Патюкова Екатерина Николаевна
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
– отгороженность от внешнего мира;
– слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
– неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
– недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
– приверженность к сохранению неизменности окружающего;
– неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
– однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
– разнообразные речевые нарушения при РДА;
– у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения.
Цель проекта:
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
Задачи проекта:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: педагог-психолог, ребенок аутист, родители ребенка, педагоги доу.
Ожидаемые результаты:
Для ребенка:
1) Смягчение эмоционального дискомфорта;
2)У ребенка появится интерес к внешнему миру.
3)Появится потребность в социальном контакте.
4) Развитие памяти, внимания, мышления.
Для родителей:
Повышение компетенции родителей, воспитывающих ребенка с РДА.
Для педагогов:
Сформированность у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с расстройством аутического спектра.
Этапы реализации проекта
1 этап «Подготовительный»
Для педагога-психолога:
- Подбор методической литературы, информации через интернет.
- Пополнение предметно-развивающей среды.
Для ребенка:
- Определение типа аутистического дизонтогенеза, или уровня нарушений эмоционально-волевой сферы, с помощью наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка
Для родителей:
- Беседа, сбор психологического анамнеза, где важнейшее значение имеют сведения о матери и других близких.
Для педагогов ДОУ:
- Анкетирование «Сформированность основных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ОВЗ».
2 этап «Основной» (работа над проектом)
Для ребенка:
- Стереотипные игры (любимые игры ребенка).
- Сенсорные игры:
-зрительные («Пузырьковая колонна», «Проектор», игры с красками «Цветная вода», «Смешиваем краски», игры со светом «Солнечный зайчик», «Тени на стене»).
-слуховые (звуки природы, постучим, погремим, найди такую же коробочку, музыканты).
-тактильные (световой стол, тактильное панно, тактильные дощечки, фигурный кубик, матрешки, прищепки, крышки, палочки от мороженого, шнуровки и т.д.).
-двигательные (сухой бассейн, сухой дождь, ходьба, танцы, бег)
Для родителей:
- Беседы, консультации по результатам проходящих игр, мероприятий.
- Рекомендации «Игры для ребенка»:
-игры с водой (фонтан, бассейн, мыльные пузыри, пенный замок и т.д.)
-игры со свечами (подуем на огонек, гуляем в темноте, рисуем дымом, праздник на воде, холодно-горячо и т.д.).
-игры со льдом («Тает льдинка», «Разноцветный лед», «Ледяные фигуры» и т. д.).
-игры с крупами («Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Дождь, град», «Покормим птичек», «Вкусная каша», «Разложим по тарелочкам» и т. д.).
-игры с ритмами (хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, танцы, пение детских песенок и т. д.).
-игры с пластичным материалом (пластилин, радужный песок, кинетический песок и т. д.).
Для педагогов:
- Консультация «Общение с аутичным ребенком»
- Семинар «Ранний детский аутизм»
- Оформление сенсорных уголков по всем группам детского сада.
3 этап заключительный
Для ребенка:
- Сюжетно-ролевые игры совместные с родителями и педагогом-психологом, которые направлены на отношения с семьей.
- Двигательные игры для развития коммуникативной функции («Волшебник», «Море волнуется…», «Веселый мячик», «Комплименты» и т.д.)
- Коммуникативные игры для формирования эмоционального контакта («Твоя ладошка, моя ладошка», «Покатаем мячик», «Мой кубик, твой кубик», речевые игры с картинками «Паровоз», «Осенняя прогулка», «Про машинки», «Посуда» и. т. д.).
Для родителей:
- Сюжетно-ролевые игры в домашних условиях с использованием предметов заменителей (с постепенным развитием сюжета)
- Коммуникативные игры для формирования эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла (взрослый берет за руки и, покачиваясь, напевает ему песни. Взрослый берет на руки ребенка и поет ему колыбельные песни на ночь).
Для педагогов:
- Рекомендации «Игры для аутичных детей»
- Анкетирование «Мое отношение к детям с ОВЗ»
Список используемой литературы
1). Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.,2003.
2). Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991.
3). Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом. Дис… канд. М., 1985.
4). Рудик О.С. Как помочь аутичному ребенку. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014.
5). Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.— (Особый ребенок).
6). Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Изд-во: АРКТИ, 2009. – 88 с. (Серия: Развитие и воспитание)
7). Колягина В.Г. Арт – терапия и арт – педагогика для дошкольников. Учебно методическое пособие. –М.: Прометей, 2016.-164 с.
8). Савина Е.А. и Максименко О.В. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. . «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008 г.
9) Интерне источники:
https://www.yburlan.ru/biblioteka/igry-dlja-autistov-razvitie-s-radostju
http://www.maam.ru/detskijsad/seminar-dlja-pedagogov-tema-ranii-detskii-autizm-rda.html.