Формирование и развитие социальных навыков Форма работы: Проект, осуществляемый учащимися 8-11 классов «Проект «Наставники»»

ГОРДИЕНКО НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА,

Педагог-психолог МБОУ СОШ №8

  1. Пояснительная записка

Актуальность проекта. Начало школьной жизни – важный этап в жизни каждого ребенка. Процесс  адаптации может длиться от двух до шести месяцев [2].  От того на сколько успешно пройдет этот период зависит и состояние здоровья ребенка, и его дальнейшее желание учиться, познавать мир,  и его личностное развитие [3]. Процесс адаптации, по мнению ряда специалистов, часто усложняется тем, что современные дети 6-7 лет не имеют опыта организации  совместных действий, не умеют общаться друг с другом[7]. Отсутствие необходимых коммуникативных навыков  может стать причиной  конфликтов, ухудшить  отношения со сверстниками, сформировать  негативное отношение к школе, усилить школьную дезадаптацию [2].

Как показали результаты ряда исследований,  ежегодно увеличивается количество детей с различными формами  проявлениями школьной дезадаптации, в том числе  высоким уровнем тревожности[2,7]. По результатам оценки готовности первоклассников к  обучению в школе специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения   нашей школы количество учеников с высоким уровнем тревожности  выросло по сравнению с прошлым годом более чем в два раза и составило 19% от общего количества первоклассников.

В связи с этим  актуальной задачей для более опытных участников образовательного процесса является помощь  первоклассникам  в адаптации  к школьной жизни, в том числе помощь в освоении правил и норм поведения в школе,  обучение  навыкам общения и эффективного взаимодействия друг с другом.

Процесс передачи опыта, знаний, навыков более опытного человека – менее опытному [6], например, нашим первоклашкам,  можно назвать наставничеством.  Наставничество можно также определить как добровольный вид деятельности  социально активных людей, готовых  поддержать и помочь[4].

Безусловно, в первую очередь  наставниками для учеников   выступают учителя, родители[8,10]. Но, важно, использовать весь ресурсный потенциал школы и  привлекать добровольцев из учеников более старших классов, для того, чтобы помочь  первоклассникам   привыкнуть, освоиться в новой для себя обстановке и чувствовать себя  в школе  более комфортно[5,6].

Как показал анализ литературных источников, если речь идет о помощи наставника  в  адаптации подопечного  к новым условиям, то наставничество как форма передачи опыта наиболее востребована  в течение первых трех месяцев[9]. Далее при эффективном наставничестве подопечный самостоятельно реализует себя в учебе, профессии, взаимоотношениях.  В связи с этим продолжительность проекта составила около трех месяцев (сентябрь – декабрь 2017 года).

Среди различных форм наставничества нами была выбрана модель «расскажи-покажи-сделай» [8,9].  Это касается  и обучения способам разрешения конфликтов и помощи в освоение правил и норм поведения в школе и обучения новым играм и способам взаимодействия  игре.

Формы работы, которые наставники  использовали в работе   с  подопечными: индивидуальные (беседа, обучение общению, способам разрешения конфликтов, поддержка в различных ситуациях) и групповые (проведение игр, занятий, конкурсов).

Таким образом, актуальность проекта «Наставники» связана с  внедрением новых форм повышения эффективности адаптации первоклассников к  обучению в школе, возможностью сплочения школьного коллектива и саморазвития для нас, учеников старших классов, выбравших для себя миссию наставничества.

Новизна проекта заключается в использовании новой для современной школы, общественно полезной, социально значимой форме взаимодействия школьников,   основанной на принципах добровольчества, разработаны критерии и способы оценки  эффективности проекта.

Практическая значимость заключается в разработанной системе взаимодействия наставников с подопечными, методическими разработками мероприятий, которые могут быть использованы  педагогами в рамках организации внеурочной, досуговой  деятельности школьников.

Принципы работы, которые  были   определены для наставников:

1.Доброжелательное и уважительное  отношение к подопечным;

2.Активность жизненной позиции;

3.Неравнодушие к проблемам других людей;

4.Готовность  помогать, тем, кто нуждается в помощи;

5.Совершенствование своих знаний и умений;

  1. Терпение в работе с детьми;

7.Готовность передать свой опыт школьной жизни младшим школьникам.

Наставники  в процессе реализации проекта получают педагогический опыт, опыт работы в качестве медиаторов, имеют возможность развивать свои  организационные, коммуникативные, творческие способности, чувство ответственности и получить  удовольствие от того, что занимаются  важным, полезным делом.

 

Описание проекта

Цель проекта: помощь первоклассникам  в адаптации к школьной жизни.

Задачи проекта: 1. Изучение  востребованности различных форм  добровольной помощи старшеклассников  по  сопровождению первоклассников  в процессе адаптации  к обучению в школе;

2.Популяризация идей наставничества среди участников образовательного процесса;

3.Информирование  первоклассников о правилах поведения в школе;

4.Обучение первоклассников различным формам организации активного отдыха на переменах, способствующих   развитию взаимодействия  между детьми;

5.Участие в организации мероприятий по профилактике тревожности, созданию комфортной психологической среды, сохранению психического здоровья первоклассников;

6.Обучение первоклассников навыкам коммуникации и разрешения конфликтов.

Методы работы

В ходе реализации проекта мы использовали такие воспитательные методы работы с учащимися  как сотрудничество, личный пример. При разработке и оценки эффективности проекта  использовали анкетирование и опрос (Приложение 1). В работе с детьми в рамках проекта были использованы групповые и индивидуальные  формы работы с учащимися.

Наша целевая аудитория: ученики первых классов МБОУ «СОШ №8» г. о. Ступино 121 человек в возрасте 6-8 лет.

Время реализации проекта – сентябрь-декабрь 2017 года.

 Прогнозируемые конечные результаты

1.Усвоение первоклассниками норм и правил поведения на уроках и переменах;

2.Развитие у  первоклассников навыков общения и взаимодействия;

3.Обучения первоклассников способам разрешения конфликтов;

4.Информирование первоклассников о способах поддержания психического здоровья; правах ребенка, правах и обязанностях ученика;

5.Создание комфортной психологической среды для учеников начальной школы;

6.Развитие творческого потенциала, навыков организационной работы, получение опыта педагогической работы для наставников.

 Основные этапы реализации проекта

Название этапов проекта Периоды
1 этап .Диагностический: изучение востребованности  наставнической работы старшеклассников с учащимися младших классов  (Прилож.1) Сентябрь  2017
2 этап .Организационный: организация деятельности творческой группы (выбор темы  проекта, форм и методов его реализации, планирование мероприятий по ознакомлению одноклассников с правилами поведения в школе, развитию взаимодействия и общения среди первоклассников) Сентябрь 2017 года

 

3 этап .Практический: организация мероприятий с первоклассниками  согласно намеченному плану Сентябрь – декабрь  2017
4 этап .Рефлексивно-обобщающий: подведение итогов проектной деятельности, определение перспектив развития Декабрь 2017

 

 Описание этапов проекта

Этап Диагностический: определение  востребованности наставнической работы учеников старших классов с первоклассниками  и выбор форм работы (анкетирование педагогов начальной школы) (Приложение 1.А.). Опрос первоклассников о состоянии комфорта в школе (Приложение 1.Д.).

Этап Организационный: собрание медиаторов школьной службы примирения,  изучение принципов наставнической работы, изучение запроса классных руководителей, проведение «Мозгового штурма» по выбору форм сопровождения первоклассников, опрос желающих медиаторов участвовать в проекте (Приложение 1.Б.), определение темы проекта, составление плана работы, участие в разработке мероприятий в соответствие с планом проекта, закрепление наставников за первыми классами, согласование кандидатур с классными руководителями, согласованием мероприятий с классными руководителями, обсуждение необходимости помощи отдельным школьникам в процессе адаптации.

Этап Практический:   Основные мероприятия проекта

Наименование мероприятия Дата
Знакомство наставников с учениками 1-го класса. Занятие №1.  «Давайте познакомимся» (Приложение 4) Сентябрь,2017
 «Здравствуй школа» (наставники проводят экскурсию по школе и школьному музею) Сентябрь,2017
Занятие №2 «Давайте жить дружно!» (Приложение 5) Октябрь 2017
Проведение конкурса «Мой самый дружный класс!» (Приложение 2) Октябрь, 2017
Конкурс рисунков «Мой самый верный друг»(Приложение 7) Ноябрь, 2017
Занятие №3 «День психического здоровья» [1] Ноябрь, 2017
Организация голосования первоклассников  в конкурсе «Подари свою улыбку» Ноябрь, 2017
Занятие №4 «Права ребенка» с демонстрацией авторских видеосюжетов (Приложение 6) Декабрь, 2017
Беседа с классом, обсуждение школьной жизни 1 раз в неделю
Оценка настроения в классе  путем опроса

(Приложение 1)

Сентябрь, декабрь, 2017
Обучение детей играм Октябрь, 2017
Организация игр, дискотек, просмотра мультфильмов, караоке и других форм взаимодействия  на переменах В течение года
Дежурство на переменах, с целью поддержания порядка, помощь детям в разрешении конфликтов, примирении, обучение  навыкам поведения на перемене Согласно графику дежурств
Организация шашечных турниров среди первоклассников (Приложение 7) 1 раз в месяц
«Круглый стол», посвященный подведению итогов, оформление результатов проектной работы, оформлению проектной работы Декабрь, 2017
Представление проекта на школьном конкурсе исследовательских работ Декабрь, 2017
Индивидуальное сопровождение некоторых учеников первых классов по рекомендации классных руководителей  (тревожных, застенчивых,  конфликтных, не усвоивших правила и нормы поведения и др.): индивидуальные беседы, оказание необходимой помощи, обучение играм, вовлечение в игровую деятельность и другие формы взаимодействия на перемене,  напоминание в процессе дежурства о правилах поведения в школе, обучение  способам общения и др. Октябрь – декабрь, 2017

Этап Рефлексивно – обобщающий:

Анализ работы наставников в процессе заседания «Круглого стола»; анализ мнения школьников и педагогов о работе наставников, оформление проекта, подготовка к его защите на конкурсе исследовательских работ, обсуждение перспективы дальнейшей работы наставников.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

1.Положительная оценка работы наставников,  по мнению педагогов, первоклассников.

2.Организация первоклассниками самостоятельно игр на переменах (Приложение 7).

3.Улучшение поведения первоклассников по результатам опроса учителей и оценок в конкурсе «Мой самый дружный класс» (Приложение 3).

  1. Улучшение настроения, с которым первоклассники приходят в школу (Приложение 1.Д).

 

  Результаты практического применения проекта

1.100% опрошенных педагогов высказались за введение системы наставничества и продолжения реализации положительного опыта в течение года (Приложение 1.А)

2.Большинство учащихся первых классов оценили работу наставников на «отлично», общаться с наставниками им понравилось  и они хотели бы, чтобы наставники продолжили работу с ними (было определено путем голосования в классах  в конце проекта 5.12.2017). (Приложение 1.Д)

3.По результатам анкетирования педагогов –  дети стали более дружелюбно относится друг к другу, сократилось количество конфликтов, стали лучше себя вести на переменах, стали самостоятельно организовывать игры (Приложение 1.В).

4.По результатам анкетирования наставников – 100% оценили результаты своего труда положительно и хотели бы продолжить такую форму взаимодействия с учениками начальных классов, считают свою работу полезной, заниматься с детьми наставникам нравится (Приложение 1.Г.).

5.Родители стали активнее сотрудничать с родителями в организации досуга детей (в ряде классов принесли игры, рассказали детям о том в какие игры можно поиграть).

6.Улучшилось поведение детей при индивидуальном сопровождении (9 человек) (По результатам наблюдения наставников и учителей).

7.Было подготовлено и проведено в каждом классе 8 мероприятий, 3  шашечных турнира.

8.Согласно результатам конкурса «Мой самый дружный класс» наблюдалась положительная тенденция в улучшении поведения детей на переменах и на уроках (Приложение 3).

  1. Дети стали самостоятельно организовывать совместные игры на переменах (Прилож. 7)
  2. 23 ребенка наставники научили играть  в шашки.
  3. 12 детей научили играть в шахматы.
  4. Были проведены 19 примирительных мероприятий.

13.Было снято 8  видеосюжетов, по вопросам поведения учеников  в школе.

14.Улучшилось настроение детей в классах по результатам опроса на 13,7% (Прилож. 1.Д).

Вывод: мы имеем положительный опыт в реализации проекта и рекомендуем эту форму взаимодействия учеников в школе для  дальнейшей реализации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гордиенко, Н.В. Развивающее занятие по психологии для учащихся начальной школы по теме «День психического здоровья»/ Н.В. Гордиенко // Мультиурок //[Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/razvivaiushchieie-zaniatiie-po-psikhologhii-dlia-u.html (дата обращения 26.11.2017).

2.Галушко, И. Г. Успешная адаптация первоклассников к обучению в школе как следствие взаимодействия учителя и родителей/ И.Г. Галушко, Г. Г. Микерова, А.Г. Чебелко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 47–54. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771149.htm.

  1. Диагностика эмоционально-нравственного развития /ред. И. Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 171 с.
  2. Долгушева, А.Н. Наставничество как педагогический феномен: история и современность/ А.Н. Долгушева, В.М. Кандевский, Е.И. Сергиенко // Вестник Омского университета. – Омск, 2013. –  №4. – стр.264-268.

5.Дормачева,  Е. С. Социальный проект по организации шефской работы с младшими школьниками “За собою поведем – делом нужным увлечем!” [Электронный ресурс] //Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/04/01/sotsialnyy-proekt-po-organizatsii-shefskoy-raboty-s-mladshimi  (дата обращения 28.09.2017).

  1. 6. Колпащикова, Л.С. Создание системы взаимодействия старших и младших школьников: «Шефство над малышами – это интересно и ответственно!»/ Л.С. Колпащикова// Электронный журнал «Слово учителя» [Электронный ресурс] // http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/745-kolpashchikova-l-s-sozdanie-sistemy-vzaimodejstviya-starshikh-i-mladshikh-shkolnikov-shefstvo-nad-malyshami-eto-interesno-i-otvetstvenno  (дата обращения 28.09.2017).
7. Литвиненко, Н.В. Причины возникновения школьной тревожности у детей младшего школьного возраста/ Н.В. Литвиненко,  Н.Н.Чернова// Успехи современной науки и образования. – М.,2017. – т.1. -№1. – С.179-181.
  1. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска»/ Н.В. Ковалева, И.В. Деткова, А.В. Леонтьева и др.; Под общей ред. Е.Н. Панченко – Москва-Майкоп, 2006.- 180с.
  2. Никитина, В.В. Роль наставничества в современном образовании/В.В. Никитина// Отечественная и зарубежная педагогика. – М., 2013. – №6(15)– С.50-56.
  3. Теплицына, А.Н. Реализация программы наставничества для подростков в России/ А.Н. Теплицына //Мат. I Межд. Конференции по наставничеству GlobalMentori. – М.,2017 – URL:

 

Comments are closed