу полезной, заниматься с детьми наставникам нравится (Приложение 1.Г.).
5.Родители стали активнее сотрудничать с родителями в организации досуга детей (в ряде классов принесли игры, рассказали детям о том в какие игры можно поиграть).
6.Улучшилось поведение детей при индивидуальном сопровождении (9 человек) (По результатам наблюдения наставников и учителей).
7.Было подготовлено и проведено в каждом классе 8 мероприятий, 3 шашечных турнира.
8.Согласно результатам конкурса «Мой самый дружный класс» наблюдалась положительная тенденция в улучшении поведения детей на переменах и на уроках (Приложение 3).
- Дети стали самостоятельно организовывать совместные игры на переменах (Прилож. 7)
- 23 ребенка наставники научили играть в шашки.
- 12 детей научили играть в шахматы.
- Были проведены 19 примирительных мероприятий.
13.Было снято 8 видеосюжетов, по вопросам поведения учеников в школе.
14.Улучшилось настроение детей в классах по результатам опроса на 13,7% (Прилож. 1.Д).
Вывод: мы имеем положительный опыт в реализации проекта и рекомендуем эту форму взаимодействия учеников в школе для дальнейшей реализации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гордиенко, Н.В. Развивающее занятие по психологии для учащихся начальной школы по теме «День психического здоровья»/ Н.В. Гордиенко // Мультиурок //[Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/razvivaiushchieie-zaniatiie-po-psikhologhii-dlia-u.html (дата обращения 26.11.2017).
2.Галушко, И. Г. Успешная адаптация первоклассников к обучению в школе как следствие взаимодействия учителя и родителей/ И.Г. Галушко, Г. Г. Микерова, А.Г. Чебелко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 47–54. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771149.htm.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития /ред. И. Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 171 с.
- Долгушева, А.Н. Наставничество как педагогический феномен: история и современность/ А.Н. Долгушева, В.М. Кандевский, Е.И. Сергиенко // Вестник Омского университета. – Омск, 2013. – №4. – стр.264-268.
5.Дормачева, Е. С. Социальный проект по организации шефской работы с младшими школьниками “За собою поведем – делом нужным увлечем!” [Электронный ресурс] //Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/04/01/sotsialnyy-proekt-po-organizatsii-shefskoy-raboty-s-mladshimi (дата обращения 28.09.2017).
- 6. Колпащикова, Л.С. Создание системы взаимодействия старших и младших школьников: «Шефство над малышами – это интересно и ответственно!»/ Л.С. Колпащикова// Электронный журнал «Слово учителя» [Электронный ресурс] // http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/745-kolpashchikova-l-s-sozdanie-sistemy-vzaimodejstviya-starshikh-i-mladshikh-shkolnikov-shefstvo-nad-malyshami-eto-interesno-i-otvetstvenno (дата обращения 28.09.2017).
7. Литвиненко, Н.В. Причины возникновения школьной тревожности у детей младшего школьного возраста/ Н.В. Литвиненко, Н.Н.Чернова// Успехи современной науки и образования. – М.,2017. – т.1. -№1. – С.179-181. |
- Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска»/ Н.В. Ковалева, И.В. Деткова, А.В. Леонтьева и др.; Под общей ред. Е.Н. Панченко – Москва-Майкоп, 2006.- 180с.
- Никитина, В.В. Роль наставничества в современном образовании/В.В. Никитина// Отечественная и зарубежная педагогика. – М., 2013. – №6(15)– С.50-56.
- Теплицына, А.Н. Реализация программы наставничества для подростков в России/ А.Н. Теплицына //Мат. I Межд. Конференции по наставничеству GlobalMentori. – М.,2017 – URL: