Конкурсная работа Педагога-психолога Рыжановой Е.А. МАДОУ «ЦРР-д/с №17 «Машенька»

Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. И без использования игровых технологий, способствующих интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата, немыслима работа психолога в детском саду.

Через игру формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать.  В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.  Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях.

Указанные свойства детской игры делают ее в руках опытного педагога- психолога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятий…

Учитывая то, что единственный язык, который легко даѐтся детям – это язык игры,   я   стала обогащать  этот язык- так, например,  в своей работе со старшими дошкольниками я разработала  многофункциональную игру «Поляна Доброты».

А все началось с того, как я однажды увидела «улучшатель» настроения- вязаные игрушки – амигуруми! Эти маленькие симпатичные существа никого не оставят  равнодушными, влюбляешься в них сразу и навсегда! Вот тогда мне и пришла идея о создании поляны доброты, на которой живут одни из самых милых и обнимательных существ. К большому сожалению я не владею вязанием и мне пришлось обратиться к нашим законным представителям воспитанников- родителям.  С их помощью я собрала  и продолжаю пополнять коллекцию персонажей для психологической игры…

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Формирование и развитие социальных и эмоциональных навыков.

 

Задачи:

– создать пространство для возможности проявления  и формирования следующих компетенций (умение заявлять о своих желаниях, воспроизводить основные чувства, научить прислушиваться к своим чувствам, умение справляться с накопившимся стрессом, гневом, агрессией, страхом…)

накопление ресурса: навыки обхождения с чувствами, навыки альтернативы агрессии, навыки преодоления стресса…

– развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность

– совершенствовать коммуникативные навыки

– организовывать совместную деятельность  с целью развития навыков сотрудничества

– снятие психо-эмоционального напряжения,

– обеспечение психологической разгрузки детей,

– повышение эмоционального фона.

 

Материал и оборудование  для игры- все тактильное!!!

– музыкальные фонограммы на темы: шум дождя, шум леса;

– вязаные поляны (белая и зеленая);

– домик пластиковый;

– сундучок,

– игрушки амигуруми : зайцы, лисы, белки, ежики, медведи, пчелки, гусенички, солнышко, гномик, феечки, совенок  и др. (персонажи  пополняются),

– скамеечки,

– вязаные деревья,

– вязаный пруд,

– фонтан

 

Сценарий игры зависит от поставленных педагогом-психологом задач на каждый игровой сеанс:

 

Дети с педагогом-психологом стоят в кругу.

-Здравствуйте дети. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие на «Поляну Доброты», а доставит нас туда Радужный дирижабль.

 

Обязательный ритуал приветствия.  «Радужный Дирижабль» помогает установить тесный психологический контакт участников, что способствует возникновению чувства безопасности (особенно это актуально для беспокойных детей).

В дирижабль «садятся» все, по очереди, при этом называют свое имя и рассказывают, как себя чувствуют, какое у них настроение…

Данное упражнение формирует навыки общения со сверстниками- умение знакомиться, присоединяться к играющим детям; навыки обхождения с чувствами- умение выражать свои чувства; помогает психологу увидеть, услышать проблему ребенка, (если таковая имеется) и принять решение о проведении дальнейшей коррекционно-развивающей работе.

Чтобы дирижабль поднялся в небо, необходимо оставить все плохое… Все  вместе через нос делаем глубокий вдох…набираем побольше воздуха…щеки не надуваем, плечи не поднимаем и медленно через рот, губы трубочкой, выпускаем воздух- «поднимаем» дирижабль вверх…3р

Дыхательные упражнения развивают умение справляться с накопившимися:  гневом, стрессом, напряжением; навыки общения со сверстниками- позволяет замкнутым, необщительным детям присоединиться к играющим сверстникам.

 

 

Далее можно провести релаксационную технику «Полет в небе»

 

 

«Лес-стена»

-Посмотрите, далеко от нас – лес на горизонте. На что он похож, с чем его можно сравнить?

– Выстройтесь в одну линию рядом друг с другом и представьте себя деревом…

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Наклонилось вправо, влево,

Стало стройным- королева!

Наклонило свои ветки ближе-

К дереву -соседке.

Поздоровались, обнялись!

Пошептались и расстались…

Обнимите друг друга за талию- почувствуйте поддержку рядом стоящих «деревьев», которой нам так часто не хватает… Одно деревце можно сломить, а вот разрушить стену не так-то просто…

         Данное упражнение позволяет замкнутым, необщительным детям присоединиться к играющим сверстникам.

 

Ну вот мы с вами и прилетели …Сейчас мы пройдем на нашу Поляну Доброты. На поляне детей встречает игрушка-проводник Добрый Шуршуль.

 

 Вариант 1 (подгруп.) «Это Я!»

«…посмотри (те), не спеши(те) и выбери(те) ту игрушку, которая тебе (вам) больше всего понравилась, возьми(те) ее в руки…»;

– «…представь (те) ее,  пожалуйста:  как его (ее) зовут, какое у него (нее)  настроение, что  он (она)  любит больше всего,  чего он   (она)  боится, что у  него (нее) лучше всего получается,  чем любит заниматься, в чем он (она) самый (ая) лучший (ая) и т.д…»

 Данное упражнение формирует навыки обхождения с чувствами- умение выражать свои чувства; помогает психологу увидеть, услышать проблему ребенка, (если таковая имеется) и принять решение о проведении дальнейшей коррекционно-развивающей работе.

 

Вариант 2.  (индивид.) «Моя семья»

«…посмотри(те), не спеши(т)е и выберете те игрушки, которые будут членами твоей (вашей) семьи …»;

– «…представь(те) их, пожалуйста: как их зовут, какое у них настроение, что   они любят больше всего,  чего они  боятся, что у  них лучше всего получается,  чем любят заниматься, в чем они самые лучшие т.д…»;

Данное упражнение помогает психологу увидеть, услышать проблему ребенка, (если таковая имеется) и принять решение о проведении дальнейшей коррекционно-развивающей работе.

 

Вариант 3. (индивид, подгруп.) «Мои друзья»

«…посмотри(те), не спеши(т)е и выберете себя и твоего друга (друзей)»;

– «…представь(те) себя и его(ее) ,  пожалуйста:  как его (ее) зовут, какое у него (нее)  настроение, что  он (она)  любит больше всего,  чего он   (она)  боится, что у  него (нее) лучше всего получается,  чем любит заниматься, в чем он (она) самый (ая) лучший (ая) и т.д…»;

Формирует навыки общения со сверстниками., навыки обхождения с чувствами, навыки альтернативы агрессии: умение выражать свои чувства, распознавать чувства другого, обращаться с собственным гневом, реагировать на гнев другого человека, отстаивать свои интересы мирным путем, а также помогает психологу увидеть, услышать проблему ребенка, (если таковая имеется) и принять решение о проведении дальнейшей коррекционно-развивающей работе.

 

 

Можно также:

–  проводить релаксацию на поляне– «…жители этой полянки очень любят греться на солнышке и отдыхать, давайте и мы присоединимся к ним…»;

 

покричать на поляне (ведь в лесу никто не услышит) «…иногда лесные жители любят пошуметь, давайте узнаем, кто из них громче всех кричит…»;

 

 

«Сокровища жителей Поляны Доброты –  Комплименты»

«Жители Поляны Доброты хранят в этом сундучке сокровища, это не золото и не бриллианты, а что это за ценности мы сейчас узнаем…  они очень любят говорить друг другу комплименты…»

Формирует навыки общения со сверстниками- умение выражать симпатию, принимать комплименты.

 

«Родничок»

На поляне все время журчит веселый и добрый родничок. Но сегодня он молчит…. Он ждет, чтобы вы оживили его своими добрыми делами. Подумайте, какое доброе дело вы можете сделать. Может быть, для друга, для родных и близких, а, может, для незнакомого человека, для котенка, для птичек. Кому ты сможешь подарить свою доброту? (после того когда все дети скажут комплименты, психолог включает фонтанчик)

Формирует навыки общения со сверстниками, взрослыми- предлагать помощь сверстнику, взрослому, проявлять инициативу.

 

«Золотая рыбка»

Рядом с поляной есть пруд, а в нем живет золотая рыбка, она исполняет желания. «Чудо чудное свершись- рыбка, рыбка появись!» Дети по очереди трут ей чешуйки и загадывают желание…(говорят добрые слова-пожелания для себя, для друзей, для родных, для окружающих…)

 

 

– «…давай(те) придумаем историю про какого-нибудь из жителей лесного домика, «Жил-был, или жила-была…», которая  позволяет  детям “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого и решить следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка.

 

 

 

Ритуал-завершение: «Солнышко»

 

Comments are closed