Журавлева Наталья Владимировна
В одном мгновенье видеть Вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Ассоциативное мышление – это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Каждый образ индивидуален и вызывает другие, связан с ними известными только их обладателю связями, и черпается из личного опыта человека. Любое слово может вызывать целую картину образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется память и творческое мышление человека. Примером ассоциативного мышления может служить ребенок, который придает перевернутому цветку значение «девочка» и оперирует далее созданными аналогиями в процессе игровой деятельности. В данном случае воображению нет предела.
Из ассоциативно–образного мышления вытекает также способность человека творить что–то новое, генерировать новые идеи. Данный вид мышления способствует развитию памяти и внимания благодаря созданию ассоциативных связей между предметами и явлениями, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся. Чем большее количество различных образов мы накапливаем, тем шире и разнообразнее возможность совершения в разуме операций с их использованием, и тем лучше мы можем развить память и творческое мышление.
Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается как средство художественно-эстетического развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его наглядные представления и накопленный опыт. Взрослый помогает проанализировать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных зависимостей, к их фиксации в виде условных знаков и ассоциаций.
Все мы применяем ассоциации, хотя часто не задумываемся об этом. Ассоциация – связь в памяти, когда вслед за одним образом в голове человека без обоснований появляется другой.
- Домашняя птица? – Курица!
- Поэт? – Пушкин!
Откройте словарь в случайном месте и ткните пальцем в случайное слово. Прочтите его. Теперь назовите несколько других слов, которые приходят вам на ум, когда вы произносите первое слово. Например:
Такая пара слов называется ассоциацией. Таким образом, можно строить очень длинные цепочки.
Набор ассоциативных понятий формируется в течение всей жизни, т.к. основывается на жизненном опыте каждого из нас.
Создание ассоциаций – процесс творческий, но ничего сложного, а тем более невозможного в нем нет. Для развития ассоциативного мышления нужно находить сходные элементы в различных вещах и тренировать образную память.
Театрализованные игры представляют собой интегрированный вид деятельности, связанный с литературным, художественным, музыкальным творчеством. Это разновидность художественно-эстетической деятельности, состоящей из трех частей: восприятия, исполнения и творчества. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в изображении персонажа и обыгрывании сюжета. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Однако, и окружающие ребенка взрослые могут помочь ребенку развить и восприятие, и воображение, и ассоциативное мышление. Например, при организации театрализованной деятельности:
- воздействуя на зрительное восприятие: знакомить детей со схемами–подсказками, близкими по сюжету к содержанию сказки, рассматривать иллюстрации; подбирать пиктограммы настроений, схемы черт лица и других знаков-символов, для определения эмоционального фона всего произведения или персонажей;
- воздействуя на слуховое восприятие: прослушивать текст, звуковые фрагменты, музыкальное или шумовое сопровождение в процессе знакомства с произведением и персонажами; озвучивать схемы-подсказки своих действий; подбирать пиктограммы звуковых характеристик оформления высказываний персонажей, «звучания фона»;
- воздействуя на лексическое восприятие: проводить речевые упражнения в игровой формес использованием схем–подсказок на закрепление, активизацию и расширение словаря (подбор эпитетов, синонимов, антонимов, задания на словообразование); развивать диалогические формы речи; работать над интонационной выразительностью речи посредством схем, знаков-символов;
- воздействуя на физическое восприятие: развиватьпамять действий и ощущений (предметная картинка — показ действий, изображение ощущений с помощью пантомимики; предметные картинки, изображающие явления природы (вода, снежинки, капельки, огонь и т. п.) — подбор пиктограмм черт лица и объяснение выбора); развивать координацию движений и ориентирования в пространстве и на себе (игры «Веселые человечки», «Зеркало» – действия на основе зрительного восприятия);
- воздействуя на эмоциональное восприятие: закреплять, активизировать и расширять словарь эмоций по схемам-пиктограммам; организовывать различные виды игр и упражнений пантомимического характера, анализировать предметные и сюжетные картинки, музыкальные произведения с эмоциональной точки зрения.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ И АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.
Игры на словесные ассоциации
Ассоциации по контрасту
Инструкция. Я назову слово, а вы быстро подберите противоположное по значению.
- Высокий/низкий.
- Далёкий/близкий.
- Толстый/тонкий (худой).
- Сладкий/кислый.
- Злой/добрый.
- Слабый/сильный.
- Хороший/плохой.
- Сырой/варёный.
- Длинный/короткий.
- Чёрный/белый.
- Тонуть/выплывать.
- Кричать/молчать.
- Бросать/ловить.
Ассоциации по сходству
Инструкция. Я назову предмет, а вы назовите, на что он похож.
- Арбуз/мяч.
- Голова/шар.
- Груша/треугольник.
- Солнце/одуванчик.
- Горбы верблюда/горы.
- Заснеженное поле/белое покрывало.
- Фонтан/дождь.
- Ботинки/ноги.
- Замёрзшая река/зеркало.
- Лужа/океан.
- Цветущий луг/ковёр.
- Небо/голубая чаша.
- Пушинки одуванчика/вертолёт.
Ассоциации по смежности в пространстве/времени
В этом упражнении можно искать как отдельные слова, так и цепочки слов.
- Зима/снегопад.
- Осень/листопад.
- Весна/цветение первоцветов (подснежников).
Игры на развитие воображения
«Великие кляксы»
Эта игра призвана побуждать ребенка создавать законченные образы из «непонятных» изображений.
Понадобится клей, скотч, цветная бумага, старые журналы, газеты и т.д.
Предложить детям вначале вырезать бумаги бесформенные «кляксы», затем склеить из них одно изображение. В конце игры обязательно решите, на что похожи ваши «великие кляксы».
«Чем пахнет синий?»
Эта игра развивает умение комбинировать образы в воображении.
Понадобится цветной картон и продукты питания в плотно закрывающихся непрозрачных емкостях (например: мед, лук, лимон, мята, ванилин и т.д.)
Предложить детям представить, какой запах у синего, желтого, красного, розового и других цветов. Предоставить детям возможность поочередно почувствовать запахи каждого из предложенных продуктов (в закрытом виде). Дети выбирают цвет ассоциирующийся с запахом.
Родителям можно предложить дома вариант игры – «Какой цвет у соленого, сладкого, кислого?»
«Пантомима»
Необходимо изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину чайник, самолет) или какое-либо действие (умывание, рисование, плавание). Возможно использование карточек с заданием. Поощрять оригинальные и юмористические варианты изображения.
В целях развития воображения и ассоциативного мышления также можно рекомендовать следующее: в игре, в процессе организованной образовательной деятельности чаще использовать предметы-заместители, работать с «опредмечиванием» неопределенных объектов, включать детей в ситуации создания образов на основе словесного описания или неполного графического изображения, организовывать игру таким образом, чтобы детям было необходимо подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла.
Систематическое использование этих приемов и форм работы позволит развить ассоциативное мышление и воображение дошкольников.
Все дети разные. У каждого ребенка свой темп развития, свои, уже во многом сложившиеся личностные особенности. Развитие воображения, ассоциативного мышления, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все грани личности ребенка. Важно, чтобы на пути этого развития ребенок шел рука об руку с творческим взрослым. Попробуйте расшевелить себя, разбудить свое, может быть, уже уснувшее воображение, и тогда – вы вместе с ребенком войдете в прекрасный мир неизведанного.
Доброго вам пути!
Используемая литература:
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И. Угадай, как нас зовут. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. // – М.: Просвещение, 1994.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольного учреждения. // – М.: ТЦ Сфера, 2001
- Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. // – М.: Школьная пресса, 2000
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. // – М.: Мозаика-Синтез, 2009