Развитие социально-коммуникативных навыков через командное взаимодействие (игровой тренинг)

Конспект  игрового тренинга «У нас все получится! Если мы едины – нам все по плечу!» Карпова Ирина Валентиновна

Обоснование актуальности и значимости

Современному человеку для его социализации важны такие качества, как коммуникативность, целеустремленность, умение взаимодействовать с окружающими, учитывать интересы других и в соответствии с этим строить отношения с окружающими. Важным компонентов является  умение взаимодействовать в коллективе  с коллегами.

Развитию данных качеств способствуют игровые тренинги, направленные на командообразование.

Командообразование является процессом, в котором оценивается, как члены коллектива (рабочих групп) сотрудничают друг с другом и, в случае необходимости, планируются изменения, ведущие к повышению эффективности групповой деятельности.

Но не каждый готов полностью довериться своей команде. Успешная команда отличается тем, что в ней каждый готов положиться на другого.

Тренинговые игровые упражнения  дают возможность физически почувствовать поддержку команды, определять  и согласовывать цели, распределять групповые роли, анализировать работу команды, принимать командное решение.  Это возможность осознанно управлять динамикой группы, сплотить участников, увлечь их совместным действием!

Важно  подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному: выполняя определенные профессиональные или организаторские функции,  влияя психологически на атмосферу в команде, вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах,   сглаживая конфликты.

Цель проведения игровых тренингов: развитие навыков командной работы, взаимопонимания участников группы.

 

Задачи:

  • Развитие коммуникации (фокусировка на единой цели, соотношение личной цели с общегрупповыми интересами, взаимодействие, принятие ответственности за себя и команду).
  • Развитие самоорганизации: концентрация, фокусирование, понимание сути поставленной перед группой работы.
  • Развитие умений распределения ресурсов группы.
  • Умение координировать и согласовывать свои действия с действиями других.

Что дают игры  направленные на командообразование:

  • сплочение коллектива;
  • социальное взаимодействие;
  • развитие навыков общения и коммуникации;
  • работу с психологическим настроением;
  • проявление личностных качеств:
  • навыки групповой работы;
  • эмоциональные отношения;
  • умение договариваться;
  • развитие рефлексивных процессов.

 

Следует отметить, что данные упражнения продуктивно используются не только с педагогами, но и с детьми дошкольного возраста с целью развития навыков взаимодействия со сверстниками, а также с целью формирования двигательной координации и психомоторных навыков.

Опыт работы по данной теме был представлен на муниципальном  методическом семинаре в рамках МИП   26.01.2018 г.

 

КОНСПЕКТ ТРЕНИНГА

«У нас все получится! Если мы едины – нам все по плечу!»

Цель: Развитие взаимопонимания и навыков командного взаимодействия.

Задачи:

  1. Развитие социальных навыков.
  2. Развитие умений определять и согласовывать цели, распределять групповые роли.
  3. Развитие умения анализировать результаты  командной работы, принимать командное решение.
  4. Развитие умения  коммуникации и активного слушания.
  5. Развитие лидерских качеств.
  6. Развитие умений определять  и согласовывать цели, распределять групповые роли.

 

Материал:  листы ватмана,   игровое  оборудование для тренинга:

«Командный транспортер»

«Кольцо Победы»

«Башня власти»

                    «Лабиринт»

 

 

«Командный рисовальщик»

 

Ход.

Здравствуйте! Я рада Вас видеть. Тему нашей встречи я предлагаю Вам определить самим. А поможет нам в этом притча.

  1. Притча «Сила Единства» (название не проговариваю).

Однажды ученик духовного Учителя перестал посещать храм и собрания учеников, хотя ранее он делал это регулярно и с энтузиазмом. Шло время и духовный Учитель решил разузнать, как идут дела у его подопечного, и потому отправился навестить своего ученика.

Увидев духовного Учителя, ученик поклонился и усадил его в удобном месте возле камина, а также предложил ему воды и еды, но духовный Учитель не был голоден. Так они оба начали смотреть на красиво играющее пламя костра в полной тишине.

Вдруг духовный Учитель взял каминные щипцы, подхватил ими небольшое пылающее полено и положил его поодаль от пламени. Молчание продолжалось…

Тем временем пламя вынутого полена, полностью погасло и полено продолжало лишь тлеть, а через некоторое время и вовсе потухло. Теперь оно, черное и остывшее, без единой искорки, безжизненно лежало рядом с энергично пылающим пламенем костра…

После этого духовный Учитель снова взял щипцы и положил потухшее полено обратно в костёр и, буквально через мгновение, оно ярко запылало вместе с другими поленьями, как и прежде, а может быть даже ещё ярче.

Не проронив ни слова, Учитель поднялся и ушёл. На следующий день ученик пришёл в храм и искренне от всего сердца поблагодарил духовного Учителя за преподнесённый им безмолвный урок.

Как вы думаете, о чем эта притча? (ответы педагогов) Совершенно верно, эта притча о единстве команды, о том, что когда мы вместе, мы – сила.

Притча так и называется «Сила единства». И тема нашей встречи «Единая команда».

От  того, насколько сплочён коллектив, зависят и его успехи.

  1. «Мозговой штурм»

Для того, чтобы добиться успехов любому коллективу (а тем более педагогическому), необходимо выполнить некоторые условия.  Как Вы думаете какие? Что нужно для того, чтобы коллектив был успешным и достигал поставленной цели?  (ответы педагогов).

Итог – Коллектив должен быть единой командой.

Предлагаю на каждую букву слова «команда» придумать прилагательные, характеризующие педагогический коллектив (ответы педагогов).

К – креативный

О – ответственный

М – мобильный

А – активный

Н – надежный

Д – деловой

А – артистичный

 

Упражнения, которые мы с вами проиграем,  направлены на   умение работать в команде, согласовывать цели, распределять  групповые роли, анализировать  командную  работу, определять лидера.

Здесь видно все: и настрой на работу, и желание брать на себя ответственность, и умение вести за собой…

Успеха добьются только те, кто осознают, что ключ к победе – согласованные усилия всей команды!

Итак, давайте поиграем!

  1. «Командный транспортер»

На столе лежит платформа, на которой размещен мяч. Ваша задача, держась за нити,  поднять платформу, чтобы мяч не соскользнул с нее, а затем опустить   ее на стол, не уронив мяч.

Рефлексия.  Что Вы чувствовали во время выполнения  упражнения? Легко ли было его выполнять? Что (или кто) мешало Вам? Как с Вашей точки зрения распределились роли?

 

  1. «Кольцо победы»

Необходимо, держась за нити,  снять кольцо со стержня,  не уронив мяч, а затем  вернуть кольцо и мяч  на место, т.е. надеть кольцо на стержень, поставить мяч на прежнее место.

 

Рефлексия.

 

  1. «Башня Власти»

На столе стоят деревянные блоки  с прорезями (блоки отличаются друг от друга размером (большие и маленькие) и цветом (темные и светлые). При помощи шнуров, управляя «подъемным краном» необходимо:

  1. Построить башню,  ставя, блоки друг на друга.
  2. Поставить блоки, согласно рисункам на карточках.
  3. Поставить блоки, согласно рисункам на карточках и продолжить ряд.

 

Варианты схем:

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

  1. «Лабиринт»

 

Держась за нити провести шарик по лабиринту.

 

         

Рефлексия.

 

  1. «Командный рисовальщик»

На столе прикреплен лист ватмана. Используя «командный рисовальщик» коллективно написать слово «Команда».

 

Рефлексия.  Как Вы себя чувствовали во время выполнения упражнений?  Какое упражнение понравилось больше?  Как изменилось Ваше отношение к  работе в коллективе?

  1. «Подсолнух»

Сейчас, в конце нашего занятия, мне хочется предло­жить вам небольшое упражнение, которое называется «Подсолнух». Встаньте широким кругом, затем сядьте на пол и закройте глаза…  Почувствуйте, что вы – единая группу и как вы необходимы  друг другу…

Теперь откройте глаза и медленно поднимитесь…. Сузьте круг, чтобы стоять вплотную друг к другу, и положите руки на плечи своим соседям. Представьте себе, что вы все — это цве­ток подсолнуха, который медленно покачивается под дуновением вет­ра. Закройте глаза и медленно качнитесь сначала влево, а затем впра­во… (30 секунд.)

Продолжая двигаться в ритме подсолнуха, откройте глаза и по­смотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каж­дым… (2 минуты.)

Попытайтесь ощутить эту энергию в своем теле…  Скажите се­бе самому: «каждый из вас и все вместе   наполнены жизненной силой и у вас   есть энергия для рос­та и развития»… (1 минута.)

Теперь постепенно откройте глаза…, произнесем: «У нас все получится! Если мы едины – нам все по плечу!»

Работа нашей группы завершена. Спасибо.

Comments are closed.